В преддверии февральского концерта британских джазменов Red Snapper Звуки беседуют с контрабасистом группы Али Френдом (Ali Friend) об увлечении сенегальским кино, каждодневном вдохновении и маленьких секретах.
Звуки: Ваше первое московское выступление в "Точке" вошел в местную концертную легенду. А у вас самих сохранились какие-нибудь воспоминания о нем?
Али: Я плохо помню тот вечер. Но реакция публики была потрясающей... Подождите, я вспомнил, что в клубе было очень, очень душно, и все страшно пропотели. На улице было сыро, но внутри еще более сыро! Когда мы приехали в клуб, часть нашего оборудования где-то застряла. Мы нервничали из-за этого и старались играть жестче. И отклик был фантастический. Отличный был вечер, правда отличный. После этого у нас были сотни концертов, но этот я точно не забуду.
Звуки: Вы записали саундтрек к сенегальскому фильму "Туки Буки" ("Touki Bouki" или "Путешествие Гиены"). Можно чуть подробнее об этом?
Али: Это сенегальский фильм 1973 года, очень странный, экспрессионистский. Мы его обожаем, и к тому же мы в последние годы увлеклись африканской музыкой - южно-африканской, западно-африканской, афробитом. Поэтому решение переозвучить его по-своему лежало на поверхности. Мы - а точнее в основном Ричард (Richard Thair, ударник Red Snapper) - написали новый саундтрек к фильму и получили разрешение показывать его и озвучивать живьем. Мы будем ездить с этой программой по разным площадкам. В России ее сейчас играть не будем, сделаем наши обычные концерты. Но надеюсь, что через несколько месяцев мы снова к вам приедем и уже тогда организуем кинопоказ с нашей озвучкой... Нам очень хотелось сменить курс: вместо того, чтобы записывать очередной альбом, вырулить на что-то совершенно иное. Фильм подсказал решение.
Звуки: Когда вы пишете новый материал, вы держите в уме, как будете играть его живьем?
Али: Не всегда, нет. Иногда музыка рождается из совместных джемов, и тогда она сама по себе живая, ее не нужно подправлять на компьютере, лучше так и оставить. Но не обязательно. Иногда мы приносим какие-то идеи, они развиваются в процессе студийной работы. Это два разных подхода, концертный и студийный. Некоторые студийные вещи мы переделываем под живые выступления.
Звуки: А возникали проблемы с тем, что адаптировать треки под концерты?
Али: Бывало. Мы же любим поковыряться в пультах, манипулировать звуком и эффектами, при том, что мы вообще-то акустическая группа. И не всегда это можно повторить живьем, потому что каких-то примочек не оказывается под рукой. Это огорчает, конечно, но в таком случае нужно включить фантазию и найти другой способ разнообразить звук.
Звуки: Ваш последний альбом "Key" мне показался этакой картой в страну Red Snapper, гид по творчеству группы для тех, кто ее предыдущую инкарнацию 90-х годов мог не застать или пропустить. Вы это имели в виду, когда поместили карту на обложку альбома?
Али: Вы к тому, что в нем есть ключевые элементы Red Snapper? Может быть, на подсознательном уровне так оно и было, хотя мы об этом не думали. Карта была скорее географическая, отчасти воображаемая, карта новых мест, где нам удалось побывать. Мы много путешествуем, открываем для себя другие культуры, другую музыку... Странность в том, что мы до сих пор ощущаем, что не нашли свой стиль, мы по-прежнему в поиске. Нас чем только не называли - и драм-н-бейсом, и хип-хопом, и джазом, и рокабилли. И все это у нас есть, в "Key" вы можете все это услышать.
Звуки: К разговору о названиях: я где-то вычитал версию, что название вашего первого альбома "Prince Blimey" - это прозвище Тима Холмса (Tim Holmes), тогдашнего участника Death In Vegas, который был студийным инженером на записи диска. Это хотя бы близко к правде?
Али: Это действительно прозвище, но не Тима Холмса, а нашего звукорежиссера как раз в то время, когда мы записывали "Prince Blimey". Так и родилось название. Звучит очень по-британски ("blimey" - слэнговое междометие, означающее что-то вроде "иди ты!" - прим. Звуков). В общем-то, вся наша музыка звучит очень по-британски.
Звуки: Забавно, что Red Snapper все так же рифмуют с джанглом середины 90-х, при том, что я считал вас прежде всего джазовой группой. Вам никогда не казалось, что вы проложили дорогу всякому странному британскому нео-джазу вроде Portico Quartet и другим фаворитам Джайлза Питерсона (Gilles Peterson - британский журналист, музыковед и издатель, пионер эйсид-джаза), которые смешивают джаз с современной индитроникой?
Али: Еще бы не казалось. Я думаю, мы случайно натыкались на какие-то элементы и приемы, которые потом подхватывали другие музыканты. Использование контрабаса в электронной музыке, к примеру, и какие-то другие джазовые фишки. Мне приятно, когда я слушаю альбом и слышу что-то очень похожее на нашу музыку. Взять хотя бы первый альбом Рони Сайза (Roni Size) и Reprazent - Рони сам признает, что мы повлияли на него. У нас всегда были прекрасные отношения с Джайлзом, он часто ставил наши треки в своих передачах на радио и в диджей-сетах. Для меня счастье знать, что Red Snapper для кого-то оказались важны и кого-то подвигли сделать что-то хорошее. Это лучшее, что с нами могло случиться.
