Как всякий отечественный фестиваль, Kubana вызывал здоровый скепсис у определённой части любителей музыки - особенно тех, кто имеет возможность сравнивать наши мероприятия и европейские. Речь идёт не только о бытовых условиях, но и составе выступающих. К чему лететь два часа, пускай даже и на море, чтобы послушать группы, которых и так можно увидеть гастролирующими по России? Команда Kubana это учла: с каждым годом лайн-ап становился всё лучше. В этом году не поехать на фест было бы уже странно, и, собственно, благодаря поездке стало ясно, что этот open air прочно занял свою нишу между "Нашествием" и "Пикником".
В свой "юбилейный" год Кубана получила больше места под площадку, чем раньше, хотя старожилы ворчали: мол, сайд расположен дальше от моря. Неизвестно, в чём проблема, поскольку до пляжа было каких-то 15 минут весьма размеренным шагом, причём большую часть пути надо было пройти по территории фестиваля.
Начало Кубаны традиционно обставляется с большим пафосом: салюты круче, чем в Диснейленде, огненные залпы - как на концерте Rammstein, флаги, шествия. Эффектный ход – панк-опера Эмира Кустурицы (Emir Kusturica) "Время цыган", которая стала идеальной увертюрой для такого мероприятия. Если вы уже видели фильм, всё равно посмотрите живую постановку. Не только потому, что опера и кино – это разные жанры (и, соответственно, это разные произведения), но и потому, что опера вызывает совершенно иные эмоции. Респект организаторам за то, что в условиях open air они смогли технически провернуть сложную машинерию оперы. Привезти в чисто поле такое количество декораций и вывести на сцену одновременно такое количество людей (и даже гусей!) – это сильно!
Второй день стал для Кубаны ключевым - и опустошительным. Нет смысле описывать всем известную ситуацию с командой Bloodhound Gang и последующих визитов на фестивальное поле представителей Прокуратуры и СК, а также губернатора Ткачева: она получила широкую известность, и очень жаль, что после всех воплей и криков все позабыли об одном простом факте: организаторы Кубаны не имели к украинскому инциденту ровным счётом никакого отношения. Тех, кто до сих пор жаждет мести, советую утешиться фактом: в течение как минимум пяти лет группа на просторах необъятной не появится. На этом вопрос закрыт. Было безумно жаль продюсера Илью Островского, который мало того, что кинулся грудью на амбразуру, выйдя на сцену с объяснениями, так ещё и дал пресс-конференцию, на которой, с трудом подбирая слова говорил, что, если Bloodhound Gang захотят засудить, то так тому и быть. Закон, мол, есть закон. И в эту секунду стало ясно, что ни о каком "полуострове свободы" тут речь не идёт. Перед журналистами сидел человек, к виску которого приставили заряженный пистолет: в любую секунду фестиваль могли прикрыть, и единственное, что, возможно, спасло ситуацию, это количество прибывших на него людей. Чуть позже, когда страсти поутихли и Илья немного пришёл в себя, он даже с горечью говорил о том, что он принял меры, а это всё равно не оценили.
Что касается основной, то есть музыкальной, составляющей, то в программе первого дня была заявлена команда Electric Six, но, увы, ждать хедлайнера предстояло до 3 ночи. На этот счёт музыканты пошутили у себя в блоге – дескать, да, раньше 3 am ничего интересного обычно не происходит. Несмотря на это, не все птицы долетели до Ласточкиного гнезда, что крайне обидно. Зато многие посмотрели Banda Basotti, разделив их социальный пафос, и Anti-flag, солист которого остался не очень доволен приёмом. Сказал, что орать для него могли бы и погромче.
