Ловлю группу Марсель в коротком промежутке между двумя поездами - на одном группа только что приехала в Москву из Питера, а на втором собирается добраться от Москвы до Владимира, где в тот же вечер у них запланирован сольный концерт. Времени совсем немного - до поезда меньше часа, в целиком набитом людьми торговом центре найти тихое место со свободными столиками непросто, но всё-таки удаётся. Уже в эту субботу группа даёт сольный концерт на новой московской площадке "Zil club", а в начале наступающего 2013 года выпускает свой второй альбом, параллельно подготавливаясь к записи третьего. Обо всём этом мы поговорили со Степаном Ледковым (вокал), Митей Блиновым (саксофон) и Женей Бабенко (клавиши)
Звуки: Вы анонсировали выход акустического альбома. Расскажите о его записи, и почему так быстро - первый альбом же был совсем недавно, и очень долго выходил.
Женя: Первый альбом выходил долго, потому что мы его начали записывать не сразу. Фактически, писали два года. Может, для кого-то это очень долго... Но мы же им занялись не с момента создания группы. Когда мы собрались, просто сидели у меня дома и делали аранжировки, легенькие такие. Чтобы они были для нас ориентиром для выступления. Но это не было полноценной записью альбома. Первый состав группы состоял из пяти человек, играли лайвом - все инструменты были живыми. Потом, когда начали делать альбом, уже отошли от этого - начали делать более электронную музыку. Ну а новый диск записали очень быстро.
Степан: Он даже не акустический, на самом деле.
Митя: Скажем так, у нас была задумка, что альбом будет акустическим. Но в процессе записи мы поняли, что таковым он у нас не получится. Просто получилась живая и искренняя работа.
Степан: В процессе репетиций и придумывания аранжировок получилось, что альбом перерос из акустического в такую рок-запись. Без тяжелых фьюженных гитар, если гитара - то акустическая. Но, например, будут громкие барабаны.
Митя: Обычно мы работали в таких студиях, где музыканты пишутся по отдельности. А теперь нашли ту, где можно писаться одновременно в разных комнатах. Запись шла десять часов - очень много отстраивались, писали... Но при одновременной игре сохранился этот самый "лайвовый" живой драйв.
Звуки: То есть, альбом записан живьём
Митя: Да! Когда играя слышишь друг друга, от этого, несомненно, "качает".
Степан: Раньше записывались же все музыканты без компьютеров и потрековой записи.
Митя: Мы, на самом деле, видели установку студии "Мелодия", на которых люди аналогово на плёнку писались. Вот было что-то типа этого.
Степан: На самом деле процесс дался очень тяжело, но...
Митя: У нас принимали участие очень крутые музыканты, которых очень тяжело выцепить.
Степан: Мы бы, конечно, растянули запись на побольше...
Митя: Но ребята отыграли с нами и буквально сразу же уехали в тур с одной очень известной певицей, которую нельзя называть... Самая известная певица Питера (всеобщий смех).
Степан: И так получилось, что мы записали одиннадцать песен за один день. Осталось только их свести. Кстати, в записи участвовали только люди, которые жили вместе с нами в общежитии. 90% песен были там же и придуманы. Те, кто участвовал в записи, их уже даже знали.
Звуки: Они, получается, сходу, без особых репетиций записывали их.
Митя: Они же профессионалы, за свою жизнь столько уже переиграли песен, тысячами. Перед записью репетиций было всего 5-6.
Степан: Причем я заболел, и на репетициях практически не был.
Митя: И мне пришлось всё за Стёпу петь. Приходит, например, одна певица, которую нельзя называть. И говорит: "А что за материал у вас такой интересный" (все смеются).
Звуки: А на физических носителях альбом выйдет?
Степан: Думаю, обязательно. Не знаю насчёт большой партии... Но сами точно напечатаем - сто процентов. Займусь сейчас дизайном обложки, когда приеду...
Митя: Да будет дистрибьюция, конечно
Степан: Я думаю, опять же, продадим запись лейблу, а-ля Монолит... Я вот, в принципе, доволен как распространяется альбом "Громче и ближе" - в любом музыкальном магазине он есть, и в Санкт-Петербурге, и в Москве. И даже вот недавно в Подмосковье проезжали, зашли на заправку - хоп, и там он есть.
Звуки: Просто многие поп-артисты уже не считают нужным выпускать носители
Степан: Да они и альбомы не выпускают. Тем более два за год.
