Первое, оглушительное впечатление варшавского концерта - появление Уэйтса
на сцене. Ковыляющей, неуклюжей походкой он выбирается на свет Божий, чтобы
спеть, надрываясь, Jesus Gonna Be Here. Это трепетное сочинение -
протестантский гимн, препарированное спотыкающейся логикой того замусоленного
жизнью персонажа, которого придумал Том Уэйтс. В самых торжественных
местах он
вскидывает руки и обсыпает себя веселым, жутковато-разноцветным конфетти. "Меня
учили, что важно, в чем суть, но чтобы выжить, важнее мой вид" - на нем
мешковатые штаны, рубашка в клеточку, "опрятный" в самом чудовищном смысле
слова пиджак и мятая, криво нахлобученная на голову шляпа.
Том Уэйтс наряжается
как огородное пугало, но больше всего все-таки похож на франтоватого советского
водопроводчика, Афанасия Борщова из давней комедии Данелии.
Представление
Тома Уэйтса - принципиально старомодное действо, воинствующий консерватизм
имиджа и звука. Музыканты терпеливы, мелодии архаичны, басист Лэрри Тейлор в
черной шляпе и с окладистой черной бородой - вылитый хасид.
Уэйтс пачкает
"нарядный костюмчик" мукой и грязью, топчет шляпу в пыли и, жеманно пожимая
плечами, ходит по сцене пугливой крысьей походкой. Еще одна дурная молитва,
"Chocolate Jesus" исполняется в матюгальник, отчего голос, и без того
странненький, делается по-настоящему скверным.
Одна из главных тем, волнующих Уэйтса - Бог и метафизика в мире неживых предметов. Дождь из будильников и сосисок, шоколадный Иисус Христос в кондитерском магазине, радиоприемник, запеченный в праздничный пирог, симфония, сыгранная на трамвайных гудках - Уэйтс отчаянно пытается распознать и воспеть всякую, даже самую нелепую, деревянную, механическую жизнь. Герой его песен - сентиментальный клоун, который, будучи нетрезв и силясь удержаться от падения, цепляется за первые попавшиеся предметы, обрывки провинциальной жизни Юга, скомканные в памяти мелодии Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, наконец, за конвульсии собственной бессвязной, но обаятельной речи.
Язык Уэйтса, жуликоватые нагромождения его текстов, его избыточная, пугающая театральность напоминают о Коровьеве - не хватает только треснувшего пенсне и выкрика в зал "Сдавайте валюту!"
Этнически песни Тома Уэйтса - ирландские баллады с их баснословно-абсурдным пафосом ("Если бы ирландцы не пили так много, они завоевали бы мир"), смешанные с разбойничьим блюзом уголовников и многоженцев довоенного штата Миссисипи ("Ты должен идти за мулом, а не мыкаться с гитарой"- пенял отец Роберту Джонсону), а также со специфическим фольклором еврейских семейств (когда в песне Lucky Day Уэйтс сделал реверанс публике, заменив "little spanish town" на "little polish town", для меня это прозвучало неожиданным попаданием: ведь "little polish town" - это именно местечко).
И самое главное. Дело в том, что Том Уэйтс представляет одну весьма старинную и очень важную идеологию, обаяние которой во многом и предопределяет эффект от его песен. Это магия поражения, заведомого, очевидного и с радостью принятого поражения. "И они вонзили мне шило в горло, и я не пришел в сознание, и больше никогда не приду", "только с горем я чувствую солидарность", или же "We-re all gonna be just a dirt in the ground" - вот печальное и желанное свойство эстетики Уэйтса.
Как иллюстрация этого горестного тезиса - история,
рассказанная музыкантом между песнями.
"Следующая песня - про утро. 5 утра. Понимаете,
5 утра, это вовсе не 7. Птицы поют, хотите послушать птичек? (тут он достал из
кармана магнитофончик и запустил бытовую запись пения птиц). Да, да, так мило
поют, а тут - вот это (птиц на пленке начинает заглушать резкий звук - в стену
бьют молотками). Слышите? Весь город спит, но эти парни работают - должно
быть, специально для меня! Слышите, их двое. Они, должно быть, приятели.
Слышите, вот один из них взял перерыв на кофе. Но, вы знаете, мне это даже
нравится, пусть они и ломают мое утро. Знаете, если наутро их не будет, я
открою окно и закричу - "Ну где же вы пропадаете? Давайте, мальчики!"
Дата рождения:
7 декабря 1949
1951 – Родился Крис Ри, английский блюз-музыкант. Вершины своего успеха он добился в конце 1980-х годов, с выпуском своего десятого студийного альбома "The Road to Hell". Автор знаменитых вещей "Road To Hell", "Looking For The Summer", "Josephine", обладатель знаменитого голоса с хрипотцой, прирожденный… »»
1954 – Родился Борис Моисеев - поп-певец и танцовщик со сложной судьбой. Эпатажный и эксцентричный сценический имидж артиста стал причиной проведения перед его концертами пикетов протеста как со стороны религиозных, так и гомофобных движений, обвинявших певца в пропаганде гомосексуализма. Член партии… »»
1966 – Джон Леннон заявил, что ансамбль The Beatles стал более популярным, чем Иисус Христос. В ответ на это высказывание в "библейском поясе" (Юг и Средний Запад США) еще несколько лет спустя сжигались пластинки с записями музыки битлов »»
Bobby SHEW (1941)
David DARLING (1941)
Bobby WOMACK (1944)
Jan GARBAREK (1947)
Chris SQUIRE (1948)
Leslie DRAYTON (1950)
Billy GIBBONS (1950)
Chris REA (1951)
WESTBAM (1965)