Отличный сет вышел у группы Браво. Кубанцы любят московский бит и заслуженного артиста района Кузьминки Евгения Хавтана. Буквально за месяц до описываемых событий мы имели возможность наблюдать Жанну Хасановну Агузарову, которая исполняла песни из репертуара "Браво" на Пикнике "Афиши" и, к сожалению, такого успеха у неё было. И, не очень тактично такое писать, но и у Роберта Ленца нет и десятой доли той харизмы, что у Агузаровой. И вот с чём бы это можно было сравнить? Союз Браво и певицы - это страсть, союз Браво и Ленца - это долгая счастливая семейная жизнь.
Огромным подарком для граждан фестиваля стало и воссоединение НАИВа, который, из-за отставки американцев де-факто стал хедлайнером. Кстати, это был не единственный раз, когда основное внимание доставалось тем коллективам, которые не были заявлены как гвозди программы. Александр «Чача» Иванов сотоварищи владели сценой на протяжении полутора часов. После объявления об отмене концерта американцев многим было радостно услышать и "Мама-анархия", "Танки-панки", "Я не шучу". Конечно, нельзя было не посвятить одну из песен покойному Михаилу Горшеневу. Пять лет ожидания, обстоятельства концерта и культовые песни создали такой мощнейший эмоциональный накал на площадке, возможно, это был один из лучших концертов НАИВа за всю историю.
На третий день пыли стало так много, что мне вспомнилась сцена из "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", в которой Рауль Дюк/Хантер Томпсон рассекает по пустыне со стаканом пива в руке и повязкой на лице, и цитата оттуда же про устройство мира и потоки энергии, которые зависят от капризов великого магнита. Отрицать его постулаты было сущим идиотизмом. Именно тогда я пообещала себе, что если судьбой мне уготовано вернуться в Москву, я больше никогда не буду жаловаться по мелочам. Кстати, раз уж мы вспомнили фильм - заговорим о наркотиках. Досматривали всех пристрастно, и потому часто у зоны Libre, то есть главной сцены, образовывалась гигантская очередь. Это было некошерно – камрады пропускали по полсета. К тому же, на выходе из зоны фестиваля тоже шмонали. К чему это дублирование функций?
Отличное дополнение к сет-листу создали японские коллективы – Tokyo Ska Paradise Orchestra и герои visual kei The Gazette . Хотя последние уже сейчас способны собрать в крупном российском городе стадион, можно предположить, что своего пика "японская волна" ещё не достигла и настоящее сумасшествие впереди. Замечают ли японофилы, что, несмотря на всю свою оторванность, музыканты создают шоу, в котором всё отточено до мелочей? Я никогда ни на одном концерте не видела, чтобы музыканты так синхронно крутили головами, как участники The Gazette. Такой хедбенгинг по циркулю. Впечатляет.
Полный восторг у публики вызвало выступление титана советской поп-музыки Юрия Антонова. Он был триумфатором! Во-первых, певец - бесспорно, в отличной форме (68 лет человеку), во-вторых, все родом из детства: и летящая походка, и море-море вшиты в ДНК. Вспомним невероятный успех Михаила Боярского в уже несуществующем клубе Ikra, куда его в первый раз пригласили выступить - практически в шутку. Шутка удалась: клуб стоял на ушах. На фоне такого великолепия заявленные хедлайнерами Guano Apes смотрелись даже бледно, хотя винить их совершенно не в чем. Плюс учитываем тяжёлые походные условия: на протяжении сета бедная Сандра постоянно прикрывала лицо, чтобы хоть немного пыли не попало ей в лёгкие.
Видимо, это стало последним сигналом для организаторов: на следующий день площадка уже была засыпана песком. Жить стало легче, жить стало веселее. Ничто теперь не мешало хором подпевать Dog Eat Dog, The Subways и Bullet For My Valentine. The Subways поразили тем, что вместо "родных" слов стали включать в песни аналогичные русские. Каково было вдруг посреди английского текста услышать "Единственная моя". Приятно, чёрт побери! Они же спели песню, близкую каждому кубанцу - We Don`t Need Money To Have a Good Time.
