Девиз ╚алисовского╩ концерта ╚Я не червонец, чтобы нравиться всем╩, намного более соответствовал мероприятию, прошедшему в Горбушке на следующий день √ празднованию 10-летия группы ╚Кроссроудз╩. Аудитория поклонников ритм-н-блюза в нашей стране не такая обширная, как ╚Армия ╚Алисы╩, но по степени восхищения любимой музыкой нисколько ей не уступит. Конечно, количество пришедших 27-го мая поздравить ╚Кроссроудз╩ с юбилеем заметно уступало предыдущему дню, но, что касается гостей, приглашенных на день рождения, то состав был поистине звездным: Стас Намин, Гарик Сукачев и ╚Неприкасаемые╩, Александр Ф. Скляр, Николай Арутюнов, Виктор Зинчук, Павел Кузин. К сожалению, ввиду собственных гастролей, не смогли прибыть Сергей Мазаев и Константин Никольский. О самом концерте немного позже, а пока дадим слово лидеру коллектива Сергею Воронову:
С. В.: Мое увлечение блюзом началось еще в детстве, когда я жил с родителями в Берлине и слушал только англо- и немецкоязычную музыку, чему я рад, с одной стороны, а с другой √ нет такого контакта теперь с русскоязычной публикой. На каком-то этапе мне подарили пластинку Мадди Уотерса, и с этого все и началось┘
До этого в школе были, конечно, какие-то увлечения гитарой, всякая разная музыка звучала по радио, но душа лежала уже к определенной. Скажем, ╚Rolling Stones╩ мне изначально нравились больше, чем ╚The Beatles╩. Послушав же эту пластинку, я понял, откуда у них все это взялось.
Потом я приехал в Москву, и через какое-то время мой друг Сережа Мнацаканов познакомил меня с Колей Арутюновым. Мы начали потихонечку репетировать, а потом наши пути разошлись. Я стал играть в разных других коллективах.
З. Р.: Я знаю, ты играл в группе Стаса Намина, ╚Лиге блюза╩, даже с ╚Бригадой С╩┘
С. В.: У меня уже тогда ╚дозрели╩ собственные песни, а мы в очередной уже раз разошлись с Колей Арутюновым в 88-м году. И тут мне встретился Гарик и предложил записать пластинку ╚Нонсенс╩.
Что касается Стаса, то сначала он позвал меня поиграть на гармошке, сделать такую рок-н-ролльную блюзовую программу. Мы что-то играли вместе с питерским музыкантом Димой Гусевым, таким ╚рыжим чертом╩, тусовались у Саши Липницкого на даче. А Стас мне и сказал: ╚Давай уходи со своего радио╩. Я тогда работал на немецкоязычном ╚Радио Москва╩. Мы сидели на 5-м этаже, где сейчас находится ╚Открытое радио╩, и напротив нашей ╚немецкой╩ студии была студия ╚американская╩, то есть мы ╚тусовались╩ вместе с Васей Стрельниковым, который был практически первым советским ди-джеем, ведшим музыкальные программы почти на весь мир. Я же так, просто почитывал разные ╚передачки╩. Ну, а с ╚подачи╩ Намина я оттуда ушел и стал профессиональным музыкантом.
З. Р.: Как ты пришел к созданию собственного коллектива?
С. В.: После записи ╚Нонсенса╩ я стал понемногу писать и свои песни на студии, а потом в 90-м году поехал с ╚Бригадой╩ на гастроли, где в первом отделении я в сопровождении ╚бригадовских╩ музыкантов пел свои произведения, второе же отделение работал Гарик. Так мы проехали несколько городов, но я понял, что это не выход из положения, и стал думать о дальнейшем развитии.
З. Р.: Как подбирались музыканты?
С. В.: Андрей Бутузов до этого играл в ╚Александре Невском╩, потом в группе ╚Коктейль╩. На 10-летии ╚Воскресения╩ в зале ╚Дружба╩ мы встретились с Фаготом, писавшим песни для Сапунова и т. д. Он мне и сказал, что Андрей сейчас без работы, и предложил дать ему послушать кассету с уже записанными несколькими песнями. Андрей послушал, тут же перезвонил, и мы договорились о совместной работе.
