Всем постоянным посетителям Montreux Jazz Festival интересно, что же изменилось на площадке с прошлого года. Первое важное событие: Jazz Club переехал в маленький отдельный зал, бывший ранее пресс-центром. Он гораздо скромнее по размерам, чем Miles Davis Hall, зато здесь играют только и исключительно джаз. Разумеется, чисто джазовые сеты происходят и на главной сцене, однако собрать пятитысячную толпу на неизвестного широкой публике музыканта гораздо сложнее, чем собрать компактный зал. А в Miles Davis поселились рок, фанк, битбокс и прочий фьюжн.
Второй апдейт - еда. Ее ассортимент расширился: почти весь променад Монтре уставлен палатками и палаточками с разнообразной кухней. С вечера посетители фестиваля бродят по окрестностям с тарелками в руках. Около каждой сцены - жуют. В lounge - жуют. Еда - это, конечно, здорово, и на российских фестивалях ее обычно не хватает, но посетителя Монтре иногда хочется спросить: "Ты что, жрать сюда пришел?".
6 июля. Очень суровая блондинка.
Уикенд - традиционно "детское" время в Монтрё. Со всей Европы на берега Женевского озера высаживается десант людей с дредами, пирсингом и в странных костюмах - начинается огромная мультинациональная тусовка. Поэтому на площадках в эти дни звучит нечто совершенно неакадемическое: от рэпа до панка. А в Jazz Club работают молодые музыканты, работающие на стыке жанров.
Первое серьезное открытие фестиваля - блондинка Трикси Уитли (Trixie Whitley), совсем молодая девушка с луженой глоткой. Назвав ее певицей, здорово обедняешь восприятие: Трикси мыслит себя как Артист в широком смысле этого слова; она начинала карьеру музыканта, став в 11 лет самым юным диджеем в Европе, и сотрудничала с бельгийским Музеем современного искусства. Трикси хорошо образована и работает с академическим материалом несколько цинично, как это свойственно диджеям. Состав музыкантов на сцене - роковый, вокал - джазовый, позаимствованный из спиричуэлс; и все это вместе - невероятная взрывная смесь. Такое ощущение, что Трикси не в полной мере управляет мощью своего голоса, она лишь пытается его обуздать, словно джинна или ураган.
Кстати, об ураганах: будучи вызвана на бис, Уитли исполняет песню "Waiting For Irene", посвященную ожиданию одноименного урагана. "Я сидела и ждала новостей, иногда выходила смотреть на озеро. Песня выражает это ожидание. Она очень ироничная, на самом деле".
Интересно, что, обладая мощными природными данными, Трикси настолько скромна. Она с некоторой неловкостью говорит о себе: "Я не профессионал, я - настоящий фанат музыки". И рассказывает, что играть на инструментах начала учиться совсем недавно, пытаясь аккомпанировать себе. Песня "Strong", которая стала для Трикси рабочим материалом, меж тем, производит довольно мощное впечатление, а аранжировка у нее интересная. "Это песня, в ходе которой я училась играть на пианино. Мне много помогал папа, и в конце концов я посвятила ее ему", - говорит певица.
В Montreux Jazz Lab зажигает томительная рок-дива Cat Power. Воля ваша, но живьем после Трикси она звучит как кошка в любовном томлении, поэтому мы решаем поискать других приключений.
Тем временем в зале Стравинского уже стартовал большой карнавал. Сегодня здесь происходит сдвоенный концерт Бобби Вумэка (Bobby Woomack и Уайклифа Жана (Wyclef Jean). Бобби с традиционным бравурным r'n'b' и фанком начинает сет, быстро заводя тех немногих, кто собрался перед сценой в ранний час. С собой Бобби вывел на сцену бэнд в 13 человек: ритм-секция, 2 гитары, 2 клавишных, бэк-вокалистки, а также духовая секция. Все это богатство требуется, чтобы нагромоздить очень плотный "фон", а сам Бобби выводит свой вокал на передний план. Когда к микрофону выходит одна из вокалисток, на ее фоне Бобби здорово проигрывает в децибелах. Хотя мне, к примеру, всегда приятно услышать, как исполняют кавер на песню Сэма Кука "A Change Is Gonna Come".
