Много ли на свете исполнителей, на концерты которых хочется сходить дважды в течение одной недели? Вряд ли мы с вами сообща назовем больше десятка. Но еще меньше – тех, кого мы готовы наблюдать на сцене три раза подряд. Звуки провели три вечера на шоу Prince в ходе Montreux Jazz Festival - и это были три совершенно разных выступления. Они отличались по составу музыкантов, жанрам, концепции и сценографии. Разным был и сам Принц: за три дня легендарный артист показал живую ретроспективу своего творчества – от глэма, фанка и романтических баллад до диско и хард-рока. При этом на третий концерт он не сбавил темпа и не растерял своей потрясающей энергии, а после двух с половиной часов непрерывной игры устраивал afterparty до глубокой ночи.
Мы воспользовались возможностью и увидели все три шоу знаменитого Певца-ранее-известного-как-Prince-и-вернувшего-себе-имя. И готовы свидетельствовать: концертов Принца много не бывает!
Концерт первый. Большой ликбез.
С самого начала фестиваля на дверях Конгресс-холла висит плакат “Prince. Sold Out”. 13 июля у дверей Auditorium Stravinsky после полудня начинает скапливаться толпа, быстро приобретающая вид аккуратной очереди. В ее хвосте стоят, спят и торчат в соцсетях те, кто решил попытать счастья и выкупить нераспроданную бронь. Таких будет немного – прочие постараются пробраться в битком забитый бар, чтобы наблюдать шоу на экране, а самые преданные и несчастные фанаты останутся до ночи ждать своего героя у артистического выхода.
Мы все гадаем, какую программу увидим сегодня. Много ли материала с ”20 Ten” будет спето? Кто в составе? Будет ли это шоу с видеорядом и маскарадом, как в 2006-м, или танцевальная феерия, как в 2011-м? Все испытывают веселое возбуждение, нервы на пределе.
Свет гаснет. Публика скандирует и оглушительно свистит, словно в разгар футбольного матча. На сцене в контрастном освещении появляется состав и в качестве основной группы заряжают мощное intro три знаменитых валькирии: барабанщица Ханна Форд Уэлтон (Hannah Ford Welton), две гитаристки - наполовину выбритая Донна Грантис (Donna Grantis) и изукрашенная Ида Нильсен (Ida Nielsen). Вместе они составляют группу 3rdEyeGirl, пришедшую на смену New Power Generation, собранной Принцем в 1990 году. К ним присоединяется басист... а дальше сцена начинает напоминать Ноев ковчег: вот появляется клавишница, вот выкатывается гигантская духовая секция, вот три бэк-вокалистки, а на верхнем помосте материализуется эффектная go-go girl. Кажется, места на сцене уже не осталось – и когда под оглушительный рев выходит Его Высочество, без всякого перехода начиная на верхней ноте исполнение ”Strays of the World”, сразу становится очевидно, что ожидания наши вознаграждены. Будет громко, разнообразно и увлекательно.
В начале концерта Принц обращает лицо к небесам и, воздев руки, произносит:
- Это тебе, дорогой Клод!
Этому концерту, как и многим шоу в рамках фестиваля, также предстоит стать трибьютом основателю Montreux Jazz Festival.
Для тех, кто никогда не был на концертах Принца, сразу поясню: его программа обычно не меньше чем на треть состоит из кавер-версий песен разнообразных музыкантов прошлого и настоящего, да и собстственные композиции буквально напичканы цитатами из классиков соул и фанка. Но в этот раз перелицовке подверглись вещи, которые всегда казались завершенными и совершенными – тут происходил массовый забой священных коров. В рефрене ”Days of Wild” прописался брубековский ”Caravan”, в ”Big Fun” цитаты из вестернов; далее следует хип-хоповый кавер на Чаку Хан - ”Ain't Nobody”, который безо всякого предупреждения переходит в древнюю диско-кричалку группы Yarbrough ”Don't Stop the Music”, а следом, словно на семинаре по современной поп-культуре, идет убийственное барабанное соло в ”Family Affair “ группы Sly & The Family Stone.
Пожалуй, неизменной осталась только ”Big City “ - но и она получила красивую фанковую импровизационную часть, исполненную на фортепиано Кассандрой О'Нил (Cassandra O’Neal).
Что же дальше? - ”Superconductor “ Энди Алло, исполненная соло бэк-вокалисткой Элизой Диз (Elisa Dease) глубокая и пронзительная ”1999 “, кавер на группу The Family - и, наконец, кода, в ходе которой духовая секция, окончательно распоясавшись, танцует и исполняет трюки на авансцене. Принц очень чутко дирижирует этим сумасшедшим домом, но дает музыкантам максимум времени и свободы для самовыражения. Развеселая чехарда на тромбонах в ”Old Friends 4 Sale” сама по себе хороша, но она готовит почву для гигантской лавины ”People Pleaser “, в ходе которой танцовщица извивается прямо у Принца на голове - и тут зал начинает буквально сходить с ума. Едва переведя дух на ”Ain't Gonna Miss U When U're Gone”, Принц признается: ”Похоже, сегодня я приобрел множество новых друзей!