Так был найден басист, нужен был барабанщик. На ╚бригадовской╩ базе устроили прослушивание. Пришло три человека, среди которых был Саша Торопкин, игравший еще в старом составе ╚Вольного стиля╩. Он знал материал, понимал, что такое блюз, хотя и по-своему. Так мы начали репетировать втроем на безе группы ╚Мистерия-буфф╩ Бори Усачева. Постепенно я понял, что хочется, чтобы иногда было две гитары, а не одна. Все произошло опять благодаря Сергею Мнацаканову, который для нас с Колей Арутюновым просто ╚крестный отец╩ в блюзе, поскольку у него было огромное количество блюзовых пластинок, и с Колей он нас и свел. Миша Савкин присутствовал у него на дне рождения, там мы и познакомились.
Первый концерт был 30 апреля 1990 года в ДК ╚Серпом по молоту╩ вместе с группой ╚СВ╩, с которой мы тогда очень дружили. Мы выступали в качестве ╚разогревающего╩ состава. Потом мы потихонечку двигались вперед. Ну, а насколько мы продвинулись √ решать не нам.
Чтобы не быть голословной, приведу только некоторые факты из 10 летней истории коллектива:
В 1991 году "Кроссроудз" принимала участие в фестивале "Рок против террора", много гастролировала по странам Прибалтики, городам России, Белоруссии и Центральной Азии. В январе 1992 г. группа выступила на фестивале, название которого произошло от названия композиции "Кроссроудз" - "The Blues Lives In Russia" - "Блюз в России"; группа стала одним из лидеров этой акции. Популярная музыкальная газета "Джокер" назвала Сергея Воронова "Блюзмен СНГ N 1".
В июле 1992 г. группа совершает свое первое турне по Франции, а в декабре повторно посещает Париж. В конце 1993 г. в Париже, на фирме грамзаписи TREMA, выходит CD "Кроссроудз" "Between" ("Между"), композиция с которого, под названием "Diamond Rain" занимает высокие места в радио хит-парадах Франции. В 1993 г. "Кроссроудз" участвует в фестивале "Rock Summer" в Таллинне, Эстония, работая на одной сцене с командами "Faith No More", "New Model Army", а также появляется на многих других международных акциях.
В октябре 1994-го в Москву приезжает легендарная группа "Big Brother & The Holding Company", в которой пела незабвенная Дженис Джоплин, вместе с этой группой "Кроссроудз" сыграла дважды. 1-го декабря 1994 г. группа играет для великого B.B.King в баре, носящем его имя, после чего "Король блюза" сказал: "Если мне нравится как вы играете, то и всем остальным должно..."
Весной 1995 г. "Кроссроудз" с большим успехом играет в "East Club" в г.Бишофсверда (Германия). Овации публики вынудили группу играть не 1 час, как планировалось, а примерно 3 часа. В конце 1995-го группа открывает концерты Глена Хьюза (экс-"Deep Purple") в Москве. В апреле 1996-го "Кроссроудз" участвует в турне легенд британского рока "Nazareth", открывая их концерт в Санкт-Петербурге. Кроме того, группа устраивала джем-сейшны со Стингом, Ричардом Гиром и многими другими.
В августе 1996 г. "Кроссроудз" играли на фестивале в Парке Горького в одном концерте с ZZ TOP. В конце 1996 г. Сергей участвовал в открытии "Blues House" в Чикаго вместе с группой "Blues Brothers".
На концерте состоялась и презентация нового долгожданного альбома ╚Кроссроудз╩ под названием ╚Salado╩. Причем примечательна история этого названия: первоначально оно отображало лишь стиль альбома √ смешение разных жанров, такой соеобразный ╚салат╩ из песен. Впоследствии же выяснилось, что по-итальянски это означает ╚соленый╩, что вполне соответствует характеру группы, не любящей исполнять ╚сладкие╩ песни.
С. В.: Этот альбом писался давно и выпускался в течение нескольких лет, поскольку мы решили не зависеть ни от каких ╚пластиночных╩ фирм и, в итоге, выпустили его сами, с помощью друзей.
