Мировая музыкальная индустрия продолжает изо всех сил бороться за своё существование и авторские права в частности. И, если последние годы время работало скорее ей в убыток, то в 2012-м как во всем мире, так и в России наметилось движение в обратную сторону. Не то, чтобы индустрия начала "вставать с колен", просто произошла своеобразная аккумуляция - нынешние жизненно-технические реалии "устаканились", и теперь правообладателям стало окончательно ясно не только с кем бороться, но и какими методами.
Борьба с файлообменниками и трекерами
Год начался с новости, наверняка потрепавшей нервы всем хозяевам файлообменников. Не секрет, что файл-хостинги - один из главных КПП на пути распространения нелегального контента, скачивая который пользователи вынуждены или пробираться через негуманное количество рекламы, или платить владельцам сервисов. 19 января по требованию ФБР была остановлена работа популярного сервиса Megaupload. Эксцентричному владельцу сайта Киму Доткому (Kim Dotcom) были предъявлены обвинения в нарушении закона об интеллектуальной собственности с суммой ущерба в 500 миллионов долларов. Несмотря на арест и возможность экстрадиции (вышел под залог, экстрадиции пока не случилось), Ким занялся подготовкой запуска обновленной версии Megaupload, в котором хитрые методы шифрования загруженных данных не будут подвергать владельцев хостинга правовым претензиям. Вскоре после новостей о Доткоме, резко урезал функционал похожий сайт Filesonic, в России подобным отзвуком возможно оказался вывод сервиса ifolder с российского домена - теперь тот базируется по адресу rusfolder.com. И, как это не удивительно, с тех времен столь же категоричных санкций больше ни к кому не применяли. Более того, некоторые, пользуясь известной поговоркой "лучшая защита - это нападение", сами выдвигают претензии правообладателям. Например, буквально на прошлой неделе владельцы Hotfile.com подали в суд на Warner Bros, переборщивших с использованием системы автоматического удаления пиратских файлов. Представители "Уорнера" начали удалять контент, прав на который не имеют.
Индустрия норовит пнуть и по торрентам - большая часть судебных претензий предсказуемо достается пока ещё самому популярному сервису The Pirate Bay. Его и начинают постепенно в Европе отключать -соответствующие постановления уже имеются в Англии и Швеции. В течение года доставалось и другим трекерам, но можно однозначно сказать, что это только начало долгой борьбы. В которой одна сторона будет пытаться поправить собственное финансовое положение, а вторая - пытаться выйти сухой из воды.
Рост популярности стриминговых сервисов
За прослушивание и хранение пиратской музыки в России не сажают, пока это кажется совершенно невероятным. За рубежом же буква закона об авторском праве может довести и до решётки. Потому неудивительно, что легальные сервисы стримингового прослушивания музыки приобретают всю большую популярность - сушить сухари не хочется никому, да и платные подписки на месяц стоят всего-то пару-тройку альбомов в iTunes. Сайты вроде Spotify, last.fm, Deezer и Pandora в 2012 году обогнали по росту доходности ресурсы, предлагающие скачать аудиозаписи в виде отдельных файлов. Правда, в абсолютных цифрах доходность сервисов, позволяющих скачивать файлы, пока ещё в несколько раз выше. Тем не менее, по словам главы британского подразделения лейбла Universal Дэвида Джозефа (David Joseph) через стриминг за 2012 год воспроизводились более 7,5 млрд. треков. В 2011 - только 1,1 млрд., то есть прирост составил более 700%. Кроме того, с развитием и внедрением "облачных" технологий, все меньшее количество людей видят необходимость в mp3-залежах на жестких дисках - когда нужно, всё и так можно послушать онлайн, причем с куда более широким выбором. В России есть свои подвижки в этой области. Даже имеются лидеры, обладающие всеми необходимыми правами, - Яндекс.Музыка и ZVOOQ. Но первенство в плане онлайн прослушиваний по-прежнему держит главная головная боль российских правообладателей - социальная сеть "В Контакте".
Патентная лихорадка
Также прошедший год ознаменовался занимательными перепалками Apple и Samsung в судах пракически всех уровней на всех континентах. Причем зачастую со стороны это напоминало капризную ссору двух пытливых детишек на уровне "Отдай мою игрушку и не писай в мой горшок". Другое дело, что игрушки стоят миллионы и миллиарды долларов. Страсти и экшн не утихали весь 2012-ый, и подвести итог в виде счета между корпорациями практически нереально - информация о новых исках, патентных прениях, принятых и обжалованных решениях суда приваливает еженедельно нескончаемым потоком. Казалось бы, эти перепалки, связанные с внешним видом и функционалом гаджетов, напрямую к музыкальному рынку отношения не имеют. Но не будем забывать, что и Apple, и Google, на платформе которого работают устройства Samsung, обладают профильными интернет-магазинами, приносящими правообладателям музыки и кино немалую долю прибыли. И именно на их гаджетах слушается музыка - как приобретенная, так и украденная. Пока противостояния продолжаются, индустрия не может за ними не следить - от исхода очередной распри может поменяться ситуация на профильном рынке.
Помимо тенденций, стоит упомянуть и о самой крупной сделке года - покупки EMI лейблом Universal. Подробности непростого соглашения (в рамках которой "Юниверсалу" не достанется лакомый кусочек в виде подлейбла Parlophone) доступны по ссылке, но сам факт уже говорит о многом. Последняя подобная сделка состоялась в 2004 году - слияние Sony и BMG. И эти объединения друг на друга совсем не похожи. Как минимум, потому, что рынок с тех пор основательно поменялся. И слияние на равных условиях для усиления позиций на рынке вовсе не тождественно поглощению удержавшейся на плаву компанией бывшего гиганта отрасли, терпящего сейчас убытки.
