Когда на главную сцену фестиваля Stereoleto скромно вышли одиннадцать музыкантов — классический состав «Краснознаменной Дивизии Имени Моей Бабушки» — действующих зрителей было едва ли больше. Остальная публика либо опаздывала, либо лениво бродила по территории парка. Обеденный зной, обилие сигаретно-пивных промо-красоток и без того усугубляли общую заторможенность. Но эти временные мелочи, как выяснилось, не особо смущали музыкантов, и эффектное интро оркестра КДИМБ, — «Саундчек», — бодрящей волной накрыло Елагин остров.
На самом деле начало было положено немного раньше — на второй сцене, в Конюшенном корпусе. Субтильный усач в цветастой рубахе и белых штанах Войцех Дзержинский и компания — Dzierzynski Bitz — чуть быстрее управились со своим саундчеком. Старт мероприятия получился в итоге почти идиллическим: инфантильный эскапизм с одной стороны и романтичный нео-твист — с другой. КДИМБ пели об незатейливом счастье, которое сулит выигрышный лотерейный билет, а Dzierzynski Bitz — о любви к пышущей здоровьем полной женщине. Полицейские и охранники в белоснежных рубашках улыбались посетителям, вежливо объясняя, куда ходить нельзя.
Следующими были Ritmika — электро-поп дуэт из Ростова-на-Дону, специально для «Стереолета», превратившийся в трио: им помогал барабанщик из группы Pompeya. Ударные все равно звучали как драм-машина, но, видимо, так и было задумано. Группа начала энергично: люди у сцены пустились в пляс на первой же песне.
Тем временем запахи шашлыка и паэльи на территории, окружавшей основную сцену, становились все гуще. Взбодренные кислым пивом соотечественники начали тесниться в районе воображаемой фан-зоны — в ожидании выхода голландцев Amsterdam Klezmer Band.
— Капитан, полный ход — вторая молодость зовет! — затянул с хрипотцой бывший одессит Алек Копыт. Эмигрантская лирика и традиционные еврейские мотивы, как выяснилось, многим присутствующим, несмотря на нежный возраст, пришлись по душе: некоторые с ходу подпевали. Казалось, что еще немного и голландцы исполнят «7.40». Но Копыт гнул свою линию: «Годы протекают, не утихает мой порыв», — и два перепивших молодца у сцены пустились в откровенный слэм.
А на второй сцене за столом с синтезаторами, сэмплерами и разноцветными проводами уже резвились пять шведов Slagsmålsklubben. Остроумная электроника с тщательно продуманными примитивами, — задорная, пульсирующая и бесконечно позитивная, — навевала воспоминания о 8-битном детстве и отрочестве. Музыканты менялись местами, а зрители, взбудораженные шведским оптимизмом и, не зная, куда от него деться, дипломатично пританцовывали.
Первый день фестиваля приближался к своему апогею.
— В Исландии нет солнца и это грустно, — сказал в микрофон вокалист FM Belfast. Собственно, это был самый грустный момент шоу, устроенного островитянами; дальше происходящее в течение всего двух-трех песен трансформировалось в плохой сон господина Милонова: электро-поп в духе Scissor Sisters, радуга пестрых, летающих по сцене лент, конфетти и мужской стриптиз — в финале. Не хватало, разве что, только мэра Рейкьявика.
— FM Belfast, да — это мощная группа! — комментировал чуть позже Петр, вокалист Ritmika. — Простите, откуда вы говорите? Звуки.ру? Вы знаете, если можно, еще такая ремарка: фестиваль просто замечательный! Очень позитивный настрой, очень добрые люди, доброе солнце. Это — какое-то нереально приятное место.
На второй сцене девять голландских подростков Jungle By The Night занимались виртуозными инструментальными манипуляциями. Джаз, афробит и даже фанк с изящной и ироничной вариацией на тему Джеймса Брауна (James Brown) — статистов среди зрителей практически не наблюдалось.
Но, наконец, пришло время Мэтра. К тому моменту, когда Михаил Сергеич Боярский зарычал (перед нетленным рефреном «И тигры у ног моих сели»), толпа, окружившая главную сцену, впала в прогнозируемый экстаз: пожизненному д’Артаньяну страны не помешало даже отсутствие инструментальной поддержки — песни он исполнял под минус. Были, конечно, и шляпа, и «тысяча чертей» с «канальями», и даже байки из закулисной жизни. Народ посмеивался — кто над чем, конечно; на гигантской изумрудной поляне перед Елагиным дворцом любители фрисби изводили терьера, равнодушные первокурсницы грелись в лучах закатного солнца, а в воздухе таяло грустное эхо «Зеленоглазого такси».
По-разному отреагировала публика на выход Theodor Bastard — наш ответ всей той музыке, которую зачем-то называют «world». Начали они за упокой — с печальных вокализов, нагоняя тоску на нетерпеливую часть юных зрителей, которые разочарованно развернулись в направлении основной сцены. Ну, а там уже Александр Холенко (DZA) сердитым битом и нетривиальными аранжировками разгонял остатки ностальгирующих. Народ то ли проголодался, то ли просто устал, но, в общем, перед сценой стало почти пустынно.
