Если не брать в расчёт работающие на другие слои аудитории (как культурологически, так и количественно) Ляписа Трубецкого и Макса Коржа, кабаре-бэнд Серебряная Свадьба - главный, на данный момент, пункт музыкального белорусского экспорта. Группа свободно и со знанием дела играет историческими эстетиками и стилизациями, исполняя при этом яркую и вдохновляющую музыку. Неудивительно, что с каждым годом площадки для их выступлений становятся всё больше, равно как больше их приглашают выступать на крупных музыкальных фестивалях. Перед очередным столичным концертом Звуки поговорили с лидером и идейным вдохновителем коллектива Светланой Залесской-Бень (или же просто Светой Бень).
Звуки: Серебряная Свадьба - группа довольно специфичная, нерядовая. Однако, её популярность в России продолжает расти. Как вы можете своё творчество позиционировать для, скажем так, «случайных» людей? Или оно только для слушателя подготовленного, «въехавшего» в контекст?
Света: Мне кажется, что вообще никакие произведения, творческие события и поступки не должны быть объяснены. Если что-то непонятно, обращаться за пояснениями нужно, ну, наверное, к искусствоведам. А мы ничего не можем объяснять - нас надо просто слушать и смотреть.
Звуки: Существует некая тенденция - из новых белорусских групп в России становятся известными наиболее, скажем так, странные. С налётом театральности, отчасти фриковатые и тому подобные...
Света: Думаю, это какие-то исторические процессы, которые я не могу прокомментировать. Возможно, они связаны с деятельностью промо-группы Александра Богданова "BOpromo", которая занимается популяризацией какого-то количества белорусских групп. Всё это - его заслуга и творческая инициатива.
Звуки: А как вы себя ощущаете внутри белорусской музыкальной культуры?
Света: Мы не ощущаем себя внутри никакой культуры (задумчиво). Мы живем в такой особенной ракушке, состоящей из плотных известковых слоёв репетиций, дел связанных с группой, поездок, концертов, и это всё так нас укрывает от реальности - как музыкальной, так и немузыкальной. Мы вообще не знаем, что происходит в мире, и что происходит в музыкальной среде тоже - мы всё время куда-то едем.
Звуки: Я читал в одном из текстов о вас, что Серебряная свадьба в Белоруссии менее популярна, чем в России...
Света: Трудно сравнивать. Белоруссия - маленькая страна, Россия - большая. Чем сейчас популярность измеряется? Тем, сколько людей приходит на концерт? Количество выступлений? Или что-то ещё? Но могу сказать, что в Белоруссии просто невозможны такие крупные концерты как, например, в Москве. И, да, в России у нас концертов больше.
Звуки: Артисты обычно привязывают концертные программы к конкретным альбомам или собственным юбилеям, или устраивают условное разделение на электричество и акустику. У вас же множество активных концертных программ, которые вы постоянно чередуете...
Света: Мы, как кабаре-группа, действуем не по принципам традиционной музыкальной группы, а по принципам непосредственно кабаре. Там создавались ревю - программы, подчиненные какой-то идее. Причем, идея была очень условной - это не спектакль, всё-таки, это набор номеров, соединённых какой-то стилистической линией, причем неконкретной. Были такие программы в кабаре, как "Обо всём понемногу"(улыбается). У нас, например, была программа "Сердечная мускулатура" - камерная, посвященная воспоминаниям из детства, тонким переживаниям, неким иррациональным моментам... И, в то же время, в её рамках мы как-то исследовали сердечную структуру, человеческую анатомию. Была программа "Цирк Д’Омлет", основанная на найденной нами истории про исчезнувший цирк неудачников. Мы создали свой вариант, чтобы выразить своё почтение игравшим в нём вдохновенным безумцам - наряжались персонажами цирка, отбирали композиции по принципу яркости, и тому, можно ли их отнести к цирку, или нельзя. Разнообразили это всяческими фокусами, жонглированием, в общем, чем Бог послал. И так далее. Мы стараемся, чтобы эти программы имели момент театрального эффекта и были яркими. Необязательно веселыми, но яркими. На данный момент у нас самая животрепещущая программа - "Кабаре в квадрате", которая посвящена кабаре-культурам Германии и Франции, развивавшимся с 1880-х по 1920-е года и достигшими пика в 1930-х годах, после сойдя на нет, оставшись маленькими локальными проявлениями в мире. Мы устроили культурологический поиск, найдя авторские произведения тех лет, некоторые из них взяв в оригинальном виде, а на некоторые стихи той эпохи написав свою музыку. Вложили в это своё видение, дали новое дыхание.
Звуки.Ру: Фундаментальный, в общем, подход.
Света: Да, мы берем всегда только то, что нас интересует. И исследуем.
Звуки: А творчество вне контекста театральности и кабаре возможно? Не исключаете того, что когда-то просто начнёте песни играть?
Света: Мне кажется, это так скучно, я этим бы не хотела заниматься. Для меня это слишком неинтересно.
Звуки: Есть концепты будущих программ?
Света: Да, конечно. У нас есть масса различных идей, но пока что не хотим их разглашать
Звуки: Отвлеченный вопрос: что вы можете посоветовать посмотреть, где побывать гостям города Минск?