Звуки: Видно, что вы от условного фанк-поп-рока отошли в сторону танцевальной музыки. И тут акустический диск.
Женя: Так кажется, на самом деле. Никто не заморачивается, просто решили сделать что-то новое.
Степан: Но, во многом, за "электронщину" ответственен я. Я свои песни сейчас вижу вот так. А акустика, живой звук, всё равно это наше, родное. Как говорится, "не забывай свои корни, помни". Мне, если честно, эта запись изначально казалась такой аферой. Сможем ли мы это записать вообще. И я был в этом до конца не уверен, пока не услышал на питерском концерте 17 ноября первые готовые минусы на песни "Улыбается" и "Я жду тебя". Эти вещи звучали очень круто. Надеюсь, что и все записанные там песни звучат так же хорошо.
Звуки: А какие из прежних композиций там будут?
Степан: Там будет "Иди ко мне" в стиле боссанова, "Настроение Осень" и "Туда где".
Митя: И остальные песни, которых никто не знает
Степан: Вот, кстати, скажу. Остальные песни - это те, которые были придуманы группой Марсель за 8 лет существования, но хранились не полочке и не подходили в концепцию альбома "Громче и Ближе", или не могли выйти как синглы. Но это хорошие песни, их не хотелось терять
Звуки: Грубо говоря, вы подвели черту над прежним Марселем
Митя: Да нет, у нас на самом деле готово 40 треков, и из них записана, считай, только половина.
Степан: Да, у нас есть запас! Остальные хорошие старые песни вытащим на новом альбоме. Который не акустический, а совсем новый. Он будет совершенно другой, не такой как "Громче и Ближе", более электронный. С более мощным, объемным саундом.
Звуки: А то, что вы от живой ритм-секции отказались это чисто из практических соображений? Почему?
Митя: Вообще изначально в группе всего было пять человек. Когда у нас в творчестве был небольшой перерыв, мы помогали рэпперу Ассаи. И, в результате, лично мне это надоело. Так уж сложилось что ритм-секция осталась играть у Ассаи, а мы отделились.
Звуки: И новых таких хороших не нашли?
Митя: Да нет, скорее просто не было желания. В большом коллективе сложно договориться, постоянно какие-то ссоры. Мы поняли, что и так нормально, почему бы и не продолжить в таком составе.
Степан: Мы дали первый концерт без ритм-секции и поняли, что вполне можно и втроём давать жару.
Митя: Когда случаются большие концерты в Москве и Питере, мы выступаем с живым составом. В Питере вот было аж девять человек на сцене в один момент.
Звуки: В песнях Марселя слышится много творческих влияний. Сами одну и ту же музыку предпочитаете слушать, или наоборот?
Степан: Да мы совершенно разные.
Женя: Вообще.
Митя: Главное, что нас объединяет - это когда мы едем после концерта в машине, и водитель спрашивает: "Давайте, какую-нибудь музыку включу", мы всегда говорим - "Нет, не надо, давайте лучше в тишине побудем" (все смеются).
Степан: А вот, например, любимая музыка Жени Бабенко - это "Харе кришна, харе рама..."
Женя: Да нет, я много чего слушаю, просто Стёпа имеет в виду, что я кроме музыки часто слушаю мантры. Но это вовсе не означает, что я больше ничего не слушаю.
Степан: Ну я, если конкретнее, люблю хип-хоп. И русский, и не русский. Поп-музыку хорошую, да и рок. Я меломан, нет групп от которых я фанатею.
Митя: Джазовых исполнителей, саксофонистов там. Кенни Гарретт (Kenny Garrett), Майкл Брекер (Michael Brecker), либо таких певиц как Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Алишия Киз (Alicia Keys)... Люблю мощный вокал, чтоб "вставлял".
Звуки: А Женя - мантры.
Женя: Само собой. Желательно, чтобы они не выключались.
Степан: Он даже на концерте слушает мантры, реально.
Митя: Это не шутка, кстати.
Звуки: А как ты на клавишах играешь тогда?
Женя: Ну бывают мантры, которые не поются, а просто читаются. Мне это, в принципе, не мешает играть музыку.
Звуки: Стёпа, вот ты активно твиттер ведешь. Сканишь ли то, что о тебе и группе пишут?
Степан: Честно, сканю. У меня даже смотри вот, сохраненный поиск результатов (в поиске - название группы и песен). Ввожу, обновляю и читаю, что люди пишут.
Звуки: И насколько это важно для тебя? Вот, например, кто-нибудь напишет "Марсель - туфта", обидишься?