Звуки: Не совру, наверное, если скажу, что в России мало знают о вас, как о фолк-музыканте, хотя у вас много интересных проектов за пределами Red Snapper. The Imagined Village та же.
Али: Эту сторону мне хотелось бы развивать. The Imagined Village работают над песнями народов мира, но вместе с тем открыты для совершенно разного звука, каждый участник привносит что-то свое: танцевальная музыка, очень старый фолк, даб. Поэтому мне нравится быть частью проекта, потому что это по-настоящему прогрессивная идея, мультикультурная вещь, хотя мы все собрались в Лондоне.
У меня есть около-фолковая группа Clayhill, где играет Тед Барнс (Ted Barnes) и поет Гэвин Кларк (Gavin Clark) - контрабас, акустическая гитара и вокалист. Я думаю, что нас вдохновляют Джон Мартин (John Martyn) и Ник Дрейк (Nick Drake), у которых играли фолковые контрабасисты, люди с джазовой выучкой, при этом легко вписывавшиеся в другой контекст [Али, вероятно, имеет в виду Дэнни Томпсона (Danny Thompson), который играл и с Мартином, и с Дрейком - прим. Звуков]... Мне кажется важным двигаться в разных направлениях, развиваться и быть открытым для новых идей, заниматься перекрестным опылением жанров, переносить идеи с одной почвы на другую.
Звуки: У вас был замечательный кавер на The Smiths, который звучит в финале драмы "This Is England". Помню, как меня пронял этот эпизод, когда я первый раз смотрел фильм.
Али: Здорово, что мы его записали. Гэвин - большой фанат The Smiths. Многим людям наша версия нравится больше, чем оригинальная. Хотя оригинал великолепный. И в фильме песня действительно работает.
Звуки: Что меня заинтересовало в The Imagined Village, так это то, что несмотря на всю фолковую подоплеку, она тесно связана с повесткой дня - движением Occupy, экономическим кризисом в Европе и т.д. А музыка Red Snapper черпает вдохновение из повседневной жизни, из выпусков новостей и пейзажа за окном?
Али: Да, мы же не изолированы от внешнего мира, стараемся следить за тем, что происходит вокруг. А Британия сегодня меняется, как и весь остальной мир, - быстро и вряд ли в лучшую сторону. Многие люди возмущены несправедливостью, и мы чувствуем это, каким-то образом это чувство разочарования оседает в музыке, привносит агрессию. Мы живем в Хэкни, это северо-восток Лондона, фантастическое место в смысле местной кухни и идей, которые здесь зарождаются. Но вместе с тем это довольно бедный район, людям на еду иногда не хватает. И это Лондон, что уж говорить об остальной стране.
Звуки: Вы в определенный момент своей карьеры стали по-настоящему независимой группой. Вы успели с тех пор почувствовать всю тяжесть инди-бытия?
Али: Да, с одной стороны, это дает ощущение свободы, когда тебе никто не указывает, что делать. Но привлекать к себе внимание, будучи независимым, намного труднее. Сейчас, правда, есть соцсети, и это отличный инструмент промоушена. С дистрибуцией труднее, ее нужно кому-то перепоручать, поэтому мы работает с V2. Нас устраивает. Что-то находишь, что-то теряешь.
Звуки: И напоследок откройте секрет: где Рич Тэйр прячет свою третью руку? Это же невозможно двумя руками играть.
Али: Третью руку? В штанах, наверное (смеется). Да, Ричард, конечно, киборг, нам повезло с ним.
Red Snapper
Москва, "Москва Hall"
17 февраля 20:00
Британская команда RED SNAPPER (Ali Friend (Бас-гитара), Richard Thair (барабаны), David Ayers(гитара)) играет в стиле, идентифицировать который можно лишь условно - это гремучая смесь acid jazz,...
Дата образования:
1 января 1990
Подробности из жизни:
Британская команда RED SNAPPER (Ali Friend (Бас-гитара), Richard Thair (барабаны), David Ayers(гитара)) играет в стиле, идентифицировать который можно лишь условно - это гремучая смесь acid jazz, trip hop, drum-n-bass, dub, jungle, funk и других направлений современной электронной музыки, с одной единственной особенностью v вся музыка играется ими в живую, без всяких семплов, вертушек, синтезаторов и т.д.
Группа существует с 1990 года, когда Али Ричард и Дэвид встретились в первый раз и основали свой собственный лейбл. Затем начались выступления по клубам, а 1994 году группа выпустила свой первый сингл. В 1995 году группа записала сборник "Relled and skinned", продолжая свои постоянные выступления по английским клубам.
В 1996 году Red Snаpper издает свой первый полноценный альбом "Prince Blimey", который многие из критиков назвали "истинным шедевром современной музыкальной культуры". Группа Redsnapper много времени проводит в турах, выступая вместе с такими звездами, как Bjork,…
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)