В России же, как обычно, всё по-своему. У правообладателей имеется свой враг номер один - соцсеть "В Контакте", по-прежнему не желающая легализовывать миллионы "болтающихся" внутри сети треков. В плане правовых претензий и количества нападок, она является тем же, чем в середине нулевых был сайт Allofmp3.com. На прошлой неделе Россия и США заключили двухсторонний документ, план по ужесточению в 2013 году году борьбы с пиратством, в котором речь идет о том, чтобы модернизировать российскую систему борьбы с пиратством до уровня американской (которая, само собой, поагрессивнее и поактивнее). Если власти действительно начнут "закручивать гайки", то "В Контакте", конечно, просто так не сдастся, но и дежурными отмазками с лукавым троллингом наперевес не обойдётся. Тем более, что и прецеденты уже имеются.
Правообладатели против "В Контакте"
В этом году до Павла Дурова всё-таки долетел камень, брошенный из стана недовольных свободным доступом к музыке внутри его социальной сети. В 2012 году "Gala Records" аж дважды заставили раскошелится опальную сеть за присутствующие там произведения певицы МакSим и проекта Инфинити - в январе и октябре. Впрочем, другие компании пока не следуют примеру одного из крупнейших игроков рынка, а общая правовая позиция соцсети остается неизменной: ответственность за распространение контента несут ее пользователи. Разве что недавно в твиттере Сергей Лазарев разразился гневными сообщениями по поводу собственного нового альбома, обнаруженного "В Контакте", - дескать, мочи нет, сужусь! На что Дуров ответил как опытный тролль - удалил доступ к композициям Сергея с формулировкой "из-за отсутствия культурной ценности". Лазарев ответил в твиттере что-то вроде "пофигу, лишь бы удаляли", да и иск от Sony Music всё-таки будет выдвинут. Впрочем, социальная сеть по прежнему ничего не боится и продолжает троллинг - недавно пресс-секретарь соцсети Вячеслав Цыплухин в своём твиттере написал "Альбом Сергея Лазарева в iTunes поднялся с позорного 127-го на почетное 183-е место." Насчёт места, наверное, неправда, но во всех трех чартах, опубликованных iTunes после открытия российского магазина, Лазарева действительно нет.
Налог Никиты Михалкова
Казавшийся странным, однако в итоге всё-таки разрешенный судом налог "имени Никиты Михалкова", дающий Российскому союзу правообладателей право взимать 1% от стоимости записывающей техники и носителей информации, дал в этом году первые плоды. Во-первых, были обнародованы суммы первых сборов - за 2011 год РСП собрали с производителей техники 683 млн рублей, но до правообладателей дошло лишь 290 млн. Остальные деньги были потрачены на суды с производителями и продавцами техники и прочие сопутствующие затраты. Во вторых, за счет как раз-таки судебных прений в 2012 году согласились платить этот процент такие компании как Philips, Nokia, Sony и Canon, ранее от выплат всеми способами отнекивавшиеся. Пока последними из крупных корпораций на выплату согласились Samsung - новость о заключении договора с ними опубликована на официальном сайте Союза 30 ноября. Вот так вот - можно долго иронизировать над "налогом на болванки", а деньги-то он приносит вполне реальные. По-прежнему, правда, непонятно, по какой причине тот же Samsung обязан платить деньги, например, Стасу Пьехе. Ну да и ладно.
Открытие iTunes в России
Главным же событием индустрии в конце года по праву можно признать запуск iTunes Music Store, Возможно, не в последнюю очередь на это повлияло вступление России в ВТО, возможно что-то ещё, что изменило мнение Запада по поводу экс-советских стран как беспросветного пиратского болота. Одновременно с РФ магазины были запущены в Турции, Индии и Индонезии (уже говорящий факт). Очень интересно, обошёл ли их по объемам продаж российский магазин... Представители Apple, впрочем, об общем количестве проданной музыки пока не распространяются. Лишь уклончиво отвечают, что предполагаемый план продаж выполняется. Да и первыми чартами охотно делятся - на первой неделе список возглавила Ёлка. Её успех можно обсуловить презентацией эксклюзивного живого EP по бросовой цене в 69 рублей. Впрочем, уже со следующей недели всё стало на свои места - и в iTunes первое место занял очередной альбом Григория Лепса. Ожидаем ознакомления с новым форматом легального приобретения музыки домохозяек и женщин бальзаковского возраста, и последующих первых мест Елены Ваенги и Стаса Михайлова. О перспективах же сервиса в России и негласном противостоянии с сильно обновившейся к запуску iTunes Яндекс.Музыкой Звуки уже рассуждали.
Борьба индустрии с пиратами продолжается, и, кто знает, возможно рано или поздно правообладатели возьмут своё, дожав таки нелегальные торрент-трекеры, файлообменники, p2p-сети и форумы с сайтами, "В Контакте" закроют или его аудио-составляющую заменит адаптированный iTunes Store, а нелегальную музыку найти в сети будет нереально. Или же ресурсы с помощью хитрых методов шифрования, облачных сервисов и прочих достижений IT-мысли смогут улизнуть от правовых претензий, вновь видоизменив ландшафт сетевого рынка. Давнее противоборство "добра" и "зла" (где что - решайте сами) не прекращается, и в 2013 году Звуки обязательно продолжат за ним следить. И продолжат выкладывать музыку совершенно легально и бесплатно. Так что, если вы - законопослушный гражданин, не желающий иметь дело с "пиратчиной", добро пожаловать к нам в наступающем году.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)