PETER HOOK & THE LIGHT  "Я отлично проводил время. Хотя бывало по-настоящему страшно"

Питер Хук о песнях Joy Division, выброшенных на ветер деньгах и культурной значимости Манчестера.

В Россию вновь приезжает Питер Хук (Peter Hook), основатель двух культовых манчестерских групп, Joy Division и New Order, и владелец не менее культового заведения "Hacienda". Слово "культ" нередко кажется надуманным, но только не в нашем случае: "Гасиенда", чьи будни Хук описал в вышедшей пару лет назад книге "Как не надо управлять клубом", во второй половине 80-х перевернула с ног на голову танцевальную культуру Британии, а следом и всего мира; Joy Division в прошлом десятилетии и вовсе стали именем нарицательным - не говоря уже о тысячах пиратских футболок с принтом альбома "Unknown Pleasures", не встретить хотя бы одну из которых на улицах двух столиц было почти нереально. Все это - а также будущее чемпионство "Манчестер Юнайтед" - Звуки обсудили с легендарным басистом.

Звуки: Peter Hook & the Light - с Питером Хуком все ясно, а что насчет The Light? Расскажите немного о тех, кто играет с вами в группе.
Питер Хук: Многие из них играли в моих предыдущих группах, Freebass, Revenge и Monaco. Поскольку в The Light мне приходится еще и петь, на басу - мой сын Джек, он страхует меня. Когда я смотрю на него, я вспоминаю о той буйной энергии, которая была у Joy Division, потому что сейчас ему столько же лет, сколько было мне, когда я был в Joy Division. Он играет так же мощно, как играл тогда. Он даже бас держит так же низко! Странное ощущение вообще-то, но мне оно нравится, приятно иметь возможность выступать вместе с сыном.
На гитаре у нас отличный парень Нэт Уозон (Nat Wason). Он довольно скромный человек, но когда дело доходит до концертов, он срывает аплодисменты. Нэт раньше играл в Haven (не слишком известная корнуэльская инди-рок-группа первой половины нулевых - прим. Звуков) и потом со мной в Freebass. И еще двое ребят из Monaco и Revenge. На барабанах Пол Кихоу (Paul Kehoe), которого иногда называют "Сорвиголовы" (Leadfoot), и это один из лучших ударников, с которыми мне доводилось работать. С него пот ручьями хлещет на концертах, иногда перед ним вентилятор нужно ставить. И наконец клавишник Энди Пул (Andy Poole), музыкант с большим опытом и кроме того чудесный малый.

Звуки: А как вы вообще пришли к идее играть альбомы Joy Division живьем? Недавняя шумиха вокруг наследия группы (переиздания, фильм "Контроль" и пр.) в этом как-то повинны?
Питер: Первый раз мы собирались играть Joy Divison в мае 2010 года, и тогда мы хотели почтить память Йена (Ian Curtis, вокалист группы, покончивший с собой в 1980-ом - прим. Звуков), со смерти которого к тому моменту прошло ровно 30 лет. Мы планировали устроить большой концерт в его родном городе, Маклсфилде, это был бы хороший жест, но по разным причинам не сложилось. Тогда я подумал, ладно, просто так 30-летие мы на тормозах не спустим, жизнь Йена и его музыка достойны того, чтобы их отметить. И решил, что сыграю альбомы со свой тогдашней группой, которой и была The Light. Что мы сделаем один концерт в Манчестере, в клубе Factory, в память о Йене. Билеты разлетелись мгновенно, и один концерт превратился в два, а потом посыпались приглашения со всего мира.
"Контроль" тут не причем, Joy Division всегда имели огромное, огромное влияние, но я почувствовал, что наша музыка слишком долго была заперта, слишком долго пылилась на полке, если хотите, и захотел снова играть те песни. Они слишком особенные, чтобы их игнорировать, и было здорово открывать их заново. К тому же они полюбились новому поколению слушателей, которые в силу возраста не могли услышать их живьем, и наши концерты могут немного исправить ситуацию. Окей, это не Joy Division, никто и не говорил, что это то же самое, в отличие от New Order, которые называют себя New Order. Но приятно, когда меломаны говорят спасибо. И я считаю, что я собрал группу, которая по-настоящему уважает эти песни и те чувства к ним, которые питают люди во всех уголках планеты.