Это касается и тех музыкантов, которые помогали его записывать: покойный Леша Ермолин, Рушан Аюпов, живущий и здравствующий, слава Богу, Петя Тихонов, рыжий Макс (Лихачев, тромбонист ╚Ногу свело!╩ - прим.). Мы с ними играли еще в ╚Бригаде╩, все они мои друзья и хорошие музыканты. Наконец, хотя бы к 10-летию группы он вышел.
Помимо вышеупомянутых Пети и Рушана, сопровождавшихпрактически все выступление ╚Кроссроудз╩, в концерте выступил и Александр Ф. Скляр, исполнивший вместе с Вороновым совершенно новую песню ╚Кто-то рядом╩, для которой он, по просьбе Сергея, написал текст. Пожалуй, впервые я видела лидера ╚экстремальщиков╩, исполняющего блюз.
Из уважения к друзьям прямо из аэропорта на концерт примчался Виктор Зинчук, вернувшийся с ╚пивного╩ праздника в Ялте, но не утративший при этом на курорте своей виртуозности. Дуэт двух талантливых гитаристов получился на славу. Врочем, как и дуэт с другим гитаристом, Митей Варшавчиком из ╚Неприкасаемых╩ и ╚Черного обелиска╩, совершенно неожиданно проявившим себя и в качестве отличного блюзового музыканта. Естественно, что совместное выступление со старым другом и коллегой Николаем Арутюновым заслуживает только самой высокой оценки.
Надо отметить и высокий профессионализм приглашенных музыкантов из духовой секции, струнного трио, помогшего сыграть одну из песен в ╚акустическом╩ блоке, а также девушек √ бэк-вокалисток. Особенно праздничным получился финальный джем-сейшн, в котором приняли участие все музыканты, участвовавшие в концерте. Даже Гарик Сукачев не выдержал, присоединился к ╚подпевке╩ и даже синхронно с Арутюновым выполнил гимнастический элемент ╚самолетик╩ - очень смешно!
Впечатления после этого концерта у меня, да и у всех, остались самые положительные, по крайней мере, фраза из песни ╚День рождения √ грустный прздник╩ точно к нему не относилась.
А вот что высказали по поводу своего отношения к ╚Кроссроудз╩ и е перспективам развития блюза в России пришедшие гости.
Стас Намин: Сережа √ это гений, и группа √ супер-группа!
Николай Арутюнов, ╚Лига блюза╩: Я знаю половину группы уже 20 лет. Точнее, Воронова √ 21 год, а Савкина √ 20. Они оба играли в ╚Лиге блюза╩, Воронов даже дважды, за что я им благодарен пожизненно. Из всех русских блюзовых групп √ это самая любимая.
Сейчас, конечно, возникают новые команды, но они пока еще, к сожалению, не на должном уровне. Я очень хочу, чтобы они выросли, но пока этого нет. Я уже давно не занимаюсь вопросами глобального менеджмента, я просто делаю свое дело честно. Но, если ко мне обратятся за помощью, я всегда помогу.
Что касается перспектив развития, мне - насрать! Я все равно буду играть эту музыку и делать все, лично от меня зависящее, чтобы перспектива была. Пока буду играть √ будет перспектива, и пока ╚Кроссроудз╩ будет играть √ перспектива будет, по крайней мере, то время, которое нам отпущено природой.
Эта музыка будет всегда. Другое дело, что больших толп, к сожалению, мы не собираем, но, еще не вечер! Мы делаем свое дело, и за это нас любят люди, я так надеюсь.
Всеволод Грач, ╚Зоопарк╩: Я знаю Воронова с ╚Лиги блюза╩. Тогда мы выступали на премьере ╚Ассы╩ в 87-м году, когда я еще работал с Майком и ╚Зоопарком╩. Я очень люблю блюз, и считаю, что ╚Кроссроудз╩ очень здорово делает блюзовые стандарты, по-своему, но включая все, что угодно √ от ╚Шизгары╩ до Кобзона, как говорится. Это очень клевые ребята, одна из лучших ритм-секций в Москве, и я здесь получаю огромное удовольствие. Концерт просто обалденный!