Уайклиф Жан неспроста зовет себя "Куинси Джонсом от хип-хопа": он, безусловно, обладает незаурядным талантом и не менее незаурядной харизмой. В 2009 году на сцене Монтрё Уайклиф разыграл сцену из "Грязных танцев" с участием Клода Нобса. Этот эпизод стал частью местного фольклора. В этом году Жан вписал свое имя в скрижали зала Стравинского: его имя будет упоминаться в числе самых долбанутых на голову музыкантов, когда-либо игравших на этой площадке. Стартовав с невинных каверов на Боба Марли, Кэта Стивенса и Guns N' Roses, Жан быстренько перешел к хитам типа "Oxygen" и "Dissolving with the Night", после чего начал чудить: изобразил на гитаре тэппинг зубами, спел с приглашенной звездой (ею оказалась Наадель Лионэ (Naadel Lyonnais), исполнил недурной r'n'b-кавер на "Wish You Were Here", попрыгал в партер и проплыл по рукам, после чего ловко вскарабкался на балкон, где, будучи подхваченным фанатами, продолжал петь и заводить толпу.
В 2014 году Уайклиф планирует к выходу пластинку "The Carnival Begins" - похоже, репетиция карнавала удалась!
7 июля. Хороший русский пианист и простые американские панки
Радостная новость для всех нас: на завершившемся конкурсе пианистов российский исполнитель Алексей Иванников получил второе место, уступив пальму первенства марокканскому представителю Джерри Леониде (Jerry Leonide). Алексей - невероятно техничный и чуткий исполнитель, его игра вся построена на нюансах. К тому же, выпускник Гнесинки обладает внешностью юного Маккартни и потрясающей улыбкой - у него есть все, чтобы стать крупной звездой мирового масштаба. Нашего исполнителя принимали очень тепло. И пусть в "Стравинском" будет играть другой исполнитель, второе место в Монтрё - великолепный результат.
Победитель, тепло поблагодарив собравшихся, исполнил в честь своей победы "What A Wonderful World" Луи Армстронга. А нам пора полюбоваться на другого Арсмтронга.
В этот день в главном зале окопались всеми обожаемые панки Green Day - если вы не были на их московском концерте, обязательно сходите по этой ссылке. Все так и есть - и для респектабельных площадок Билли Джо Армстронг (Billy Joe Armstrong) ни малейших скидок не делает. Играет, как играется - а чаще даже не играет, а куролесит так, что от публики пар идет. Чтобы показать серьезность своих намерений, Green Day стартуют с кавера Ramones - "Blitzkrieg Bop", после чего врубают тему из "Хороший, плохой, злой", а в процессе еще и добавляют кавер на AC/DC - "Highway to Hell". Интересно, что стилистически выступление Green Day весьма разнообразно: от фанка и ска до откровенного гранжа и ню-метал. Так что если будет оказия - отриньте сомнения и снобизм и идите на их концерт. Не пожалеете!
В малом зале начинается небольшой фестиваль битбокса: от самого простого шоу Koqa до сложных и замысловатых Angel Haze и I Am. Но любители джаза знают, что нужно обязательно протиснуться в Jazz Cafe - там сегодня легенды: великий саксофонист Чарльз Ллойд (Charles Lloyd), мастер игры на табла Закир Хусейн (Zakir Hussain) и барабанщик Эрик Харланд (Eric Harland). Увы, попасть на это шоу попросту нереально, так что мы решаем поберечь силы для будущих достижений.
Rick HALL (1932)
Philip GLASS (1937)
Frank RICOTTI (1949)
Harry Wayne "K.C." CASEY (1951)
Phil COLLINS (1951)
Phil MANZANERA (1951)
John LYDON (1956)