Пафосное начало Буллетов было банально и заезженно, но предсказуемо для их melodic metalcore. Группа приехала представить новую пластику под названием "Temper Temper ". Стилистически она ничем не отличается от предыдущих двух: перед группой стояла задача удержать взятую высоту, но пока это не очень удаётся. Впрочем, об этом трудно сказать, глядя на их живое выступление. Сет был выше всяких похвал, а вот великим The Prodigy надо взять перерыв. Сколько раз мы их видели - и никогда такими уставшими. Чтобы Флинт (Keith Flint) отошёл на второй план?! Чтобы группа играла без импровизационной части? А вот же.
Порадовала ночная сцена: на ней были заявлены Марки Рамоун (Marky Ramone) в роли ди-джея, Паштет и Дэн и Misfits. Из-за серьёзных технических проблем все сеты были задержаны на час. Если учесть, что по плану всё должно было начаться в час ночи, а закончиться в 4 утра, отставание от графика серьёзно сказалось на активности публики. Одно дело ждать выступления вечером, совсем другое – уже утром. Ну ок, что поделать. Порадовала во всех смыслах ночная сцена, на которой в ту ночь были заявлены Марки Рамоун (Marky Ramone) в роли ди-джея, Паштет и Дэн и Misfits. Из-за серьёзных технических проблем все сеты были задержаны на час. Если учесть, что по плану всё должно было начаться в час ночи, а закончиться в 4 утра, это серьёзно. Одно дело ждать выступления вечером, совсем другое – уже утром. Ну ок, что поделать.
Марки – красава. Итак, он вышел на сцену, завёл свою шарманку, постоял рядом буквально два трека и спустился вниз раздавать автографы. Народ, что стоял поближе, конечно, обрадовался, остальные довольствовались его рекламными сообщениями о том, что он будет на следующий день выступать на главной сцене в составе Marky Ramone`s Blietzkrieg и краткими вступлениями к трекам, весьма редким, но забавным. Пример. "Сейчас будет играть группа Blondie, из Нью-Йорка", объявляет он, и тут начинается песня в исполнении Элвиса Пресли. Так и сет прошёл. Ладно, Марки, от тебя всё стерпим.
Очень удачно в перерыве между легендарным Рамоуном и Misfits вписались Паштет и Дэн. Конечно, к их мощным телегам надо готовиться заранее и слушать вдумчиво, но протестные настроения они стимулируют очень хорошо. Ни разу не потерялись на их ярком фоне. Джерри Онли (Jerry Only) и его банда оправдали надежды самых стойких, которым судьба не дала шанс увидеть Misfits в классическом составе, но позволила хотя бы отхватить кусочек. И за это ему спасибо.
Следующий день оказался самым "ломовым". Во-первых, он наконец-то открыл фестивальной публике шведов Hoffmaestro, которые раньше выступали в Москве только на крохотных клубных сценах. Совершенно убойный коллектив, который надо ловить любому уважающему себя промоутеру. У Хооффмаэстро - всё в одном флаконе: Asian Dub Foundation, Gogol Bordello и Ska-P. За отведённые им полчаса музыканты раскачали толпу так, как до этого не сделали The Prodigy. Следующим сюрпризом стали The Pigeon Detectives. Как и многие британские команды далеко не первого эшелона, они сделали хук одной левой, показав, почему британская рок-сцена – самая крутая в мире. Забавно было, когда они вытащили на сцену парня в футболке с надписью The Pigeon Detectives. Парнем оказался редактор Playboy Влад Ковлейский, который просто видел группу пару лет назад на вечеринке журнала. С тех пор активно слушает и, возможно, ради них и приехал. Похоже, у парня был шок.
