Несмотря на старательно создаваемый организаторами антураж «модной вечеринки», атмосфера на концерте Orbital сегодня совсем другая. Скорее это похоже на полугодичной давности концерт The Cure. Как минимум половину зала составляют те, кто еще переписывал «Brown Album» в студиях звукозаписи на хромовые кассеты. Многие из них, не зная московских клубных порядков, пришли сюда к восьми. Но даже два часа совершенно неуместного разогрева (однообразный клубнячок от двух диджеев с Orbital не вяжется никак) не способны омрачить их радости. Столько лет ждали, час туда – час сюда погоды не сделают. Настроение в зале бодрое. «Хипстеров сегодня не пускают», шутит кто-то. Их и впрямь совсем не видно – то ли решили не наряжаться, то ли пошли на NRKTK.
Несмотря на аляповатое оформление и чудовищные цены в баре, «Известия Холл» в целом производит неплохое впечатление. Уровни со ступеньками, конечно, спорное решение, но не без своих плюсов – сзади и видно лучше, и со звуком добавляются опции (отойдя подальше и поднявшись повыше можно избежать гудящих басов). По размеру и, главное, по организации пространства эта площадка похожа на лондонский HMV Forum.
«There is the theory of the Moebius, a twist in the fabric of space where time becomes a loop. Where time becomes a loop. Where time becomes a loop. Where time becomes a loop». Из колонок доносится до боли знакомый сэмпл, который постепенно разваливается в стереофоническую кашу. Мы дождались. Не прошло и двух часов, как братья, наконец, на сцене. Первый же очевидный "косяк" – сцена и без того высокая, а стол с иллюминацией лишает нас всяких шансов разглядеть что-либо из оборудования. Видно, что пространство плотно уставлено железками, но всю игру придётся различать только на слух. Хоть бы видео на экран транслировали… Одно ясно – модуляр Фил и Пол (Phil & Paul Harntoll) все-таки не привезли. Такого монстра никаким столом не загородишь.
Начинается всё с «One Big Moment», и тут даже вариантов быть не может, эта вещь будто бы специально написана для того чтобы открывать концерты - возвышенная и по-хорошему пафосная. Тут пока не до анализа того, что и как звучит – интереснее всего смотреть по сторонам на эти растерянные лица: «Неужели они и правда тут?». За рёвом зала я, кажется, вообще не слышу музыки. «Halcyon» вторым треком это ход в духе Долорес О’Риордан (Dolores O’Riordan), которая начинает концерт с «Zombie». Хотите главный хит? Вот, получайте. И не надо весь концерт кричать «давай Bon Jovi» (помните, как звучит концертник «Satan Live»?). «Halcyon» образца 2012-го более минималистичная, первая половина чем-то напоминает ремикс Тома Миддлтона (Tom Middleton), бочка, голос Кирсти Хоукшоу (Kirsty Hawkshaw) да пара тихих лупов. Зато с середины начинается то, чего все и ждут – перекличка Бон Джови с Белиндой Карлайл (Belinda Carlisle), а также электро-вставка, которая появилась тут уже после воссоединения группы. Тут уже и живые синтезаторы слышно. Orbital в порядке, вопросов нет.
«Halcyon» нон-стопом перетекает в «New France» - снова изрядно перемикшированную в пользу ритм-секции. Бас слегка глушит голос Золы Джизус (Zola Jesus), но публика уже, кажется, готова петь за неё. Orbital - мастера создания образов, причем не только звуковых. Два силуэта в очках с фонариками смотрятся не менее эффектно, чем люди-роботы Kraftwerk. Даже странно, что эти фирменные очки еще не стали предметом мерчандайзинга – на них братья могли бы заработать не меньше, чем на пластинках.
Когда в зале звучит «Straight Sun» я все же решаюсь отойти назад – что они там делают, всё равно не рассмотреть, а звук спереди просто оглушительный, всё тело вибрирует и никаких деталей из-за этой громкости не разобрать. Позиция за звукачами оказывается куда эффективней – звук тише и чище (т.е. прямо-таки очень хороший), плюс даже есть место потанцевать, а для этого как раз пришел момент. «Beelzedub» - прямой наследник «Satan». На экране мелькают слова «Lucifer», «Devil», пентаграммы и прочая мрачная эстетика. Сатана тут правит бал, люди гибнут за… дабстеп.