Звуки: Вы исполняли попеременно то "Unknown Pleasures", то "Closer". Эти два формата шоу как-то различаются для вас (не считая того, что песни разные)? Какой из альбомов играть труднее?
Питер: "Unknown Pleasures" более сырой, это очевидно. Но когда я начал разбирать его, он стал нравиться мне все больше. Мне нравится, как его сделал Мартин Ханнет (Martin Hannett). При том, что во времена Joy Division мы ни в грош не ставили Ханнета, и это, пожалуй, было ошибкой. Теперь, когда я переслушиваю пластинку, я понимаю, сколько он сделал для нее. 30 лет прошло, а альбом по-прежнему звучит отменно. Это заслуга Ханнета.
Так вот, "Unknown Pleasures" более панковская, а “Closer” звучит так, как будто к моменту ее записи группа повзрослела и стала больше экспериментировать. Когда пришло время разучивать “Closer”, я вспомнил, насколько откровенными были тексты, написанные для этого альбома. У него совсем другое настроение, он более меланхоличный, он проникнут чувством уязвимости, он мягче, особенно его концовка, когда “The Eternal” переходит в “Decades”, затем в “Heart and Soul”. Когда ты играешь “Closer”, ты должен открыться, скажем так.

Звуки: Это, конечно, из области предположений, но по-моему, "Interzone" - ближайший ориентир того, "как могли звучать Joy Division без Ханнета". Вы стараетесь как-то воссоздать нестудийное звучание тех лет?
Питер: Ну я в курсе, что большинство людей, которые приходят на наши концерты, не могли видеть Joy Division живьем, потому что та группа просуществовала всего два года, а профессиональной была от силы последние шесть месяцев. И поскольку большая часть зрителей слышала нас только в записи, было бы правильнее играть альбомы с оглядкой на запись.
В The Light мы приложили все усилия, чтобы учесть вклад Мартина - тот звук, то чувство, те маленькие уловки, все, что он сделал для альбомов. Это была коллаборация Joy Division и Мартина Ханнета. Найдите Joy Division на ютюбе - живьем и в записи они звучат совершенно по-разному.
И я получаю огромного удовольствие, когда играю альбомы целиком. Во-первых, потому что некоторые песни Joy Division играли реже, и эти вещи как бы ушли в тень. "Candidate" и "I Remember Nothing" с “Unknown Pleasures", "Passover" с “Closer”. А во-вторых, такой формат требует сосредоточенности не только с нашей стороны, но и со стороны зрителей. Они могут забыться, слушая альбом живьем, пусть даже они знают, какая песня идет следующей. Это весьма мощная штука. Звуки: Из всего каталога Joy Division, какую песню вы бы назвали своим личным шедевром?
Питер: Одна из моих любимых песен JD - “The Eternal”. Когда мы играем ее, в тот момент, когда вступает фортепиано, у меня мурашки бегут по коже. Это мой самый любимый момент, если брать нынешние концерты. Исполнять ее, зная, что ты приложил руку к ее созданию, это что-то очень особое. Очень.

Звуки: Феномен Joy Division давным-давно перерос бунтарскую политику Factory Records. В каком-то смысле он стал общим местом, чем-то глубоко конформистским, при том, что задумывалось ровно противоположное. Взять хотя бы бутлегерские футболки - один принт "Disney-Division" чего стоит. Глядя на все это, вы не думали про себя "это, блин, что еще такое"?
Питер: Да, так и было. Роб Греттон (Rob Gretton, бывший менеджер группы - прим. Звуков) предрекал, что Joy Division станут по-настоящему большими через 30 лет, и именно так и получилось. Единственная проблема в том, что выгоду от этого получает кто угодно, кроме нас. Я встретил пару бутлегеров неделю назад, и они подтвердили, что спрос на Joy Division огромен. Нет такой группы, на которой бутлегеры нажились бы больше, чем на нас. Что по-своему льстит. Робу бы точно понравилось, он счел бы это успехом.
И все же, когда такие люди как Дисней, одна из самых сутяжнических корпораций в Голливуде, начинают обдирать тебя, это иначе как большой насмешкой не назовешь. Приятно знать, что ты до сих пор остаешься культурной величиной, но такие вещи могут серьезно раздражать. И меня раздражают. А когда я чувствую, что дело зашло слишком далеко, я не поленюсь сесть и накатать гневное письмо по электронной почте, и плевать, что воскресенье, а на часах три по полудню.

Звуки: Вам не обидно выслушивать упреки в том, что вы, дескать, наживаетесь на прахе Кертиса? Особенно с учетом того, сколько собственных денег вы вложили в Гасиенду. Вы же до последнего финансировали клуб, и потом расплачивались по его долгам, когда все кроме вас с Робом Греттоном покинули борт тонущего корабля.
Питер: Не сказал бы, что обидно, но многие просто не понимают ситуацию и оценивают ее очень однобоко. Нынешние концерты затеваются не ради денег, концерты вообще не такая золотая жила, как многим кажется. Главное для меня - играть свою музыку в том формате, который нравится слушателям. Есть люди, которые будут говорить то, что хотят, не обращая внимания на факты. Как например, в случае с расколом в New Order: я все уже рассказал о том, что там произошло, но до кого-то до сих пор не доходит.
А с Гасиендой, да, так и было, мы с Робом до последнего платили по ее счетам, потом я дал Робу денег, чтобы он мог выкупить название у владельца, и перезаложил свой дом, чтобы сохранить его. Ни Гасиенда, ни Dry (бар, открытый Factory Records в Манчестере; абсолютный финансовый провал Хука и компании - прим. Звуков) никогда не приносили денег, хотя у Гасиенды в конце 80-х дела пошли чуть лучше. Для нас это был способ просадить чертову уйму денег, но мне такой способ нравился.

