САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО  "Самые простые вещи - самые трогательные"

Кирилл Иванов из СБПЧ рассказал Звукам о новом альбоме, преодолении себя и отрицании законов.

В новый альбом СБПЧ, получивший название "Лесной Оракул", входит 10 песен-историй, написанных "большими" о детстве, очаровательно простых и бесчисленно обаятельных. Звуки не смогли отказать себе в удовольствии поговорить о свежей работе с Кириллом Ивановым - вокалистом и автором текстов СБПЧ, а также просто интересным собеседником. Сама пластинка совсем скоро выйдет на физических носителях, сейчас она доступна для скачивания на официальной странице группы на Bandcamp-е. А послушать её можно прямо здесь.

Звуки.ру: Во-первых, примите поздравления с выходом нового альбома, очень целостного, светлого и небанального. Вы же закончили работу над ним в сентябре?
Кирилл: Спасибо большое. Да, мы придумывали её, сочиняли, играли, записывали, в общем, занимались всем, что связано с этой пластинкой, с мая по сентябрь.
Звуки.ру: И сейчас, спустя месяц, не возникает гипотетического желания вернуться в студию и что-нибудь переделать, перезаписать, пересвести?
Кирилл: Ну я её с тех пор не слушал, честно говоря, и ещё года два не собираюсь этого делать. Желание вернуться в студию возникает, но не для того, чтобы переделать что-либо, а с целью работы над чем-нибудь новым. Сейчас это основное желание: начать придумывать что-то новое, создавать заготовки, чтобы в следующем мае записать что-нибудь опять. Ну, или раньше.

Звуки.ру: Ваша предыдущая пластинка "Флэшка" стала своеобразным экспериментом по погружению себя в совершенно новую среду: вы сменили профориентацию, взялись за непривычные для вас самих "живые" инструменты. А что стало самым сложным при работе над "Лесным Оракулом"?
Кирилл: Записывая "Флэшку", мы хотели какого-то преодоления самих себя для того, чтобы делать ту музыку, которая нам интересна в данный момент, которой нам самим не хватает. А что касается этой пластинки... В первую очередь, хотелось нащупать какую-то другую интонацию, другой способ выражения. На самом деле, интересно заниматься всем, чем угодно. Мне и ребятам, во всяком случае. Но хорошо, когда ты можешь сам себя удивить. И в текстах, и в музыке. Лично для меня в этой пластинке было много удивительного, чего я раньше никогда не знал: про себя, про своих товарищей, вообще про какие-то свойства музыки и песен. В этом смысле, для меня всё получилось. Но и вот этот процесс "преодоления" никуда не девается. Вообще, у нас в разговорах Сашей Зайцевым, нашим гитаристом и моим ближайшим соратником, родилась теория, что музыка – это в первую очередь воля. Возможно, как и любое другое искусство. Это каждодневное преодоление себя. Ты просыпаешься с утра и очень ясно ощущаешь, что ты ни на что не способен, у тебя ничего не получится и не выйдет. И вот ты встаёшь и каждый день это преодолеваешь. Пишешь текст, придумываешь мелодию, пытаешься сыграть то, что раньше никогда не играл. И вот из этого старания, из твоего "неумения" может что-то получиться. Нас, например, часто упрекали в том, что мы пропагандируем дилетантство. Но мы скорее всегда пропагандировали отсутствие этих "паттернов", заранее заученных шаблонов, правил. Мы это делали и на "СБПЧ Оркестре", когда заставляли музыкантов меняться инструментами и играть не на тех, на которых они давно привыкли. То же самое мы делаем и сейчас с собой. Здесь может быть какое-то количество минусов в виде критики и так далее. Но это всё быстро приходит, если как следует заниматься - мы сейчас очень мощно играем. Главное, что получается не клишированная музыка. То, что ты раньше не умел и не делал. Есть вероятность, что и никто этого раньше не делал, что самое интересное.

