Михаил Феничев, главный последователь теории "скороговора" и предводитель питерской группы Есть Есть Есть, в прессе зовётся не иначе как "отцом-основателем абстрактного хеп-хапа в этой стране". Что это такое, не знает и сам Феничев, но звание всё равно выглядит внушительно. На деле "ластэфэмовский" тэг расшифровывается просто: основной голос и текстовик ЕЕЕ, а в прошлом - 2H Company, с начала 2000-х читает (манера подачи – единственное, что позволяет привязать это к хип-хопу) небанальные и литературные тексты под столь же небанальную музыку. Очень редкое, как показывает практика, сочетание. Только что ЕЕЕ выпустили второй студийный альбом: аккурат к праздникам группа выложила в сеть пластинку с соответствующим названием "Сатана в отпуске". Звуки поговорили с Феничевым о новой работе, старых стихах, Анне Андреевне и компьютерном воплощении Майора Паранойи.
Звуки.ру: Вы говорили, что эта пластинка появилась у вас гораздо более естественным путём, без излишнего "головоломства", нежели дебютный "Дорогой мой человек". С чем это связано?
Михаил: Ну не скажу, что было сильно проще. Наверное, мы лучше сыгрались, больше сдружились. В этом отношении нам стало как-то яснее, что именно нам нужно от общего звучания. В этом плане, конечно, чуть легче, да.
Звуки.ру: А ты сам сильно вмешиваешься в процесс сочинения музыки или отдаёшь весь звук на откуп парням и специализируешься исключительно на тексте и его подаче?
Михаил: Участвую минимально, на самом деле. Иногда морщу лицо, когда мне не нравится какой-то семпл, не ложится на ухо. Или когда какое-то место технически мешает читать.
Звуки.ру: Ну вот Моррисси, говорят, так же поступал во время репетиций The Smiths. А можно ли назвать тебя худ. руком группы ЕЕЕ и её главным идеологом?
Михаил: Как раз нет, у нас полноценное коллективное творчество, и это замечательно, я считаю. Мы приходим на репетицию, Лёша (Алексей Помигалов - прим. Звуков) приносит ритмическую заготовку и с этого всё начинается. Дальше ребята творят.
Звуки.ру: Кстати, очень интересно, как именно появился трек "Святки". Потому что эта 14-минутная эпическая хип-хоп сага даже на фоне вашего "Сатаны" выглядит экстравагантно.
Михаил: Всё началось с текста. Когда-то ребята мне сказали, что пора бы уже что-то новое записывать, а я на тот момент новых текстов не писал. Тогда я принёс свой стих "Святки", написанный для музея Анны Ахматовой к её юбилею. Ребята посмотрели, им понравилось. И сразу пришла мысль, что это гигантское неподъёмное стихотворение нужно сделать именно так: разными музыкальными частями.
Звуки.ру: А расскажи об этом стихотворении?
Михаил: Ещё вместе с Ёлочными Игрушками мы как 2H Company несколько лет назад выступали на празднике, посвящённом юбилею Ахматовой. (Звуки помнят этот чудесный вечер.) И мы исполняли этот трек, хотя в итоге его так и не записали. Было очень забавное выступление: оно происходило в самом музее, зрители находились в саду, а меня заставили залезть на балкон и декламировать оттуда. Как сказала одна моя очень хорошая подруга, я был похож на городского сумасшедшего, который что-то кричит из окна.
Звуки.ру: В продолжение разговора о треках альбома. В "Журналистовцах" достаточно необычно сведён голос: в куплетах он медленно плавает из правого канала в левый и обратно, лишь в припеве занимая привычный центр. Подобные технические находки авторства ЕЕЕ?
Михаил: За все технические "штуки" отвечает наш хороший друг, у которого мы записываемся, Сергей Наветный. Он нас записывает, он же сводит и "мастерит". Ещё для первого альбома мы искали себе какую-то студию и вышли на Сергея. И когда он свёл нам первый трек, мы прифигели. Он вычистил наши ляпы, всё подтянул, оно зазвучало, и мы слушали результат с открытыми ртами. Так что относительно записи второго альбома никаких вопросов не возникало. Все технические приёмы – дело рук Сергея. Мы ему полностью доверились и не говорили, что в каком ухе должно звучать. Он всё сделал сам, а мы потом прослушивали итоговые треки и оставались довольны.
Звуки.ру: А что с видеоклипами? Помнится, ещё в несколько месяцев назад в ЖЖ вы упомянули, что готовите свой Первый Официальный Клип. Альбом уж вышел, а видео всё нет.
Михаил: Ну да, на самом деле, мы те ещё раздолбаи, конечно. Так как клип снимался бесплатно нашими друзьями, всё несколько подзатянулось. Да и снимался он на песню со следующего альбома "Лиссабон". Насколько я понимаю, он уже практически смонтирован, и руки всё не доходят совершить этот последний бросок. Да и с выпуском "Сатаны" всё как-то отодвинулось на второй план.
Звуки.ру: То есть третья пластинка уже в ближайших планах?
Михаил: Да, у нас есть для неё три песни: "Лиссабон", "Заячий Остров" и "Моргунчик". Я уже примерно представляю, о чём она будет. Так что, надеюсь, следующей осенью разродимся.
Звуки.ру: В твоих сюжетах нередко упоминаются компьютерные игры. А не было обратной мысли: сочинить компьютерную игру по собственным сюжетам? Шутер с Уткой-Маляром, например, или психоделический триллер-квест с Майором Паранойей.
Михаил: А на самом деле, было бы круто! Особенно Майор Паранойя был бы вообще в тему.
Звуки.ру: Ну и на прощание - пара календарных вопросов. Каковы музыкальные итоги года по Феничеву? Что больше всего впечатлило, а что разочаровало?
Михаил: На самом деле, должен признаться, что за последний год у меня стало как-то плохо с музыкой, слушаю мало и на концерты почти не хожу. Последний Кровосток впечатлил. Он же в этом году вышел? А разочарований вообще не было. Да, ещё вспомнил! В начале года я был на фестивале в Главклубе, там выступали СБПЧ, Chikiss, Лемондэй, Пёс и группа и Sonic Death - новая группа Сени из Padla Bear. Сложилась очень гармоничная концертная связка и получился настоящий праздник.
Звуки.ру: А если бы у тебя были телепорт, машина времени и прочая необходимая аппаратура, на чьём концерте ты бы предпочёл встретить Новый год?
Михаил: О, давным-давно я попал на концерт группы Moloko, и это было потрясающе: Ройшн Мёрфи (Roisin Murphy) и вся её команда, которая, к сожалению, уже развалилась. Это было удивительно и в музыкальном плане, и в том, как они держали зал. Вот на их концерт я бы с удовольствием телепортировался на Новый год.
Есть Есть Есть: презентация альбома "Сатана в отпуске"
Москва, клуб "Мастерская"
29 декабря
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)