Любой, кто составляет список легендарных гитаристов, сталкивается с этой проблемой: быстро набираешь первую сотню, а потом долго мучаешься, расставляя места в списке. Слишком они разные: лысый маг Джо Сатриани (Joe Satriani), харизматичный Билли Гиббонс (Billy Gibbons) из ZZ Top, уникальный "технарь" Стив Вай (Steve Vai), глэм-кудесник Брайан Мэй (Brian May), тяжелый блюзмен Джо Бонамасса (Joe Bonamassa), Flea, Джек Уайт (Jack White)... А ещё Би Би Кинг (B.B. King) конечно, Эрика Клэптона (Eric Clapton) можно тоже вспомнить, нестареющего Кита Ричардса (Keith Richards)... Эти парни действительно могут забросить слушателя в экстаз своими элегантными пассажами и мелодичными "запилами" на гитаре...
Список действительно огромный. Но среди этих музыкантов есть гитарист, который достиг больших высот в своей музыкальной карьере вопреки всему. Если составить список самых целеустремленных и несгибаемых гитаристов мира - именно он будет лидировать в этом списке с огромным отрывом.
Джеффа Хили (Jeff Healey) вряд ли назовешь прирожденным счастливчиком. Возможность сделать успешную музыкальную карьеру у него была всего одна. И, добившись настоящего признания у слушателей, Хили ещё и доказал, что любовь к музыке и невероятная сила воли действительно творят чудеса.
...Трудности начались для Джеффа с рождения. Сразу после родов от него отказались родители, поэтому его усыновила супружеская пара. И на этом злоключения не закончились: когда Хили не было и года, у него обнаружили рак глаз. Дорогостоящая операция и глазные протезы не помогли, и вскоре мальчишка полностью ослеп...
Однажды на Рождество трехлетнему Джеффу подарили гитару. Казалось бы, какой-то совершенно нелепый подарок для слепого парня! Но, уже спустя пару лет Хили ловко перебирал струны перед небольшой публикой, наигрывая мелодии популярных песен. Причем делал это сложным и необычным способом, будто играл на гуслях: уложив гитару на колени, нажимал на струны пальцами левой рукой и перебирал их правой.
Поверьте, выдавать таким образом тягучие риффы – труд нелегкий, но целеустремленность и усидчивость парня сделали свое дело. За время обучения школе для слепых ююный Джефф успел сменить несколько музыкальных коллективов, и уже к 16 годам собрал собственную группу Blue Direction. В ней Хили исполнял не только блюзовые соло, но пел, импровизировал с джазовыми стандартами и даже играл sunshine reggae.
Складывается впечатление, что из-за своей слепоты Хили просто не замечал каких-то видимых причин, по которым он не мог стать первоклассным музыкантом. Джефф стремительно набирал опыт и отрабатывал технику игры. Уже через три года, в 1985, когда парню стукнуло 19 лет, его заметил именитый блюзовый гитарист Альберт Коллинз (Albert Collins). Он был настолько поражен талантом Джеффа, что незамедлительно предложил сыграть пару-тройку нестареющих блюзовых нетленок на своем выступлении. Кроме того, необычная техника игры в сочетании с удивительной музыкальной интуицией музыканта сильно впечатлили великих блюзменов Би Би Кинга и Стива Рэй Вона (Stevie Ray Vaughan). Они попросили Хили выступить и на их концертах, которые, надо сказать, прошли с аншлагом.
Набив руку и пальцы на выступлениях со знаменитыми музыкантами, в тоже же году Джефф Хили вместе с бас-гитаристом Джо Ромэном (Joe Roman) и барабанщиком Томом Стефеном (Tom Stefen) основал группу "имени себя" - Jeff Healey Band. Парней ожидал грандиозный успех не только в Канаде и Штатах, но и за пределами континента.