Ребята играют, в основном, традиционную ╚черную╩ музыку, и у нее всегда будет достаточно устойчивый круг слушателей, к которым я лично отношусь. Но она менее массовая, и сравнивать ее с ╚Алисой╩, конечно, бессмысленно. Хотя Костя с Сережей в очень хороших отношениях, и Сережа на альбоме ╚Джаз╩ даже сыграл на губной гармошке. Блюз никогда не был супермассовой музыкой, это не будет собирать стадионы. Будь жив Мадди Уотерс, и он бы не собрал. Есть имена типа Клэптона, но это √ ╚белая╩ музыка, немного другая. Иногда он даже получал ╚Грэмми╩ как ╚поп-музыкант╩.
Помню такую ╚телегу╩: Би Би Кинг был первым ╚крутым╩ музыкантом, приехавшим в Питер в 77-м году. Мы были на первых двух концертах из четырех в ДК Горького, такой ╚трехтысячник╩, как и Ленсовета. Тогда еще Женя Губерман, легендарный барабанщик ╚Аквариума╩, не уехал в Голландию. И вот он отвлекал внимание Би Би Кинга, а Миша Файнштейн, басист, потрогал его гитару ╚Люсиль╩. Он до сих пор об этом рассказывает с гордостью! Это было круто.
Повторюсь, что блюз √ это не стадионная музыка. Она - камерная, драйвовая, клевая, шикарная, и ╚Кроссроудз╩ играют ее шикарно, что и говорить. Они не ╚монстры рок-н-ролла╩, они честно играют блюз, честно и классно!
Павел Кузин, ╚Браво╩: Я поздравляю Серегу от всей души. Приятно, что люди, с которыми мы уже на протяжении десятилетий знакомы, ╚колбасятся╩ по-прежнему, вне зависимости от того, трезвый он или пьяный. Народу, конечно, не так много, как бы хотелось. Но сейчас временная ситуация не очень благоприятна: в школах экзамены, в институтах готовятся к поступлению и т. д. Кстати, думаю, что, все равно, публики достаточно пришло. В принципе, неважно, сколько человек в зале, потому что ╚эта музыка будет вечной╩, я имею в виду блюз.
Я сам от блюза довольно далек. Я на этом концерте, потому что здесь мои друзья. Нет, есть и в блюзовой музыке то, что мне нравится. К примеру, очень хочу попасть на Джо Кокера. Нравится и то, что Коля Арутюнов делает. Еще придет их время.
Вот сейчас, к примеру, ╚Крематорий╩ поднялся. Я их тоже знаю года с 83-го, и только сейчас они ╚достучались╩ до широкой аудитории. Каждому свое время, имей терпение √ и ты получишь все!
Митя Варшавчик, ╚Неприкасаемые╩: В первую очередь, Серега √ мой друг, с которым я познакомился, играя в группе ╚Неприкасаемые╩. Во-вторых, я считаю, что он √ просто супер, потому что, несмотря на все эти новомодные течения, он верен ритм-н-блюзу. Это человек, который живет этим. Про себя я такого сказать не могу, что я живу в этом, но это та музыка, на которой я воспитывался как музыкант. Это было мое главное воспитание. Когда я пришел в ╚Неприкасаемые╩, я был немного ╚зажат╩, и ╚разжал╩ меня как раз Серега Воронов. Он мне объяснил, в какие ╚дали╩ нужно смотреть, куда можно ╚лететь╩ и как можно ╚зажигать╩. Я ему очень благодарен за это. Он такой как бы ╚старший товарищ╩, и при этом остается ближайшим другом.
10 лет ╚Кроссроудз╩, 10 лет ритм-н-блюзу на английском языке, в нашей стране √ это достаточно много. Серега просто молодец, что устроил для нас сегодняшний праздник. Мы же просто люди, которые немножко в этом стиле ╚догоняют╩, поэтому мы здесь. Я очень рад, что это произошло сегодня именно в ДК Горбунова, а не где-нибудь в клубе, типа ╚Свалки╩, ╚B. B. King╩ или еще чего-нибудь. Должен был быть концерт в просторном зале, и сколько человек соберется √ это неважно! Пусть их будет 30, 100, 500, полторы или три тысячи. Если бы была достойная реклама, то сегодня бы был ╚биток╩ и ╚завал╩, потому что это огромное событие.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)