MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-47. Дни 3 и 4: Люблю повеселиться, особенно пожрать.

Wyclef Jean, Green Day, Cat Power и другие - в репортаже Звуков с Монтрё.

Всем постоянным посетителям Montreux Jazz Festival интересно, что же изменилось на площадке с прошлого года. Первое важное событие: Jazz Club переехал в маленький отдельный зал, бывший ранее пресс-центром. Он гораздо скромнее по размерам, чем Miles Davis Hall, зато здесь играют только и исключительно джаз. Разумеется, чисто джазовые сеты происходят и на главной сцене, однако собрать пятитысячную толпу на неизвестного широкой публике музыканта гораздо сложнее, чем собрать компактный зал. А в Miles Davis поселились рок, фанк, битбокс и прочий фьюжн.
Второй апдейт - еда. Ее ассортимент расширился: почти весь променад Монтре уставлен палатками и палаточками с разнообразной кухней. С вечера посетители фестиваля бродят по окрестностям с тарелками в руках. Около каждой сцены - жуют. В lounge - жуют. Еда - это, конечно, здорово, и на российских фестивалях ее обычно не хватает, но посетителя Монтре иногда хочется спросить: "Ты что, жрать сюда пришел?".

6 июля. Очень суровая блондинка.

Уикенд - традиционно "детское" время в Монтрё. Со всей Европы на берега Женевского озера высаживается десант людей с дредами, пирсингом и в странных костюмах - начинается огромная мультинациональная тусовка. Поэтому на площадках в эти дни звучит нечто совершенно неакадемическое: от рэпа до панка. А в Jazz Club работают молодые музыканты, работающие на стыке жанров.

Первое серьезное открытие фестиваля - блондинка Трикси Уитли (Trixie Whitley), совсем молодая девушка с луженой глоткой. Назвав ее певицей, здорово обедняешь восприятие: Трикси мыслит себя как Артист в широком смысле этого слова; она начинала карьеру музыканта, став в 11 лет самым юным диджеем в Европе, и сотрудничала с бельгийским Музеем современного искусства. Трикси хорошо образована и работает с академическим материалом несколько цинично, как это свойственно диджеям. Состав музыкантов на сцене - роковый, вокал - джазовый, позаимствованный из спиричуэлс; и все это вместе - невероятная взрывная смесь. Такое ощущение, что Трикси не в полной мере управляет мощью своего голоса, она лишь пытается его обуздать, словно джинна или ураган.
Кстати, об ураганах: будучи вызвана на бис, Уитли исполняет песню "Waiting For Irene", посвященную ожиданию одноименного урагана. "Я сидела и ждала новостей, иногда выходила смотреть на озеро. Песня выражает это ожидание. Она очень ироничная, на самом деле".
Интересно, что, обладая мощными природными данными, Трикси настолько скромна. Она с некоторой неловкостью говорит о себе: "Я не профессионал, я - настоящий фанат музыки". И рассказывает, что играть на инструментах начала учиться совсем недавно, пытаясь аккомпанировать себе. Песня "Strong", которая стала для Трикси рабочим материалом, меж тем, производит довольно мощное впечатление, а аранжировка у нее интересная. "Это песня, в ходе которой я училась играть на пианино. Мне много помогал папа, и в конце концов я посвятила ее ему", - говорит певица.

В Montreux Jazz Lab зажигает томительная рок-дива Cat Power. Воля ваша, но живьем после Трикси она звучит как кошка в любовном томлении, поэтому мы решаем поискать других приключений.

Тем временем в зале Стравинского уже стартовал большой карнавал. Сегодня здесь происходит сдвоенный концерт Бобби Вумэка (Bobby Woomack и Уайклифа Жана (Wyclef Jean). Бобби с традиционным бравурным r'n'b' и фанком начинает сет, быстро заводя тех немногих, кто собрался перед сценой в ранний час. С собой Бобби вывел на сцену бэнд в 13 человек: ритм-секция, 2 гитары, 2 клавишных, бэк-вокалистки, а также духовая секция. Все это богатство требуется, чтобы нагромоздить очень плотный "фон", а сам Бобби выводит свой вокал на передний план. Когда к микрофону выходит одна из вокалисток, на ее фоне Бобби здорово проигрывает в децибелах. Хотя мне, к примеру, всегда приятно услышать, как исполняют кавер на песню Сэма Кука "A Change Is Gonna Come".