Света: (Задумывается) Я думаю, в Минске... Мне всегда сложно бывает развлечь приехавших гостей в самом городе. Я думаю, что в Минск надо ехать, если там есть друзья. Потому что самое ценное в Минске - это хождение в гости, общение на кухне... Главное достояние Минска - это чудесные люди. Добрые и смешные.
Звуки: Смешные в каком плане? Плане открытости?
Света: Очень разные, на самом деле. Но процент людей трогательных и, таких... слегка сумасшедших в Минске больше. И они все сидят дома - и правильно делают. Поэтому хороших людей надо искать дома (смеется).
Звуки: Есть негласное мнение, что Белоруссия - такой маленький СССР, а в Союзе долго существовала своеобразная "кухонная культура".
Света: Ну вот, я думаю, что она до сих пор сохраняется. Поэтому сначала надо обзавестись друзьями, потом ехать в гости, иначе ничего другого в Минске я советовать не могу... Город очень хороший по атмосфере своей, очень чистый, просторный, не такой загруженный, воздух чище московского, пробок мало... Но сложно сказать по поводу каких-то уникальных мест... Есть несколько тайных местечек. Например, чудесный "зоопарк" на улице Седых, на котором чудесный народный скульптор, человек совершенно прекрасный и сумасшедший, как не знаю кто... Нету таких сейчас художников в мире, выродились! Он делает скульптуры зверушек из какого-то пенопласта, выглядящие, будто вырезанные из дерева, в лучших традициях группы НОМ. Их очень много, они красиво выглядят - это великолепная психопатия, которой больше не найдёшь.
Звуки: А в вашем родном Витебске?
Света: А в Витебске самое чудесное - это овраги. Город холмистый, и там есть дикие овраги, в которых можно палить костры, можно напиться и валяться пьяным. Но в последнее время лицо Витебска чрезвычайно травмировано тем, что его вычищают, и эти прекрасные овраги моего детства становятся противно окультуренными. Так что больше ничего я про Витебск советовать не буду (улыбается). Если вам удастся найти хороший овраг, в который можно удачно свалиться пьяными, то вам повезло, и вы попали в Витебск удачно, если нет - извините.
Звуки: Считаете ли вы, что Серебряная Свадьба своей спецификой играет некую просветительскую функцию? Вы же в творчестве разрабатываете довольно узкопрофильные, немассовые истории.
Света: Это звучит очень пафосно, но, отчасти, так и есть. Я человек очень любознательный - могу не есть, не пить сутками, но мне нужно что-то новое постоянно узнавать. Обожаю рыться в энциклопедиях, книгах, любой художественной книге предпочту документалистику, где будет четко написано в каком году, что удивительного произошло и почему (смеется). Например, когда был изобретен первый почтовый ящик... Знаете, кстати, как был изобретен первый почтовый ящик? Он был из башмака! Была одна экспедиция, увы, забыла подробности, все её корабли погибли, кроме одного. Оставшиеся в живых, отправляясь с открытого ими острова, оставили старый башмак, в который поместили описание кораблей и всю историю плавания, на тот случай, если они вдруг никуда не приплывут. В итоге, они добрались до пункта назначения, рассказали об этом башмаке, его нашли другие мореплаватели, осваивавшие этот остров, и традиция сохранилась, трансформировавшись в почту. А на острове стоит огромный памятник в виде башмака... Вот, такие вещи я пытаюсь найти во всём мире. Если мы что-то открываем для себя, даже если не говорим про это напрямую, просто поднимаем эту тему - например, цирковую... Возможно, мы этим кого-то увлечем, он захочет тоже заинтересоваться и большее узнать. Потому что это тонкое искусство, очень интересное и увлекательное, с фантастической историей. Или вот анатомия, строение человеческого тела - тоже влечет за собой множество открытий. И философских, и метафизических в том числе. Потому что когда берешься за физику, рядом обязательно всплывает лирика. Так что могу декларировать свою жизнь как непрестанные исследования в разных областях.
Звуки: А как же извечный спор физиков и лириков? Историческое же противоборство.
Света: Мне кажется, что мир пришёл уже к осознанию того, что достаточно точек, где физика и метафизика близки, сходны. Мы вот, например, недавно взяли на вооружение такой популярный метод - открывать книгу на случайном месте. Вот как люди, например, берут Новый Завет, и смотрят, что там написано в виде притчи или мысли, которые в сложной жизненной ситуации могут помочь найти ответ на какой-то вопрос. Или лирично настроенные девушки берут книги поэтов серебряного века - что нам, дескать, Бальмонт сегодня скажет. Мы недавно устроили такое "гадание" по учебнику физики за 8 класс. Вот читаешь, задаешь себе какой-то вопрос, а там и пишут: "неподвижное тело..." (смеется), и что-то про потенциальную энергию, думаешь, блин, я же неподвижное тело, а у меня такой потенциал! В общем, всё в физике преобразуется в чудесные метафоры, которые очень в жизни помогают.
Звуки: Это гадание, кажется мне, из ментальной славянской привычки стараться снять с себя ответственность...
Света: (Улыбается) А что делать? Пусть наука за всё отвечает!
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)