Программу второй сцены в этот день закрывали голландцы Kraak&Smaak. Отличительная черта коллектива — даже не энергичный фанк с вкраплениями вязкого, психоделического местами, блюза, а их внешность: клавишник сильно смахивал на Брэдли Купера, а фронтмен — на героя болливудских танцевальных боевиков. Впрочем, похоже, это им было только на руку.
Долгожданный Kid Koala начал с недетского трека «Slew Test 2». Но сразу за ним «исправился».
— Это будет самое глупое шоу вечера, — предупредил он на ломаном русском. Тут же на сцену выбежали женщины в перьях, словно только что выписанные из парижского кабаре. На большом экране показывали безобразие, которое музыкант вытворял с пластинками и множеством непонятных «крутилок». Гремел зацикленный, перекрученный блюз, скрипели сверхскоростные скретчи, проскальзывали неожиданные сэмплы из The White Stripes.
— А это — любимая песня моей дочери, — Kid Koala облачается в костюм коалы. На сцене появляется женщина-робот. И снова — блюз, скретчи, сэмплы…
Первый акт Стереолета 2013 подходил к концу. Евгений Федоров (Zorge) резюмировал:
— У фестиваля очень современный и очень правильный формат — детские площадки, авторская еда, маркеты и т.д. Артисты?.. На самом деле я бы хотел увидеть здесь, например, Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto).
— Это можно расценивать как рекомендацию?
— Вряд ли, я обычно рекомендую очень дорогих артистов (смеется).
День второй, — еще более жаркий, чем суббота, — начался с выступления петербуржцев Digital Forks на второй сцене, названной в честь национального французского праздника — Bastille. Победители отборочного конкурса для молодых команд сразу проявили незаурядную пунктуальность: группа вышла на сцену на минуту раньше обозначенного организаторами времени. Музыканты начали, когда персонал все еще возился с баннером на фронтоне сцены, зрителей же было от силы человек семь. Вся эта суета, в общем-то, сразу стала незаметной: никому толком неизвестная группа внезапно заиграла мощный гипнотический прогрессив с гитарными реверберациями, с барабанами-колотушками в духе The Mars Volta, и сильным, разнообразным вокалом босоногой девушки, переходившей то на речитатив, то обратно — к протяжным гармониям. Пришли, — видимо по ошибке, — курсанты и, заинтригованные, задержались ненадолго у сцены. Не зная, куда себя деть, они тискали козырьки фуражек и то и дело поправляли хорошо сидевшие кителя.
Когда Digital Forks закончили, осталось какое-то смутное ощущение того, что ребята явно уже доросли до первой сцены — в отличие, похоже, от тех, кто в это же самое время начал там играть — группы Weloveyouwinona. Или это был просто не их день: сначала техники никак не могли разобраться со звуком, и гитарист от нечего делать мучил зевак цитатами из классики — от Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) до Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). С горем пополам музыканты подключились. Стартовали Weloveyouwinona вполне бодро (гитарист, например, сразу же пошел в разнос, порвав струну), но почему-то уже после второй песни они решили, что хватит. Хотя вполне возможно, что это решили за них.
Не прошли мимо Оззи и на второй сцене. Там битбоксер Beasty ошеломил всех какими-то сверхчеловеческими возможностями организма: за полчаса он исполнил, пожалуй, все, на что способна современная музыка. И это — не считая того, что у него еще и неплохой вокал. Неугомонный француз провел даже небольшой мастер-класс для всех желающих, и еще раз вышел на сцену — уже ближе к вечеру.
Ну, а на главной сцене тем временем появились Pepe Deluxe — финская четверка, вполне заслуживающая эпитета «великолепная». Элегантные мужчины в галстуках, клавишные из 60-х, отточенная, с электронным басом, ритм-секция и очаровательная вокалистка с голосом, с которым не грех предаваться джазу. Плюс к этому — гитарист, подавляющий своим мастерством: он брался то за смычок, то за слайдер, то издевался над неискушенной аудиторией при помощи флажолетов.
Нечто другое, но не менее оригинальное, происходило на второй сцене. Там, стоя на одной ноге, в позе цапли, обнаженный по пояс человек по имени Лабила Фела Да Джавид (или просто — Nosfell) непринужденно витал по четырем октавам: из баса — в фальцет и обратно — в лирический баритон, заставляя недвусмысленно переглядываться присутствующий женский пол. Параллельно голосистый француз также непринужденно управлялся с электро- и акустической гитарами, сэмплером и собственным телом, принимая подчас неоднозначные позы.
— Джефф Бакли (Jeff Buckley)? — переспросил Nosfell. — О, да, меня иногда сравнивают с ним и мне это лестно, потому что я очень люблю его творчество. Тут ведь еще такой момент, что и Джефф Бакли и его отец — Тим Бакли (Tim Buckley) — это музыканты-самоучки, как и я.
