Самая молодая из русских народных рок-групп, шотландцы Franz Ferdinand на виду уже десять лет и все эти годы гастролируют как подорванные: по едва ли полным сведениям setlist.fm, одну только песню “Take Me Out” группа успела сыграть живьем 551 (!) раз. Переехав из Москвы, где Franz Ferdinand когда-то вешали табличку “sold out” на ошарашенный клуб “Б2” и закрывали “Максидром” при живых Лагутенко с Земфирой, в Монреаль, я захватил с собой очень немногие из старых привычек, но даже бросить курить оказалось легче, чем отказаться от коротких встреч с Franz Ferdinand, приехавших сюда в четвертый раз за пять лет.
“Brief Encounters” – именно так, в высшей степени уместно, называется лучшая песня Franz Ferdinand с их нового альбома “Right Thoughts, Right Words, Right Action”, а заодно и одна из лучших песен 2013 года. И если звучание Franz Ferdinand за десять лет пусть самую малость, но менялось, то их подход к выступлениям – чем скорее все будут счастливы, а мы поедем дальше, тем лучше – остается непоколебимым, хотя альбомов у группы уже четыре, а хороших своих и любимых чужих песен – свыше полусотни. На более или менее среднестатистический сет-лист из 19 номеров в монреальском “Метрополисе” у шотландцев ушло примерно 80 минут, и некоторые жалуются, что при билетах за 50 долларов (для Монреаля это дорого) играть можно было и подольше.
Жалующиеся, впрочем, упускают два важных момента. Во-первых, дальше Franz Ferdinand поехали, предварительно и впрямь осчастливив всех пришедших. А, во-вторых, творческий метод Franz Ferdinand в целом, равно как и их устойчивая репутация выдающегося концертного состава, напрямую связаны именно с их лаконичностью, краткостью, быстротой принятия решений и скоростью воздействия на ноги и мозг зрителя. Как двойной скотч отличается от литра пива, так и шоу Franz Ferdinand непохожи на концерты других – более именитых, более амбициозных, иногда даже более талантливых – рок-групп, зависящих от уймы сторонних факторов и уверенных в себе лишь настолько, насколько позволяют обстоятельства.
Уверенности в себе Franz Ferdinand позавидует кто угодно, и, чтобы поддерживать упомянутую выше репутацию, им не нужны ни лихие соло, ни изобретательные аранжировки, ни даже свет со звуком (звук в “Метрополисе” традиционно не впечатлял). Чтобы лишний раз напомнить, за что мы их любим, Franz Ferdinand потребовалась техническая авария: в разгар “Stand on the Horizon” динамики издали что-то страшное, застав врасплох как зал, так и самих музыкантов. “Быстрый технический вопрос: всему [непечатное слово] или можно продолжать?” – мгновенно поинтересовался у звукорежиссера все еще оглушенный Алекс Капранос (Alex Kapranos), и уже через минуту группа играла “Right Action” в осторожной unplugged-версии, а уже через две – вновь вжала педаль газа в пол.
За десять лет и 80 минут стало ясно, что Franz Ferdinand живьем – это опыт, который не стыдно сравнить с концертами Игги Попа (Iggy Pop) или любой из групп Джека Уайта (Jack White): в нем важен не хронометраж или сет-лист, а, напротив, способность забыть о времени и ожиданиях, уйдя в безоговорочный и безостановочный рок-н-ролльный отрыв. Не волнуйтесь, я в курсе, что так сейчас не говорят и не пишут, но Franz Ferdinand – они, в общем, и не про сейчас, а про то славное время, когда несколько славных парней, не сговариваясь, убедили себя и окружающих в том, что это лучшая группа на свете, а уже через полгода песню “Take Me Out” пели хором “Б2” и “Олимпийский”.
На недавнем концерте Franz Ferdinand в монреальском “Метрополисе” песня “Take Me Out” прозвучала живьем в 552-й (как минимум) раз – и так же здорово, как она, в этом году не звучало живьем ничто. Кроме, может быть, ударных концовок “Do You Want To” и “Outsiders”, обязательного реверанса Донне Саммер в “Can’t Stop Feeling”, ностальгических “Darts of Pleasure” и “Michael” и, разумеется, “Brief Encounters”. Лучшую из своих новых песен Franz Ferdinand упрямо отказывались играть на протяжении полугода, но за две недели до приезда в Монреаль включили в сет-лист – в который уж раз заплатив мне по кредиту доверия и гарантировав, что я ни за что не пропущу и следующий их концерт.
Дата образования:
1 января 2002
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)