Мы живем в очень открытом и стремительном мире. Обмен данными и идеями происходит в нем с космическими скоростями. "Железный занавес" давно сгнил в металлоломе. Звезды совершенно открыто и без посредников общаются друг с другом и со своими фанатами в социальных сетях. И, тем не менее, если спросишь знакомых музыкантов: "Когда и с кем вы последний раз сотрудничали в других проектах, не связанных с вашим?",- чаще всего ответом будет: "никогда и ни с кем".
"Ты что-нибудь кому-нибудь подаришь - тебе что-нибудь кто-нибудь подарит! Красота!"
Самый очевидный пример сотрудничества творческих людей – соавторство в написании
песен. Сегодня возможности для сотрудничества гораздо шире: можно привлекать соавторов для написания музыки, дистанционно делать аранжировки, записи и мастеринг - вплоть до готового проекта с выпуском полноценного
альбома и видеоклипа. При этом своего соавтора вы можете не знать в лицо: ведь мобильные средства связи позволяют сотрудничать с музыкантами не только вашего
родного города, но и других стран. Встречаться лично для этого не обязательно, расстояние уже не является непреодолимым фактором. Именно эта форма творчества оптимально подходит для тех, у кого уже есть постоянная "должность" в известном составе, а также для сессионных музыкантов. Например, знаете ли вы, что появление на свет группы Gorillaz - вовсе не тонкий продюсерский ход, а прямое следствие того, что все участники коллектива были перманентно заняты в своих постоянных составах и практически не имели возможности встречаться в студии и на репетициях?
Кстати, лидер Blur и автор идеи Gorillaz Деймон Олбарн (Daemon Albarn) широко известен своими экзотическими коллаборациями с самыми разными музыкантами: он записывает совместные пластинки с электронщиками из Амстердама и редкими африканскими народностями из Мали, пишет и ставит оперы и записал альбом с ветераном соул-сцены Бобби Вумаком (Bobby Womack), гитаристом Flea и бог знает с кем еще. При этом Деймон - весьма умеренный путешественник: собрав необходимый материал и договорившись с коллегами, всю дальнейшую работу он производит дистанционно.
Планировать и обсуждать ход работ, а также обмениваться сэмплами, треками и готовыми проектами можно по телефону и смс, по электронной почте, в реальном
времени по Скайпу и в других мессенджерах. Конечно,
проблемы и взаимонепонимание случаются, но их причина кроется больше в психологии творческого человека: "Что они
натворили?! Я работал над этим басом целую неделю! Они всё испортили!"
И тем не менее, чаще всего сотрудничество с другим человеком плодотворно. Вы можете научиться
у своего далекого соавтора чему-то новому, компенсировать его сильными сторонами свои слабости,
приобрести дополнительный опыт. Ваши совместные знания и опыт в ходе работы не складываются, а
перемножаются.
Несколько лет назад у меня был успешный опыт сотрудничества с американцем, который сочинял тексты песен на мои мелодии. Долгое время я был уверен, что он молодой парень - а он оказался седым дедом, профессором из Нью-Джерси. В молодости мой соавтор был участником хиппи-движения. Тут стоит добавить, что сам я живу в Челябинске.
Некоторое время назад фирмы-производители музыкального софта начали обращать своё внимание на музыкантов, которые сотрудничают в создании аранжировок, находясь при этом в разных странах. Идея заключалась в том, чтобы два и более пользователя могли бы работать, подключаясь к виртуальной студии через интернет, а сама «студия» находилась бы при этом на некоем удалённом сервере. Общение музыкантов предполагалось организовать здесь же в специальном чате в режиме реального времени. Попытки реализовать эту технологию предпринимали компании Steinberg Cubase, Ableton и Propellerhead Reason, однако результаты пока не впечатляют. Многообещающая заявка была анонсирована компанией Bitwig, (http://www.bitwig.com/bitwig-studio) но на сегодняшний день выпущена лишь первая версия виртуальной студии Bitwig Studio v1.0, а возможность сотрудничества музыкантов онлайн в реальном времени обещает быть реализована лишь в следующей версии.
Тем не менее, стоит испробовать разные способы сотрудничества музыкантов онлайн, чтобы оценить, насколько изменится ваше отношение к музыке и к самому процессу творчества.
Где и как найти будущих соавторов? Очевидный ответ – на форумах музыкантов и в
социальных сетях.
Интересную функцию предлагает сервис Soundcloud.com. Вы можете загрузить
звуковой файл с рабочей версией вашего проекта в любой стадии, активировать для него
функцию Private и добавить имена либо ники тех пользователей сайта, которым этот трек
будет доступен. В самом треке добавьте комментарии с вопросами о том, что и как здесь
улучшить и не хочет ли кто-либо этим заняться? Вполне вероятно, что в результате вы получите ценные советы других пользователей сайта и кто-то, возможно, предложит вам свою помощь.