Звуки.ру: В треке "Края" есть отрывок, где у вас с Александром Зайцевым получился такой стерео-полифонический вокальный дуэт, это напоминает одну замечательную песню группы Animal Collective, у них там тоже есть такой приём. А вы сами в процессе записи "Оракула" называли друг другу какие-то имена в качестве источника технических или мелодических цитат, общего настроения? Или это происходит не так осознанно?
Кирилл: Ну вот мы с Сашей вообще фанаты Animal Collective. Они очень крутые, особенно на последнем альбоме, где больше живых инструментов и меньше сэмплеров. Там звук здорово сделан, получилась такая "колбасная каша", которая идёт, и ты зачастую не можешь понять, на чем это сыграно: на синтезаторе, гитаре или чём-либо ещё. Это совершенно дикая вещь, мне кажется, которая тоже построена на отрицании законов "как надо". И мы сами стараемся максимально отойти от них. Есть миллиард правил звукозаписи, написания песен: "вот это правильно", "так нужно", "так сейчас делают". Но если создавать музыку с оглядкой на эти законы, то ничего интересного, как правило, получиться не может. А Annimal Collective нам всем очень нравится. Ещё я в последнее время очень много слушал Talking Heads, не знаю, насколько сильно это повлияло. Точно повлияло то, что нам всем очень нравится африканская музыка, поэтому мы старались в эту сторону "повернуть" барабаны. Мы хотели, чтобы было меньше прямой бочки, меньше "роковых" и, особенно, "русскороковых" вещей, и больше прыгающих мотивов, больше всяких палочек, коробочек. У нас вообще нет тарелки на альбоме, зато есть много ковбеллов и всего того, что песню "раскачивает" и делает её прыгучей, а не дуболомной и излишне пафосной. Мы хотели от всего этого избавиться и сделать нашу музыку прыгучей и игрушечной, как мячик.
Звуки.ру: И вам это, надо сказать, отлично удалось.
Кирилл: Спасибо!

Звуки.ру: Сейчас начнутся гастроли с презентациями нового материала. Но ещё несколько месяцев назад на концертах можно было услышать не только песни с "Флэшки", но и совсем старые вещи с первых двух альбомов. К собственным текстам пятилетней давности отношение как-то изменилось?
Кирилл: Мы играем иногда песни с первых альбомов , их многие любят. Какие-то вещи мы перестаём играть, когда нам надоедает. Какие-то наоборот бывает интересно опять вспомнить. Вот недавно, весной, кажется, мы исполняли на выступлениях пару совсем забытых песен, ещё с дебютного альбома СБПЧ, "Федю", например ("Жвачки, злые медведи и Федя" – прим. Звуки). И я понял, что эти тексты мне уже не принадлежат. К нам подходили люди после концерта, спорили о них со мной, доказывали свою точку зрения. И это здорово.

Звуки.ру: "Радостный взгляд из-под меховых век: к нам едет в гости снежный человек!" - пожалуй, самое трогательное, что можно было услышать в отечественной музыке за последнее время. А что из недавнего тронуло тебя самого?
Кирилл: Из музыки это, наверное, последний альбом группы Dirty Projectors. Он тоже во многом сыгран не совсем по правилам, где-то не совсем по нотам. Очень честный и трогательный, мне кажется, поэтому. А в целом, больше всего трогает внимание людей, родных и близких, их реакция на новую пластинку, их отзывы. Мама вот недавно звонила.
Звуки.ру: Ей понравился альбом?
Кирилл: Да, она слышала несколько песен и осталась довольна. А ещё мы выпустили альбом на таких штуковинах playbutton – это значки со встроенным mp3-плеером. И я подарил один сыну. Он пришёл с ним в свой сад, начал бегать и кричать: "Смотрите, мой папа новый альбом выпустил!" Самые простые вещи – самые трогательные.

Самое Большое Простое Число: Презентация альбома "Лесной оракул"
23 ноября - Санкт-Петербург, клуб "Цоколь"
24 ноября - Москва, клуб "ArteFAQ"
25 ноября - Киев, Арт-клуб 44

22.11.2012, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО - свежие публикации:

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО