На фестиваль Tallinn Music Week, который прошел в столице Эстонии 4-6 апреля, выступило более 200 команд. Мы отобрали девять самых впечатляющих.
Mari Kalkun
Студентка хельсинкской академии Сибелиуса Мари Калкун уже успела прокатиться по Европе, бывала и в России, и в Японии. У нее несколько проектов, включая сольные. На TMW компанию ее эстонской каннели составляли австралийский барабанщик, а также пара финнов — девушка, играющая на кантеле, и контрабасист. Каждую песню надо было не только слушать, но и видеть. В одном из треков Калкун все дорогу ритмично шуршала, перебирая ногами. Когда заканчивалась четвертая композиция, в зал вошла директор фестиваля Хелен Силдна (Helen Sildna) с группой делегатов — и тут же побежала упрашивать Калкун сыграть еще что-нибудь. Очевидно, что для Эстонии Калкун — большое сокровище, и ее обязательно надо привезти на «Дикую мяту» и «ЭтноМеханику».
Отыгравший в феврале на петербургском фестивале «Стереозима» электронный проект в клубе Von Krahl представил дип-хаус-сет — мрачный, тягучий, с неспешным ритмами, саксофонными соло, одинаково хорошо и на танцполе, и в кресле. Март Ави — натуральный эстонский Скотт Уокер (Scott Walker).
I Wear* Experiment Трио, состоящее из двух клавишников (один еще и на гитаре играет) и барабанщика. Прямо перед фестивалем IWE выпустили дебютный EP «Crickets Empire I», построенный на импровизационном материале — но вживую их кинематографическая музыка прозвучали еще резвее. Вездесущий мэдчестер сменял нахрапистый дрим-поп, а за ним следовала собственная версия волшебной исландщины.
NEØV
Детище братьев Ансси и Самули Неувоненов (Anssi and Samuli Neuvonen), которые еще в детстве начали играть вместе, а в прошлом году выпустили дебютный альбом "Orange Morning". Родственники завоевывают симпатии зала одним видом: вокалист Ансси мало похож на вокалиста шугейз-группы, скорее, на эмо-рокера. При этом почти каждый музыкант в группе играет на нескольких инструментах. Басист постоянно извлекает сложносочиненные риффы, не зацикленные на ударных. Хорошая альтернатива Mew.
В кинотеатре Soprus все места заняты, сцена завешана лампочками, норвежские артисты взмахом кисти превращены в индейцев. Гитарист тут играет на специальном тромбоне, который называется флугабон, басиста нет, но есть два клавишника. С одной стороны, это вполне себе многоголосный инди-поп, с другой — на сцене царит джазово-первобытное безумие.
Rangleklods
Еще один переаншлаг. Пожалуй, одна из самых многообещающих команд из Дании — словно английский электропоп смешали с Interpol — грудной баритон Эсбена Андерсена (Esben Andersen), убийственно низкие басы, техноидная монотонность. Завораживающее зрелище — Перниль Смит-Сивертсен (Pernille Smith-Sivertsen) молотит по пэдам, а Андерсен пляшет аки Кертис меж столов, заставленных аппаратурой, среди которых — самодельный сенсорный пульт. В какой-то момент становится просто страшно.
Lau Nau
Самулин лично представляет артистов своего лейбла Fonal, которая узнала, почем фунт славы, когда в моде был финский психо-фолк. Все выступают в крохотном баре Krahl. Впрочем, Lau Nau много места не надо. Лаура Науккаринен (Laura Naukkarinen) играет на гитаре и поет, помогают ей басист и что-то струнное. Этого хватает, что выстроить и песни по народным лекалам, и показать, какой могла бы быть тихая Пи Джей Храви (PJ Harvey) в Скандинавии. Девушка объездила уже планету, а ее выступление в Филадельфии журнал The Wire в 2007 году включил в список «60 концертов, которых потрясли мир».
Факты как они есть: родившийся в Эстонии чуваш Александр Айдаров поет на чувашском поп-рок-песни с народными мотивами на стихи чувашских поэтов. В составе – эстонская ритм-секция и русский аккордеонист. Порой с нечетными размерами и джазовыми аккордами. Как выясняется в личной беседе, до этого он 10 лет рубил русский рок, пока не открыл для себя традиции предков. Теперь еще и работает в фолк-коллектива Palan. Часто наведывается в Чебоксары, где о такой музыке слыхом не слыхивали.
3421
Из двухчастного израильского проекта до Таллина доехал только клавишник Shuzin; барабанщик добрался до Польши, а дальше силы визы не хватило. Но и в одиночку, при помощи готовых треков и синтезатора он устраивает карнавал электроники, легко переходя из дабстепа в глитч, а из электро — в джангл, мимоходом сэмплируя таких неочевидных исполнительниц, как турчанка Сельда Багчан (Selda Bağcan). Сам клуб Hollywood, вероятно, один из самых демократичных — с кучей диванных ниш, где вместо хипстеров сидят насупленные мужики и замученные подруги, одна из которых забирается на сцену и повисает на плече у музыканта, покуда ее оттуда не уводит охрана.
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)