Дебютный альбом с видным названием "See the Light" Хили и Ко, выпустили через три года, в 88-м. Несмотря на то, что пластинка напичкана кавер-версиями известных блюзовых композиций, - тут и задиристый кавер песни ZZTop "Blue Jean Blues", и залихватская переделка инструментала "Hide Away" Фредди Кинга (Freddie King),- группа сразу оказалась на строчках музыкальных чартов Канады и даже была номинирована на "Album of the Year" канадской премии Juno Awards. А сингл с этого лонгплея – проникновенная блюзовая баллада, рассказывающая о том, как обманчивы глаза любимой, , быстро завоевал сердца меломанов и в Канаде, и США. К тому же, эти "ангельские глаза" показали и проложили слепому музыканту и его группе путь на большую сцену.
Несмотря на удачный дебют, парни совсем не собирались расслабляться: они подкрепили свою возрастающую популярность, написав и сыграв заводной саундтрек Roadhouse Blues в фильме "Придорожная закусочная", где в главной роли закусывал Патрик Суэйзи (Patrick Swayze). В итоге и саундтрек, и фильм стали хитами конца 80-х, а молодые музыканты обрели ещё большую известность.
Такая популярность группы напрямую казалась на ее составе – в коллектив влились ещё два музыканта, клавишник и гитарист, и уже в 1990 в обновленном составе Jeff Healey Band записали второй лонгплей "Hell To Pay". В Канаде эта пластинка моментально попала в первые строчки музыкальных чартов. Но, в США стала чуть менее успешной, чем дебютник. Копий разошлось не так много, да и тираж пластинки заметно упал. Причем не спасли альбом ни эпично-цепляющий кавер на композицию While My Guitar Gently Weeps экс-битла Джорджа Харрисона (George Harrison), ни совместные блюзовые "запилы" Хили и Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в "I Think I Love You Too Much". Но, все же на альбоме есть и традиционные, драйвовые блюзовые "зарисовки" – чего стоит заглавная "Full Circle" или адски заводная "Hell to Pay", после которой хочется выдать на гитаре что-нибудь такое же драйвовое.
После выхода альбома Джефф и его команда начали активно гастролировать по Канаде и Америке, и через два года записали следующую пластинку "Feel This", куда вошел один из самых узнаваемых хитов команды – отвязная "Cruel Little Number". Кстати этот диск почти полностью состоит из оригинальных композиций Jeff Healey Band. Ну, за исключением пары-тройки песен, над которыми парни работали с именитыми музыкантами – например текст к "If You Can`t Feel Anything Else" написал известный американский сонграйтер и композитор Уилл Дженнингс (Will Jennings). В результате получился динамичный блюз-рок с бесконечными соло и немного нелепым речитативом в куплетах. Может парни просто хотели идти в ногу со временем и отдать дань моде 90-х?... Тем не менее, пластинка получила хорошую ротацию на радио, а клип "Cruel Little Number" начал часто мелькать на MTV.
Надо признать, у Хили с кавер-версиями были всегда особые отношения – ведь это отличная возможность "заточить" аранжировки хитов знаменитых музыкантов под собственный саунд. Так группа решила отдать дань тем композициям, которые вдохновляли их в начале творческого пути, и в 95-м выпустили новый релиз - альбом "Cover to Cover". И, надо сказать, музыканты постарались на славу: все композиции звучат не как самодельные перепевки песен на скамейке во дворе, а как тщательно отобранные и серьезно переосмысленные композиции, сильно повлиявшие на профессиональных музыкантов. И при этом заметно, что Джефф Хили и его "бэнд" хорошенько переосмыслили и придали особый антураж каждому треку-каверу. Взять, к примеру, ту же битловскую "Yer Blues", которую музыканты из достаточно посредственной и "заигранной" мелодии превратили в тяжелый и динамичный блюз с вкраплениями классического hard`n`heavy.