Выступление Fad Gadget в Гасиенде, 1984 год.

Звуки: Ваши мемуары "Как не нужно управлять клубом" - одна из самых смешных книг о музыкальной культуре, которую я читал в последнее время. Трудно было извлекать историю со всеми мелкими подробностями?
Питер: Признаться честно, не очень трудно. Ничего бы не стал менять ни в своей жизни, ни в истории Гасиенды, хотя под такой точкой зрения подпишутся не все участники событий. Я отлично проводил время, хотя случались эпизоды, когда было по-настоящему страшно. Проходила неделя, и мы вместе с клубными вышибалами смеялись, вспоминая весь этот кошмар. Работа над книгой помогла мне понять, что посреди сплошной катастрофы, которой была Гасиенда, были прекрасные времена, и этот клуб действительно изменил мир. Гасиенда не была провалом, во многих отношениях это был большой успех - держать такую махину на плаву 15 лет. Я понял это, когда писал книгу, и надеюсь, те, кто ее прочел, поняли то же самое.
Сегодня вы нигде не найдете такого сплава идеализма, креативности без границ и полного пренебрежения финансовой стороной, какой был в Гасиенде. Таково ее наследие, и за это ее уважают. Мы сделали ее, мы потеряли на этом кучу денег, мы вошли с ней в музыкальную историю, и я горжусь этим.

Звуки: Манчестерская волна понемногу возвращается. The Stone Roses откатали тур, и билеты на их концерты уходили за считанные часы. Happy Mondays реанимировались. Что именно делает музыкальный Манчестер местом силы, источником новых идей снова и снова, поколение за поколением?
Питер: Атмосфера. Это фантастический город. Новые группы появляются в нем постоянно. Я не знаю, что именно делает Манчестер особым, но другого такого места в Британии точно нет. Elbow, Delphic, Ting Tings, The Courteeners - все местные и все отличные. И поток даже не начал иссякать.
Забавно, но музыкальная инфраструктура в Манчестере при этом довольно никудышная. Студий не так много. Всем кажется, что это второй город в стране после Лондона, а это не правда, тот же Бирмингем по размерам гораздо больше Манчестера. По сравнению с многими местами в Англии, Манчестер - маленький городок, но у него своя порода. Гасиенда, Factory, Joy Division, New Order, The Smiths, The Stone Roses.... список можно продолжать бесконечно. Родословная чертовски богатая.

Звуки: Кто из земляков вас впечатлил в последнее время?
Питер: К сожалению, я не часто выбираюсь посмотреть местные новые группы, в основном, потому что гастролирую. Но я слежу за тем, что происходит. Everything Everything, Slow Readers Club, Shines, Modern Blonde - хорошая поросль. Наш лейбл Hacienda Records подписал несколько групп: Humanizer, Detachments и Super White Assassin.

Звуки: Пленки с записями Joy Division, которые нашлись в бывшем здании банка Мидленд, вы собираетесь издавать в каком-либо виде? Как обстоит ситуация с правами на них?
Питер: Да, была такая история, пресса раздула ее, в первую очередь, потому что Джейми Оливер (известный шеф-повар - прим. Звуков) открывал там новый ресторан. Пленки нашлись несколько лет назад, когда здание банка перешло новым владельцам, они лежали в одной из депозитных ячеек. На них не было ничего нового, так что мы вернули их назад. Роб [Греттон] по привычке складывал сессионные записи в ячейку, а потом забыл про них, как бы ненормально это ни звучало.

Звуки: И наконец о футболе: "Манчестер Юнайтед" почти наверняка выиграет английскую лигу в этом сезоне, и может получиться так, что 20-е чемпионство он отпразднует в день, когда вы будете в России с концертами. Собираетесь как-то отмечать победу?
Питер: Никогда нельзя планировать такие вещи заранее. До того, как "Юнайтед" выиграл титул в 1994 году (на самом деле, в 93-ем - прим. Звуков), прошло 26 лет. И хотя последние годы нам улыбался успех, нельзя считать себя победителями по умолчанию. Ни в музыке, ни футболе.

Peter Hook & The Light
17 апреля - Москва, "Москва Hall"
18 апреля - Екатеринбург, Tele Club
19 апреля - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"

06.04.2013, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

PETER HOOK & THE LIGHT - свежие публикации:

Сайт: www.peterhook.co.uk

PETER HOOK & THE LIGHT