Митя: Можно мы ответим? Очень обидится.
Степан: Я ретвитну, а наши фанаты его задиссят (всеобщий смех). Ну, мне интересно, почему бы и нет. Даже наоборот, иногда полезно почитать о себе что-то плохое, что людям не нравиться. Но я до сих пор, увы, не научился воспринимать критику адекватно. Тем более, такие иногда бывают тролли, жестко отвечающие... В общем, иногда отвечаю на их реплики, а потом жалею, что это написал.
Звуки: А к чему вообще стремится группа Марсель? Есть ли у вас какой-то творческий идеал?
Митя: Если честно... Нет.
Женя: Мы хотим себя выражать максимально искренне. А как ты можешь это сделать, когда пытаешься быть похожим на кого-то другого?
Звуки: Ну я имел в виду что то в духе "as big as", быть такими крутыми как.
Женя: Мне всегда хотелось, чтобы всё было сделано как у Jamiroquai.
Звуки: Так это надо полностью живую группу собирать
Женя: Придёт время...
Митя: Ну на самом деле, у нас в общежитии музыканты много у кого переиграли - у Сургановой, во Фруктах, у Пенкина один даже играл.
Степан: Почти все музыканты из Санкт-Петербурга, которые играют у известных артистов - все из нашей общаги. В общем, если вдруг понадобится живой состав - есть раздолье откуда выбрать. Но мы всё равно уже не будем делать прямо группу-группу. Если и будут, то наёмные музыканты.
Женя: Ну у Jamiroquai тоже не все музыканты официально в состав группы входят.
Степан: Всё-таки, группа - это коллектив единомышленников, которые вместе творят. В этом плане, нам комфортно втроём.
Звуки: А какими вы себя видите лет через 30? По-прежнему будете на сцене?
Женя: Жить будем.
Степан: Через 30 лет? Это мне будет 56... Слушай, не знаю... Буду ли я в таком возрасте на сцене... Разве что только сидеть.
Звуки: Ну Джаггер-то и будучи постарше зажигает.
Степан: Наверное, будем. А что ещё музыкантам то делать?
Митя: Жить на острове, отдыхать, нянчить внуков... кому это нужно? (смеется)
Степан: Я надеюсь, что через 30 лет у меня уже родятся внуки, и я буду счастливым дедушкой. И музыкой заниматься буду стопудово. Другим писать песни, да и себе.
Митя: В отпуск уже на орбиту ездить будем.
Степан: Мы, короче, не пропадём, это факт.
Женя: Мы музыканты по воле душевной, так что, конечно, будем музыкой заниматься.
Митя: А Женя будет проповедовать.
Женя: Ну, я бы благотворительностью занялся ещё.
Степан: Женя построит маленький деревенский ашрам.
Митя: Почему маленький? (всеобщий смех)
Степан: Он с утра будет выходить во двор, где его будет ждать комбик Marshall, будет включать туда свой старый американский 78-го года стратокастер, садиться на коврик в позе лотоса, и с мощным фуззом играть... мантры (всеобщий смех)
Марсель
Zil club, Москва
22 декабря, 20:00 (концерт перенесен на 30 марта 2013 года)
Группа "Марсель" была создана в 2005 году. Тогда питерские студенты Митя Блинов и Женя Бабенко собрали коллектив для участия в одном из конкурсов студенческой песни. Накануне Митя чуть было не прошел мимо объявления, вывешенного около деканата. Вернулся – и решил, что надо собрать своих друзей и попробовать.
Подробности из жизни:
Группа "Марсель" была создана в 2005 году. Тогда студенты Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств (СПбГУКИ) Митя Блинов и Женя Бабенко собрали коллектив для участия в одном из конкурсов студенческой песни. Накануне Митя чуть было не прошел мимо объявления, вывешенного около деканата. Вернулся – и решил, что надо собрать своих друзей и попробовать.
На роль вокалиста ребята пригласили своего однокашника студента «немузыкального» факультета - режиссуры и продюсерского мастерства – Степу Ледкова. А все потому, что Степа уже успел заработать локальную славу среди соседей по общаге, распевая в курилке под гитару собственные песни. Для конкурса ребята сделали аранжировки для двух композиций, одна из которых – "На юг" - позже попадет в саундтрек фильма-хита "Мы из будущего" (2008 г.).
"Мы не выбирали себе музыкальный стиль. Поначалу мы вообще выезжали только на том, что Степа вел себя на сцене очень зажигательно. Оформляться в…
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)