Как организовать процесс совместной работы
Прежде, чем шагнуть в реку коллабораций, нужно определить для себя основные
принципы. Нет и быть не может двух людей, в равной степени обладающих некими знаниями и
талантами. В любой коллаборации разделение труда неизбежно: один пишет мелодии
и тексты песен -– второй делает аранжировки; один делает аранжировки – второй
выполняет сведение и мастеринг; один сочиняет все мелодические партии, второй –
все ритмические; один выполняет всю творческую работу – второй всю техническую
и так далее. Жёстких правил нет и быть не может.
Определите свои сильные и слабые
стороны: чего вы ждёте от сотрудничества? Каких знаний и умений не хватает вам? Какие
свои навыки вы можете предложить потенциальному партнёру? Какими качествами и
способностями должен обладать ваш напарник?
Основные трудности ждут вас в самом начале сотрудничества. Будьте готовы к самому
неожиданному мнению вашего партнёра и к жесткой критике с его стороны. Будьте готовы чётко
объяснить своё видение проекта и то, чего вы ждёте от сотрудничества. Ставьте партнёру
конкретные, предметные задачи. Уважайте чужое мнение. В конце концов, если сотрудничество не ладится,
лучше сразу поставить на нём точку – так вы сбережёте свои нервы и время.
Важное правило: не молчите. Будьте на связи. Вы ежедневно должны находиться в контакте со своим
партнёром: е-мейл, скайп, телефон, смс-сообщения. Будьте готовы ответить на самый
неожиданный и глупый по вашему мнению вопрос. Если вам нужно на какое-то время
отправиться в места, где отсутствует интернет – предупредите об этом партнёра.
Возможно, вклад вашего партнёра в проект будет таким, что проект получит новое неожиданное направление развития. Ваши идеи будут трансформироваться и дополняться новыми. Приготовьтесь к этому заранее и решите, насколько промежуточные версии и окончательная редакция могут отличаться от ваших первоначальных замыслов. Учтите, что нет двух людей с абсолютно идентичными музыкальными предпочтениями. Готовы ли вы интегрировать в проект все возникающие идеи или лучше что-то оставить «на потом»? Какую степень творческой свободы вы готовы предоставить своему напарнику?
Технические аспекты сотрудничества
Заранее определитесь со своим соавтором с форматом проекта. Некоторые полупрофессиональные звуковые карты не записывают с внешних источников звук с частотой сэмплирования 96кГц и не работают с разрешением 32 кбита.
Очень важная проблема заключается в совместимости программного обеспечения. В идеальном случае у вас обоих должны быть установлены одинаковые версии виртуальных студий и плагинов. В жизни добиться этого крайне сложно. Часто более ранние версии виртуальных студий (DAW) не имеют каких-либо функций более поздних версий, и это может стать серьёзным тормозом в совместной работе. Нужно заранее обменяться с партнёром списками ваших виртуальных инструментов и обработок: хорошо бы пользоваться только тем софтом, который имеется у вас обоих. Если вы с напарником предпочитаете разные DAW, то вы не сможете обмениваться проектом целиком, а только wav- и миди-файлами. Обмен файлами. Звуковые файлы wav «весят» достаточно много в отличие от почти невесомых midi. Учтите, что эффекты и обработки – особенно дилэи и реверберация – значительно увеличивают вес звуковых файлов. Будете ли вы обмениваться отдельными партиями или каждый раз посылать друг другу весь проект целиком? Полезно подумать об использовании онлайн-«склада» и файлообменников для хранении и передачи рабочих материалов.
Важный вопрос – мониторинг. Какие мониторы и наушники у вас и у вашего партнёра?
Не получится ли так, что один и тот же файл на разных мониторах у одного из вас будет
звучать с избытком каких-то частот, а у второго – наоборот? Насколько эта разница
критична для готового материала?
Оставляйте своему партнёру право на личную жизнь. Не требуйте от него без особой
нужды закончить работу к определённому часу – конечно, если вас обоих не поджимают
сроки контракта, обязательства перед заказчиками и другими людьми.
В любом проекте всегда найдётся что-то, что можно улучшить. Когда можно будет
считать работу законченной?
Как делить шкуру неубитого медведя
Договоритесь со своими партнерами заранее и в письменной форме (желательно сохранить переииску или заключить самый договор): как вы определите долю участия каждого из вас в проекте? В какой пропорции вам обоим будут принадлежать авторские права на результат? Обычно авторство делится в пропорции 50/50, а для публикации результата совместного труда каждый из авторов обязан получить согласие партнёра. Прибыль и бонусы потом тоже распределяются пополам. Однако возможны любые другие варианты - важно, чтобы условия, будучи установленными с самого начала, далее изменялись лишь по обоюдному согласию.
...И всё же перед началом сотрудничества как следует подумайте: очень многие
люди (и я в их числе) чувствуют себя самодостаточными, им некомфортно в работе с
соавтором. Кажется, что партнёр – это гиря, прикованная к ноге: небольшую дистанцию
кое-как пройти можно, но бежать уже не получается. Может быть есть смысл подучиться,
восполнить пробелы в знаниях и обойтись собственными силами?
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)