Расслабленная брюнетка за клавишными — на стуле, в розовом платье, под зонтиком — это далеко не единственная отличительная особенность израильской группы Izabo. Например, большинство присутствующих — из числа местных зрителей, конечно, — уж точно запомнят Izabo хотя бы за песню «Shawarma Hunters», ибо всем известно, что Петербург и шаверма — это такие же не отделимые друг от друга понятия, как, например, Петербург и… Впрочем, ладно, дождемся окончания чемпионата России по футболу.
— Между мной и Zaz нет практически ничего общего, — объясняет Карима (вокалистка Karimouche) после выступления. — Ну да, порой у нас схожи какие-то вокальные приемы, но, не считая, естественно, кардинальной разницы в музыке, наши тексты ведь совершенно отличаются! Zaz — это же демагогия какая-то! Нет, вы послушайте и сравните!
— Успели посмотреть на других?
— Да, да. Вот та группа, которая выступала первой на нашей сцене, забыла…Digital Forks, да? Вот они — молодцы, нам понравилось, да, Жан Пьер? - клавишник утвердительно кивает головой.
Что касается выступления самих Karimouche, то здесь очень сложно и, как выяснилось, опасно пытаться подобрать какие-то ассоциации. Как и все, кто выступал в воскресенье на сцене Bastille, Karimouche были настолько необычны, — в первую очередь в плане формы и, безусловно, уровня подачи, — что зрителям ничего не оставалось, как просто сдаться. Миниатюрная Карима, такой же миниатюрный битбоксер и клавишник с лицом учителя биологии выдавали дикую смесь из всего того, что впитала в себя современная французская урбанистическая музыка — от хип-хопа до шансона. Карима сотоварищи умудрялись в паузы вставлять еще и остроумные скетчи, чем немало повеселили толпу, до отказа заполнившую двор Конюшенного корпуса.
После того, что показал битбоксер Karimouche, успешно имитируя даб, последовавшие за этим, на главной сцене, упражнения с жанром от Dub Invaders воспринимались уже как-то вскользь: адекватного интереса их выступление не вызвало, не считая, конечно, истинных адептов — в основном девушек в джинсовых шортах, с хвостиками под бейсболками.
BADBADNOTGOOD — три совсем еще молодых канадца — поднялись на вторую сцену и сразу приятно удивили — по крайней мере, тех, кто не видел их до этого на YouTube. Майлз Дэвис, наверное, именно так бы звучал сегодня, записывая, допустим, «Bitches Brew». Безоговорочные виртуозы, BBNG — это те, кто в ближайшее время, пожалуй, поставит классический джаз в еще более неудобное положение, чем то, в котором он сейчас пребывает.
— Привет! Я — Достоевский, — представился слегка заплывший жирком, нетрезвый блондин в розовых штанах и бычком во рту. Поднялся одобрительный гул. Лучшего приветствия для Ариэля Пинка (Ariel Pink), пожалуй, и не придумать. На всякий случай, вокал бывшему «аутсайдеру андеграунда» снабдили долгим дилэем — певец был какой-то томный и задумчивый. Индеец-басист что-то постоянно подсказывал своему патрону на ухо и, вообще, как будто бы доминировал. Весь местный музыкальный бомонд, собравшийся по случаю, с нетерпением ожидал выхода этого странного человека — такими добрыми, снисходительными улыбками не награждали до этого момента никого. Общее впечатление от не очень продолжительного сета Ariel Pink’s Haunted Graffiti было как минимум удовлетворительным: естественное декадентство у нас всегда было в почете.
Неумолимый финал, однако, близился: на главной сцене материализовались номинальные хэдлайнеры всего фестиваля — La Roux. Рыжая модница, смахивающая на молодую Тильду Суинтон, и ее банда заиграли торжественный синти-поп. К песне третьей, когда Элли Джексон (Elly Jackson) окончательно распелась, количество зрителей у сцены достигло максимума по итогам двух дней.
Но, несмотря на огромное количество народа, толпившегося перед основной сценой и, в общем, негрустные танцевальные мотивы La Roux, та особенная концентрация положительных эмоций, — когда даже фотографы с браслетом «для прессы» прыгают и визжат как дети, — была в другом месте — на сцене Bastille, где семь латиноамериканцев и один француз заставили ненадолго лишиться рассудка толпу поменьше.
Как выяснилось, salsamuffin — идеальный инструмент, для того, чтобы душа раскрылась, а сознание притупилось. Танцевальное безумие, в которое вверг всех Sergent Garcia — это, видимо, именно то, чего чуть-чуть не хватало для того, чтобы считать фестиваль полностью удавшимся. Удивленные горячим приемом музыканты, вытащенные на бис воплями «Еще! Еще!», долго и благодарно аплодировали зрителям, устроившим настоящую вакханалию во дворе Конюшенного корпуса.
Через полчаса длинная процессия из уставших, но довольных людей, брела по аллеям Елагина острова в сторону метро. Из обгоняющего ее полицейского «уазика» бесстрастный голос вежливо сообщал о том, что фестиваль закончился и убедительно просил всех покинуть территорию парка.
Звуки выражают благодарность за помощь в проведении интервью с французскими музыкантами Александре Хазиной.
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)