А дальше? – Еще добрый час безумств. Аранжировка ”F.U.N.K.” вся строится на противостоянии духовых и клавишных, в ”Dark” светорежиссер буквально прчел песню и оставил сцену в затемнении, выхватив одиноким лучом фигуру Принца, и продолжил держать зал в интимной темноте в то время, пока Кассандра исполняла роскошное соло на ” Something in the Water “. Но когда лирический момент проходит, Принц берет мегафон!..
Это выступление больше всего напоминает кунсткамеру. Каверы на The Impressions , The Time, Джеймса Брауна (James Brown) и Ариту Франклин (Aretha Franklin) принимаются народом с ничуть не меньшим энтузиазмом, нежели собственные ”Let's Go Crazy” и ”Housequake”. Но на исходе второго часа Принц начинает ощутимо уставать – он все чаще отступает вглубь сцены на время соло, и все чаще обращает микрофон в зал. Духовые и рады стараться: они незамедлительно устраивают на сцене комичную свалку из людей, инструментов и звуков, так что в конце очередной композиции, когда все расступаются, на сцене остается лежать “труп” тромбониста.
Однако расставание на очевидно нехитовой »The Bird” означает только одно – впереди бисы. И когда отзвучали ”Musicology” и ”Mama Feelgood”, и зал еще полчаса разгадывает ребусы из цитат и ждет самой пронзительной ноты – Принц объявляет:
- Несколько слов памяти Клода Нобса, основателя фестиваля. Клод был великим, всеобъемлющим и исключительным, он создал это место. Я всегда буду помнить его радушие - то, как он встречал меня в аэропорту и как показывал мне Монтрё. В память о нем я спою ”Purple Rain”.
В фиолетовых лучах фигура Принца выглядит как статуэтка. Голос певца чуть дрожит, хотя это наверно, одна из часто исполняемых его песен. Из зала выходят заплаканные люди...
Можно ли сделать больше?
Оказывается – можно!
Концерт второй. Назад, в диско.
И вновь звучит знакомое Intro - Thunderstorms. Сегодня мы наблюдаем концерт из первых рядов около сцены и нам открывается потрясающая панорама: оказывается, музыканты духовой секции перемещаются по ней не только в ходе сольных партий – они успешно выполняют роль кордебалета. Недооценили мы и роль go-go: она, фактически, "собирает" пространство, выстраивая мизансцены таким образом, чтобы подчеркнуть достоинства каждого солирующего музыканта. Именно на нее смотрит барабанщица, меняя ритм. Именно она поощряет духовую секцию к развитию темы, и, за считанные минуты меняя костюмы, умудряется создавать очень яркие образы для каждой композиции.
На концертах Принца полностью отсутствует видеоряд. Никаких сложных лазерных шоу, никаких клипов на заднике. Но работа светорежиссера настолько динамична и содержательна, а происходящее на сцене - захватывающе, что публика прекрасно обходится без спецэффектов.
В этот раз артист стартовал с новенькой "Act of God", которая входит в " 20Ten". Но вспыхнувшие надежды на то, что программа будет содержать преимущественно новый материал, не оправдались. Вместо этого нам устроили отличный экскурс в конец 80-х и начало 90-х, исполнив сразу три вещи из наследия семейства Джексонов: "What Have You Done for Me Lately" Джанет, "Don't Stop 'Til You Get Enough" Майкла и "Dancing Machine" The Jackson 5. Припомнил и свои титульные хиты той эпохи: знаменитую песню из "Бэтмана" в образе Partyman, легендарную "Nothing Compares 2 U", внезапным популяризатором которой стала буддийская монахиня Шинейд О'Коннор (Sinéad O'Connor), знаковые "Musicology", When Doves Cry" и "Raspberry Beret". Пересечений со вчерашней программой при этом почти не оставил - "Something in the Water" и "Big City", да бисы, в ходе которых Принц трижды вылетал обратно на сцену, а в ходе исполнения "Don't Stop the Music" пригласил присоединиться всех желающих из первых рядов, в результате чего на сцене образовалось форменное столпотворение.