Конечно, в лайн-апе просто обязано было найтись место для каких-нибудь ирландских панков. Flogging Molly – идеальный клиент Кубаны. Ничего, выходящего за рамки ожиданий, но здесь и надо было попасть в образ. Веселье, пиво, типа фолковые тексты (хотя это не совсем так), песни и пляски – и публика в восторге. У них скоро выйдет новый альбом, так что готовьтесь. Конечно, заждались-таки Марки Рамона на главной сцене с командой единомышленников. Иные панки не совсем понимают желания Марки торговать именем, но, как он пояснил, он поступает честнее, чем его коллега по Misfits – он все же не назвал свой коллектив The Ramones. И не видит ничего зазорного в том, чтобы зарабатывать на славе: ведь торгово-денежные отношения с миром начинаются у любого музыканта, включая панка, ровно в тот момент, когда он подписывает свой первый договор со звукозаписывающей компанией. К тому же, в данном случае есть тысячи и тысячи жаждущих увидеть легенду живьем. Опять же, хотя бы потому, что другого варианта не будет.
Enter Shikari, которых позвали повторно после прошлогоднего выступления, отыграли так, что попытка басиста залезть на аппаратуру и выкурить на сцену сигару (это традиция такая на Кубане – гостям сигары дарить, чтобы прямо на месте и выкурили) запомнится надолго. Шикари, насколько это возможно! "Он упоротый, что ли?, - спрашивали вокруг. Нет, он всегда такой. Посланники «позитивной агрессии» попытались внедрить свою идеологию в российскую публику посредством трансляции своих лучших песен (хотя по мне, у них всё лучшее). "Mothership", "Sorry, You`re Not a Winner", "Destabilise", "Jaggersnauts". барабанное соло из "Gandhi, Mate Gandhi", а на финальной "Arguing With Termometers"на сцене появился российский флаг. Может, мне показалось, но многие команды вели себя подчёркнуто вежливо как по отношению к российским государственным символам, так и к русскому языку.
После такого необходимо было зависнуть на чём-нибудь серьёзном. Поэтому следующими в списке стали Wu-Tang Clan. Тяжеловесы и есть тяжеловесы. В этом году у них должен выйти новый альбом, в честь двадцатилетия существования. Участники уверяют, что он будет мощнее, чем всё то, что они делали раньше. Это с позволения сказать секта способна на многое, так что все пригнулись в ожидании. На концерте блеснули все: Raekwon в "Ice Cream", Method Man в "Fall Out" и "All I Need", Cappadonna в "Slang Editorial", помянули и Ol` Dirty Bastard. Главный идеолог RZA всё это время подавлял мощью на заднем плане. Что радует – выступление "Вутангов" за Pussy Riot. Время идёт, а они не забывают. Не должны девушки сидеть, говорят. Они ведь наркотой не торговали, проституцией не занимались, никого не ограбили и не убили.
Ближе к концу фестиваля устали даже те, кто был морально готов к семидневному марафону. Целая неделя для фестиваля – это много, даже при условии, что днём все торчат на пляже, а концерты начинаются только к вечеру. Всё же обычно организаторы стараются сильнее спрессовывать программу, делая её более насыщенной и разнообразной. С другой стороны, я сама случайно поняла, что такой формат идеален именно для России. По дороге перебросилась парой слов в такси с ребятами из Челябинска. Они сказали, что, во-первых, им не с руки тратить на дорогу пять дней, чтобы побыть на фестивале четыре или тем более три. А когда я упомянула, что на европейских фестах концерты идут одновременно на нескольких сценах, после пары секунд потрясённого молчания получила ответ: "Что, значит, надо выбирать?!" И тут я устыдилась: ведь заставить ребят из Челябинска, или Хабаровска, или Перми выбирать из двух команд равносильно тому, чтобы поставить маленького сладкоежку перед выбором – пирожное или мороженое. Это садизм чистой воды. Хотя большая часть публики на Кубане состоит из петербуржцев и москвичей, они все-таки предпочитают выбираться на фестивали в Европу. Кубана же ставит себе задачу стать местом встречи публики со всей страны. А всем фестивальным новобранцам хочется послушать и увидеть всех-всех-всех, что естественно.