Уайклиф Жан неспроста зовет себя "Куинси Джонсом от хип-хопа": он, безусловно, обладает незаурядным талантом и не менее незаурядной харизмой. В 2009 году на сцене Монтрё Уайклиф разыграл сцену из "Грязных танцев" с участием Клода Нобса. Этот эпизод стал частью местного фольклора. В этом году Жан вписал свое имя в скрижали зала Стравинского: его имя будет упоминаться в числе самых долбанутых на голову музыкантов, когда-либо игравших на этой площадке. Стартовав с невинных каверов на Боба Марли, Кэта Стивенса и Guns N' Roses, Жан быстренько перешел к хитам типа "Oxygen" и "Dissolving with the Night", после чего начал чудить: изобразил на гитаре тэппинг зубами, спел с приглашенной звездой (ею оказалась Наадель Лионэ (Naadel Lyonnais), исполнил недурной r'n'b-кавер на "Wish You Were Here", попрыгал в партер и проплыл по рукам, после чего ловко вскарабкался на балкон, где, будучи подхваченным фанатами, продолжал петь и заводить толпу.
В 2014 году Уайклиф планирует к выходу пластинку "The Carnival Begins" - похоже, репетиция карнавала удалась!


7 июля. Хороший русский пианист и простые американские панки

Радостная новость для всех нас: на завершившемся конкурсе пианистов российский исполнитель Алексей Иванников получил второе место, уступив пальму первенства марокканскому представителю Джерри Леониде (Jerry Leonide). Алексей - невероятно техничный и чуткий исполнитель, его игра вся построена на нюансах. К тому же, выпускник Гнесинки обладает внешностью юного Маккартни и потрясающей улыбкой - у него есть все, чтобы стать крупной звездой мирового масштаба. Нашего исполнителя принимали очень тепло. И пусть в "Стравинском" будет играть другой исполнитель, второе место в Монтрё - великолепный результат.
Победитель, тепло поблагодарив собравшихся, исполнил в честь своей победы "What A Wonderful World" Луи Армстронга. А нам пора полюбоваться на другого Арсмтронга.

В этот день в главном зале окопались всеми обожаемые панки Green Day - если вы не были на их московском концерте, обязательно сходите по этой ссылке. Все так и есть - и для респектабельных площадок Билли Джо Армстронг (Billy Joe Armstrong) ни малейших скидок не делает. Играет, как играется - а чаще даже не играет, а куролесит так, что от публики пар идет. Чтобы показать серьезность своих намерений, Green Day стартуют с кавера Ramones - "Blitzkrieg Bop", после чего врубают тему из "Хороший, плохой, злой", а в процессе еще и добавляют кавер на AC/DC - "Highway to Hell". Интересно, что стилистически выступление Green Day весьма разнообразно: от фанка и ска до откровенного гранжа и ню-метал. Так что если будет оказия - отриньте сомнения и снобизм и идите на их концерт. Не пожалеете!

В малом зале начинается небольшой фестиваль битбокса: от самого простого шоу Koqa до сложных и замысловатых Angel Haze и I Am. Но любители джаза знают, что нужно обязательно протиснуться в Jazz Cafe - там сегодня легенды: великий саксофонист Чарльз Ллойд (Charles Lloyd), мастер игры на табла Закир Хусейн (Zakir Hussain) и барабанщик Эрик Харланд (Eric Harland). Увы, попасть на это шоу попросту нереально, так что мы решаем поберечь силы для будущих достижений.

Продолжение следует.
Звуки благодарят Switzerland Tourism и Swiss Airways за помощь в организации репортажа.

08.07.2013, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: