В какой-то момент получилось так, что группа Muse стала одним из самых значительных явлений на мировой музыкальной сцене: с ними сравнивают, их хвалят и ругают, их песни становятся саундтреками к фильмам и даже используются на Олимпиаде. Концерт такой группы хотя бы раз да надо увидеть. Ближайший к России вариант – это Хельсинки, и я отправляюсь именно туда.
Уже с утра у Олимпийского стадиона – толпы подростков. Говорят, что кто-то ещё с вечера ставил палатки у входа на площадку. Теперь распространённая практика на европейских концертах Muse – написание номеров на руках у желающих занять первые (и не только) ряды. Ещё нет и одиннадцати, а мой номер в очереди – 440. Можно пойти погулять по городу и вернуться ко времени открытия дверей.
Когда же это время наступает – толпа, в которой русских не меньше, чем финнов, на удивление медленно и дисциплинированно движется в зал. И хотя до выхода первой разогревающей группы ещё много времени, первые сюрпризы ждут нас уже в виде необычной конструкции сцены. Она выполнена как завод – с трубами и переходами на разных уровнях. Первый ряд теперь – растяжимое понятие, потому что в середине сцены теперь есть выступ, похожий на подиум, доходящий почти до конца партера. Часть трибун для зрителей закрыта, и там расположились необычной формы звёзды. Я располагаюсь в самом конце подиума, и, не теряя общего вида "завода", вижу сцену и всё, что на ней начинает происходить.
Долго ли, коротко ли – и вот на сцене первый разогрев, French Films. Эта финская группа выглядит и звучит как плохая копия Oasis, и поэтому слушать их не очень интересно. Больше интереса вызывает датская группа Mew. В своё время команда была широко известна в узких кругах и даже приезжала в Россию в 2006 году. Было очень любопытно послушать, что они сейчас играют. Группа выходит на сцену под относительно новую песню "New Terrain", которая буквально вводит в транс и создаёт сказочную атмосферу. Необычный голос вокалиста Йонаса Бьёрре (Jonas Bjerre), торжественность аккордов, размеренность музыкальных фраз – всё это создаёт впечатление праздника. Вместе с тем, большой разницы между этим выступлением и концертом Mew в 2006 году я не вижу – почти те же песни, тот же смешной клавишник в очках, те же трогательные чувства, только без видеоряда.
Изменения произошли скорее к худшему. Конечно, сейчас это просто разогрев, но видно, что участники группы чувствуют себя не в своей тарелке, да и вообще как-то постарели и утратили уверенность в правильности того, что делают. Между тем, музыка действительно завораживает, а старые песни - "Am I Wry? No", "156", "Snow Brigade" – добавляют выступлению ощущение встречи со старыми знакомыми.
Самого важного, как всегда, приходится ждать дольше всего. Развлечения до выхода Muse – наблюдать, как четверо светотехников поднимаются на микроплощадки над сценой, чтобы занять свои рабочие места, слушать музыку, отмечая знакомые песни, и следить глазами за роботом Чарльзом, который передвигается по партеру. Робот Чарльз – это очередной сценический реквизит, гигантский робот, который передвигается по залу и по сцене и всегда вызывает уйму восторга. Даже у меня.
На экраны на сцене начинают проецироваться фрагменты из клипа "Unsustainable", из труб "завода" вырывается пламя, участники Muse выходят на сцену. Начинают они с нервически-спокойной "Supremacy", что хотя бы немного, но снижает градус напряжённости в зале. Уже с самого начала можно заметить изменения, произошедшие в манере выступления фронтмена Мэттью Беллами (Matthew Bellamy). Он уже не цепляется за гитару, как раньше, и всё чаще берёт микрофон в руки, а иногда и ходит с ним по сцене. Выглядит это весьма непривычно, но времени задумываться нет. Одновременно происходит столько всего, что не успеваешь крутить головой: вдалеке – сами участники группы, на экраны проецируется видеоряд, который чередуется с крупными плаами участников группы, и при этом ещё хочется успеть получить удовольствие от музыки. Видеоряд бывает временами забавным – чего только стоят мультяшные главы государств, танцующие под "Panic Station" (наш пострел с кровожадным выражением лица тоже засветился). Между тем для исполнения "Resistance" Беллами выходит на самый край подиума, а басист группы Крис Уолстенхольм (Chris Wolstenholme) пристраивается в середине. Атмосфера в зале самая что ни на есть восторженная, люди вокруг меня спокойные, звук прекрасный, песни – ожидаемые.
А вот и проникновенная "Animals". В самой песне, правда, речь идёт о нашем корпоративном мире, а на экране мы видим сюжет о некоем самодовольном топ-менеджере, который в определённый момент получает неприятную новость и меняется в лице. Изменилась в лице и я, когда увидела этого же мужчину, который вышел на сцену и стал яростно и демонстративно разбрасывать деньги в зрителей. Затем деньги полетели и из специальных аппаратов, а мужчина якобы умер. Музыка во время этого неожиданного хода была лишь сопровождением, а деньги оказались специально напечатанными MUSO-банкнотами, что не мешало зрителям их с жадностью собирать.
Последовавшая "Knights of Cydonia", как всегда, звучит мощно, а огонь, вырывающийся из труб "завода", на фоне темнеющего неба выглядит на редкость эффектно. Затем на краешке подиума появляется серебристый рояль Kawai, на котором Беллами исполняет "Sunburn" с альбома "Showbiz" 1999 года. Несмотря на минимальную аранжировку, композиция звучит энергично и актуально, ни в коем случае не хуже более новых песен. Это если не кульминация концерта, то очень значимая его часть.
Другой интерактивный момент – песня "Feeling Good", в которой на экране появляется офисного вида девушка, нервно решающая какие-то вопросы по телефону, уткнувшись в компьютер. Сюрпризом оказывается то, что она и на самом деле сидит в углу сцены, а затем, продолжая разговаривать по телефону, идёт по подиуму, приближается к бензоколонке и начинает из неё пить, захлёбывается, снова пьёт и в итоге опять якобы умирает.
Эта неоднозначная картина сменяется одним из лучших моментов концерта – исполнением "Follow Me", во время которой Беллами с одним микрофоном ходит по подиуму, прижимает руки к груди и падает на колени. Песня звучит очень искренне и проникновенно, чего не скажешь о последовавшей за ней "Liquid State", в которой поёт Уолстенхольм. Судя по всему, исполнение этой песни - не более чем дань самому малозаметному из участников группы.
Далее звучат такие боевики, как "Madness", "Time Is Running Out" и "Stockholm Syndrome", затем после очередного рифа и краткого разговора между Беллами и барабанщиком Домиником Ховардом (Dominic Howard) я слышу какие-то смутно знакомые ноты. Через несколько секунд приходит понимание того, что это давнишняя песня "Agitated" – бисайд ещё к первому альбому. Не сказать чтобы композиция была исполнена идеально, но сам факт появления на концерте песни почти пятнадцатилетней давности, драйв и напор сделали своё дело. Но и это ещё не всё – далее последовал ещё один бисайд тех же времён, "Yes Please". Здесь, кажется, Беллами даже забыл часть слов, но главным было не это, а сокрушающая гитарная энергия. Несмотря на то, что эти песни не были тщательно подготовлены, они, наверно, и были самым главным событием если не всего тура, то по крайней мере этого концерта. Ещё одна выходка в духе старых времён – проткнуть гитарой бочку, и можно спокойно уйти.
Но это, конечно же, не всё. Группа выходит на бис, чтобы уже в полной темноте исполнить ещё немалое количество песен. На первой из них – мелодичной "Blackout" – Беллами ложится на пол, в то время как Ховард и Уолстенхольм играют на краю подиума. Над залом летает огромная лампочка, к которой подвешена балерина (между прочим, это та самая офисная девушка из "Feeling Good") – она выделывает элегантные па и разбрасывает конфетти. Атмосферу поддерживает "Guiding Light". Во время "Undisclosed Desires" Беллами выходит в проход между сценой и толпой и, как уже заведено в этом туре, начинает пожимать руки фанатам. Кому-то даже целует руки, а с одной девушкой вообще обнимается, попутно что-то говоря в микрофон. Ховард и Уолстенхольм тем временем ухмыляются друг другу, думая, что на них никто не смотрит. Песня заканчивается, и группа опять уходит.
Зато на сцену выходит робот Чарльз, одновременно с этим начинается вступление к "Unsustainable" – одной из самых спорных песен с альбома "The 2nd Law". С этим роботом, у которого в нужные моменты выходит дым из ушей, композиция звучит очень естественно, а сочетание симфонических элементов и дабстепа кажется само собой разумеющимся. Олимпийский гимн "Survival" только поддерживает градус пафоса.
Музыканты удаляются, и нам начинают показывать кино – инструментальная композиция "Isolated System" сопровождается видеорядом о людях, бегущих от чего-то непонятного, но очень страшного. В финале видео – единственная оставшаяся в живых девушка решительно бросается навстречу тому, от чего только что бежала. Участники группы возвращаются. Теперь все одеты в красное и играют воинственную песню "Uprising". Заканчивается концерт оптимистичной "Starlight", во время которой Беллами успевает обойти весь зал, попрыгать и несколько раз направить микрофон фанатам. На этом уже действительно всё. Ховард произносит пару прощальных фраз, и концерт закончен.
Что ж, закончен ещё и европейский летний тур группы. Далее по плану – Азия, США и Латинская Америка. Наверно, больше не будет сцены-завода, актёров, MUSO-денег и робота Чарльза. Концерт такой группы, как Muse, хотя бы раз да надо увидеть, а если это был именно этот концерт – можно считать, что вам повезло, потому что это один из их лучших концертов.
Группу Muse часто называют одной из главных музыкальных надежд современности. В самом деле, музыканты столь много взяли от классиков рока и перенесли благодатное семя на современную почву, что поневоле впору записать их в современные классики. И даже самое начало карьеры Muse уже определило, что музыканты настроены на покорение самых больших музыкальных вершин.
Дата образования:
1 января 1994
Подробности из жизни:
Muse - британская группа.
Жанр: рок
Состав:
Мэтью Беллами (Matthew Bellamy)– вокал, гитара, клавишные
Крис Уолстенхолм (Christopher Wolstenholme) – бас-гитара
Доминик Ховард (Dominic Howard)– барабаны
Группу Muse часто называют одной из главных музыкальных надежд современности. В самом деле, музыканты столь много взяли от классиков рока и перенесли благодатное семя на современную почву, что поневоле впору записать их в современные классики. И даже самое начало карьеры Muse уже определило, что музыканты настроены на покорение самых больших музыкальных вершин.Сперва они оказались победителями местной The Battle Of Bands и, обзаведясь устойчивым коллективом поклонников, Muse принялись охаживать звукозаписывающие лейблы с прицелом на выпуск первого альбома. Дебютную пластинку "Showbiz" критики приняли неоднозначно – музыка была излишне эклектична. Беллами впитал в себя все возможные британские звуковые течения , а экспрессивность текстов, носившая порой…
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)