В общем, надо было продержаться ещё два вечера, и было ради чего. Я люблю Skindred, видела их раньше, но им, как и Hoffmaestro, дали ничтожно мало времени – 45 минут. Хорошо, что они успели представить новую песню Kill The Power и показать интересную фишку – "вертолётики". Записывайте в молескины: снимаете футболку и крутите над головой, как винтом вертолёта. Когда это делает толпа, смотрится на ура. Самое смешное, что как раз в этот знаменательный момент на площадку пришёл губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Будем надеяться, ему понравилось. Кстати, басист группы рассказал смешную историю: на одном концерте они кинули в зал кучу зажигалок (не помню, откуда они у них взялись) в толпу, надеясь, что люди зажгут во время какого-нибудь душещипательного момента, а один энтузиаст решил, что это для "вертолётика". И поджёг футболку. Никто не пострадал, но не пытайтесь повторить этот аттракцион дома.
Абсолютно «кубанская» группа Ska-P представила всю свою зубодробильную солянку из лучших ингредиентов, что у них есть: юмора, ярости и, конечно, отличной музыки. Вот уж кто гнёт свою линию, несмотря ни на что – они даже английский не выучили, чтобы было удобнее вести дела. И всё равно продолжают быть на волне. Однако есть подозрение, что на фесте с ними аккуратно провели беседу от греха подальше, поэтому никаких горилл в полицейской форме на сцене не было. В итоге испанцы ограничились непонятным типажом, похожим на Верку-Сердючку. Получилось весело, если учесть, что сия темпераментная мадам в исполнении Пипи наравне с другими участниками группы «пела» про легализацию марихуаны.
На последний день организаторы припасли две бомбы: Skillet и System Of A Down. Первые должны проехаться с туром по России этой зимой, и своим выступлением они прозондировали почву: стало ясно, что их ждут набитые под завязку залы. Skillet относятся к тому типу мейнстримовых команд, которые не назвать гениальными, но чем-то они публику цепляют. В данном случае, это музыка, достаточно мелодичная, чтобы быть понятной, и достаточно "роковая", чтобы быть крутой, грамотные тексты и, уж извините, смазливый вокалист. У них недавно вышел альбом "Rise", который нужно теперь продвигать в массы. Этим команда и занялась на Кубане.
Перед System Of A Down вопрос продвижения давно не стоит. Если судить по тому, с каким нетерпением их ждали, они могут ещё долго заниматься сайд-проектами. Мощи и тяги "Chop Suey", "Toxicity", "I-E-A-I-A-I-O", "Boom!", "Psycho", "Aerials" и других композиций, созданных под руководством Рика Рубина (Rick Rubin), хватит на много лет вперёд. Да простят меня поклонники системщиков, неизвестно, стала бы группа так известна, если бы не Рубин: в студийном исполнении песни производят поистине ошеломляющее впечатление, в то время как на сцене музыканты весьма статичны, только Танкян и спасает. Не обошлось без шпильки в адрес администрации США – песню "Cigar" посвятили беглому американскому оппозиционеру Эдварду Сноудену. Американцы, между прочим, не стали из-за этого поднимать бучу. Почему бы нам не поучиться принимать чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим?
Мне бы хотелось, чтобы Kubana существовала и впредь, и долго. Музыкальный фестиваль – это культурное пространство, а не просто "протокольное мероприятие для молодежи". Помните песню Захара Мая про главную проблему музыки в России? Так вот, перестать слушать г*вно можно только одним способом – ходить на хорошие концерты, открывать новые группы, сравнивать их звук (и да, критиковать!). А не сворачиваться в угоду обиженным и оскорблённым, ряженым, что хором кидаются на одного. Если и действовать в соответствии с законодательством, то строго в соответствии. А уж если действовать - то действовать. И не бояться. Не стоит прогибаться под изменчивый мир.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)