Надо сказать, что дабстеп Фил и Пол делают скорее по правилам девяностых, поэтому получается скорее замедленный drum & bass, совсем нет ощущения что вот, мол, ушли в конъюнктурщину. К тому же именно в «Beelzedub» наконец выходят на передний план фирменные орбиталовские синтезаторные запилы, ради которых братья порой даже барабаны отключают. Ревут рейверские «хуверы», повизгивает эйсид, чёткие и ровные арпеджио выводит неведомая аналоговая машинка.
Мягенькая «Never» (и здесь, о счастье, синтезаторы на переднем плане, хотя может просто их лучше слышно сзади) хоть слегка и подкорректирована под танцевальный формат, а все равно создает контраст с «бельзедубом» - мелодии, мелодии и еще раз мелодии. «Belfast», в который она плавно перетекает, узнается еще до того, как вступает вокал, но перелопачена эта вещь будь здоров. Из чиллаутного «эпика» ускоренный в полтора раза «Belfast» превращается в танцевальный хит. Это похоже на ремикс от Sasha vs The Light, но басовая линия совершенно новая.
С этого момента Orbital уже только разгоняются. «Belfast» незаметно превращается в «Impact» с фирменными эйсидными штучками и какими-то совершенно новыми соло (вот он, классический Орбитал образца «бурого альбома»), а тот в свою очередь – в изрубленную в кусочки «Wonky». Кажется, я наконец понимаю, зачем нужен этот трек. Это реальный рейв, в Москве я так не танцевал, кажется, с 2004-го, когда тут играли Hybrid.
Дабстеп после «Wonky» уже не удивляет. Удивляет то, каким треком он в итоге оказывается. Это «Are We Here»! Вот уж где парни оттянулись с аранжировкой. Дабстеповые ритмы ускоряются до брейкбита (получается почти «Nothing Left»), в 15-минутном мэшапе находится место, кажется, всем существующим ремиксам на этот трек. Кульминационный момент наступает, когда музыка прерывается сиреной и сэмплом «Warning! Warning! Nuclear attack!» с мигающим на экране знаком радиации. Чёрт, со времен Big Chill они стали еще круче! Единственное, чего нам в итоге не демонстрируют, это мэшап с «Calling Occupants Of Enterprise» группы Carpenters, который пару раз проскакивал в живых исполнениях «Are We Here». Британцы сегодня жалеют правообладателей.
Пауза. «Thank you, Moscow» тонет в визге толпы. Следующую вещь можно узнать по одной жирной басовой ноте. Это тема из «Doctor Who», легенда орбиталовских концертов еще с середины позапрошлого десятилетия. А ведь в этом туре они её практически не играли! Танцы, лазеры и брейкбит. Такой эйфории в зале я не помню уже чёрт знает сколько лет. Да здравствуют люди из девяностых!
«Доктор», конечно, достоин финала, но сыграно еще далеко не всё. На бис Orbital вызывают так громко, как наверное и Depeche Mode не звали. Братья выходят явно растроганные. Однако техника уже готова сказать «караул устал». Выдавив из своих машинок пару аккордов и неуверенное арпеджио, Фил и Пол в недоумении показывают техникам – «не работает!». Судя по тому, как прозвучал «Stringy Acid», все машинки братьям так и не удалось победить, однако трек от этого едва ли проиграл – ну право же, на электронном концерте нет ничего приятнее такой вот спонтанной, пусть и кривенькой версии. Я тут же вспоминаю, как на «Биг чилле» у них расползлись секвенции в «Lush».
«Stringy Acid» переходит в «Chime», с которой её не сравнивал только ленивый. «Чайм» довольно обычный – коротенький, без Мадонны (Madonna) и прочих извращений (на Big Chill было исполнение поинтереснее), но и это еще не конец. В финале я получаю свою любимую вещь с нового альбома, «Where Is It Going?» именно такой, как её нужно исполнять живьем. С переплетениями синтезаторных мелодий, внезапными остановками и тихими, почти амбиентными вставками. Это восторг.
Пусть мы так и не увидели синтезаторы (хоть они и были), пусть нам не сыграли «Lush» (который попадался в сетлистах этого тура), всё равно это был лучший концерт года. Господа промоутеры, привезите, что ли, уже наконец Autechre?
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)