И снова на авансцене духовая секция: "Big Fun", "U Got the Look", "Days of Wild" были организованы, скорее, как сцена из бродвейского мюзикла, в которой бэк-вокалисты, массовка и хор - значимые персонажи. Этого короля (Принца) делает свита: ослепительные фортепианные соло в стиле cool jazz, и чисто фанковая кульминация, показавшая почти телепатический уровень взаимодействия ритм-секции и духовых - это высочайший класс игры, доступный немногим.
Большая часть песни "Partyup" вообще превратилась в инструментальное самопредставление музыкантов, завершился вечер прекрасной "Ain't funky now", в ходе которой Принц весело поощряет собравшихся: "Спасибо, что пришли! Увидимся завтра!"
Концерт третий. Guitar hero.
И вновь - перевоплощение. В этот раз перед нами - куда более радикальынй персонаж: он сменил фиолетовые тона и фанк на косуху и хард-рок. Принцу сейчас 54 года. Не знаю, способен ли ваш папа прыгать выше головы, не переставая петь, но вот перед нами живой человек, который может. И в третий день, когда, казалось бы, нас уже ничто не способно удивить, Принц сам взял гитару.
- Вы любите рок-н-ролл?, - спросил певец у зала. И, в ответ на дружный рев, ответил:
- Я тоже. Но мой рок-н-ролл – он фанковый! Поехали!
Сегодня на сцене - только Принц и 3rdEyeGirl. Стартуют с замедленной, утяжеленной версии "Let's Go Crazy", при этом Донна Грантис демонстрирует серьезный класс владения инструментом. Но когда появляется Принц, на сцене словно материализуются Джими Хендрикс и Стив Вай в одном лице – и Донна с ее потрясающей техникой и умением играть с гитарой над головой сразу отступает на задний план.
Сегодня Принц занимается реконструкцией рок-наследия. Он превращает в тяжелую балладу ” Frankenstein” Эдгара Уинтера, дополняет длинными сольными партиями на гитаре ” She's Always in My Hair” и ”The Love We Make”, достоверно изображает Хендрикса в ”Guitar”. А в ходе исполнения балладной версии ” I Could Never Take the Place of Your Man” усаживается за клавиши – в этот раз зал получает шансы оценить все возможности Принца-инструменталиста.
Принц как лирический композитор и исполнитель очень силен – не в последнюю очередь потому, что умеет тонко чувствовать моменты тишины. Его клавишные аранжировки в ''Sometimes It Snows In April'' - это очень высокий вокал, практически фальцет, в сочетании с пронзительными моментами тишины. Но и знаменитые танцевальные хиты - '' “The Max”, “When Doves Cry'', ''Sign O' The Times'' и ''A Love Bizarre'' - тоже полны значимых, важных для проживания момента, интерлюдий. Даже когда рядом с ним скачет толпа, певец сохраняет какой-то звенящий ореол тишины вокруг себя. Но это свидетельство не отчужденности, а абсолютного погружения в материал. Артист вообще очень чутко относится к слушателю и подбивает его на веселые игры. На добрых минут пять растягивается перекличка, в ходе которой публика кричит: “Compassion!”, а Принц - “It’s what we need!
К сожалению, новому составу подвластно далеко не все. Тяжелые риффы в известной песенке Wild Cherry ''Play That Funky Music'' превратили отличную танцевальную мелодию в нечто неразборчивое. Здесь требуется либо идти до конца и делать песню совсем в стиле Grateful Dead, либо оставить исходный материал полностью читаемым.
Ида Нильсен, которая на первых двух концертах исполняла роль гитаристки (басистом при этом был Эндрю Гуше (Andrew Gouche), очень недурно справляется с басом. Но все же ее напора ощутимо не хватает: это рок, детка, и здесь все гораздо жестче и мощнее. Поэтому в финале к девушкам присоединяется ветеран рок-н-ролла – Ларри Грэм (Larry Graham), участник The Sly & the Family Stone, и усиливает своим плотным слэпом чуть поплывшую ритм-секцию.
Но вот власть снова у группы; к этому моменту на сцене побывали, кажется, даже те, кто собирался оставаться в зале – и звучат финальные бисы: ”A Love Bizarre” Шейлы И (Sheila E.), великолепная ” Love”, переходящая в хоровое пение ” Raise Up “ - и совершенно неузнаваемая ”Housequake”. Принц в который раз раскланивается, машет рукой и кричит ”Я люблю вас, Монтрё!”.
Есть артисты, на концерты которых стоит ходить столько раз, сколько шансов для этого вам предоставится. Шоу Принца – именно такое. Не берусь предугадать его успех у московской публики, однако вот статистика из зала Стравинского: три дня подряд артист собирал аншлаг со стоимостью билетов от 175 до 395 швейцарских франков (от 200 до 420 USD). При этом все, кто попал на его концерты, согласятся со мной:
Концертов Принца много не бывает!
Дата рождения:
7 июня 1958
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)