После выпуска альбома и очередных изматывающих гастролей в режиме нон-стоп по Европе и Америке, Jeff Healey Band взяли тайм-аут, чтобы перевести дух и отдохнуть от бесконечных концертов и работ в студии. Творческий отпуск затянулся аж на пять лет, и лишь изредка Healey`s Band напоминали о себе сборниками с пресловутыми названиями типа "зэ грэйтест хитс" и "зэ вэри грейтест хитс". Впрочем, перерыв группе пошел только на пользу — не спеша и основательно, парни репетировали и готовили материал для следующего альбома. И, отдохнувшие и посвежевшие, уже в 2000-м Jeff Healey Band выпустили свой пятую работу "Get Me Some". Пластинка получилась, что называется, в лучших традициях команды — тут и фирменные блюзовые риффы песен "Holding On" и "Which One", и позитивно-энергичная "My Life Story", и цепляющий звон акустической гитары, который переходит в изумительное соло трека "Damage Is Done", и фирменный вокал с хрипотцой... Эта пластинка просто приказала музыкантам провести большой тур по Штатам и Канаде, который оказался очень успешным. Причём, в этом заслуга не только первоклассно сыгранного блюз-рока с обязательными элементами кантри и харда, но и фантастичекое поведение музыкантов на сцене. От Джеффа и его команды шла такая энергетика, заряженная позитивом и жизнелюбием, что зрительный зал буквально взрывался аплодисментами после каждой песни. Когда гастроли подошли к концу, музыканты вновь разошлись "каждый по своим углам". Впрочем, сам Хили не собирался забрасывать свою музыкальную карьеру, и уже в 2002-м году записал первый сольный альбом "Among Friends", где поразил поклонников кардинально изменившимся звучанием. Джефф здесь не только пел и играл на гитаре и банджо(!), но и успел освоить трубу. При этом на пластинке даже нет и намека на "тот самый джеффовский блюзовый саунд", но зато есть яркие пассажи духовых, засвингованный ритм и заставляющий пуститься в пляс регтайм. Хили сделал удивительную вещь - он пошел против течения: в то время, когда даже монстры рока стремились добавить в свои работы как можно больше электроники и один за дргугим объявляли о сотрудничестве с диджеями, по стилистике его альбом напоминает скорее виниловую пластинку с джазовыми шлягерами 20-х — 40-х годов прошлого века, а не какой-нибудь супердиск с модным саундом.
На этой пработе эксперименты и импровизации слепого музыканта с джазовыми импровизациями не закончились — через два года он выпустил пластику "Adventures in Jazzland" и даже стал ведущим на радио, где рассказывал о джазовых музыкантах и их творчестве.
О своих блюзовых корнях Джефф тоже не забывал и часто давал концерты в США и Канаде. Правда в самый разгар гастролей, у музыканта обнаружили саркому обеих ног и рак легких. По воспоминаниям одного из музыкантов, который участвовал с ним в туре, Джефф выглядел очень уставшим и подавленным. Но, стоило выйти на сцену, как он тут же преображался и задавал отличное настроение и музыкантам, и зрителям...
Музыкант прошел много курсов химиотерапии, ему удалили саркому и опухоль легких, но рак всё же "сожрал" его - в 2008 году Хили скончался в одной из больниц Торонто. Самое интересное, что незадолго до своей смерти Джефф успел записать свой последний альбом "Mess of Blues", на котором он отдал дань уважения уже не только своим кумирам, но и музыкантам, работавшим с ним на протяжении всей карьеры.
После смерти имя музыканта сразу попало в "Зал славы рок-н-ролла", где заняло место между автографами Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix) и Джимми Пейджа (Jimmy Page), а его пластинки стали классикой и эталоном звучания блюз-рока. Музыка слепого музыканта каким-то чудом открыла глаза слушателям на то, что оптимизм, целеустремленность и жажда жизни действительно могут свернуть горы. Но главное, самому Джеффу Хили удалось доказать: главное в жизни - то, что глазами не увидишь.
Дата рождения:
25 марта 1966
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)