Mike PORTNOY  Бардак в молоке

Майк Портной, Дерек Шеринян, Билли Шиэн и Тони Макалпайн озвучили вечерний хаос в клубе Milk.

Моё первое посещение клуба Milk Moscow получилось не слишком приятным. Начало концерта Майка Портного (Mike Portnoy) было запланировано на 19:00. В 19:00 возле клуба обнаружилась огромная очередь, словно в Москву приехали Dream Theater в полном составе. Вскоре выяснилось, в чём тут дело: в клубе решили провести два масштабных концерта в одно и то же время. В малом зале должен был играть звёздный прог-металлический состав: Майк Портной (барабаны), Дерек Шеринян (Derek Sherinian, клавишные), Билли Шиэн (Billy Sheehan, бас), Тони Макалпайн (Tony MacAlpine, гитара). В большом зале должна была выступить популярная симфо-металлическая группа Therion. Чтобы окончательно нарушить баланс мироздания, в Milk решили заодно провести концерт поп-певицы Юлии Савичевой (в большом зале, сразу после выступления Therion).

Зрители толпились у входа на территорию клуба. Территория огорожена решётчатым забором и массивными воротами. Воротами заправляла горластая охрана Milk. Возникало ощущение, что пытаешься проникнуть на территорию тюрьмы или другого подобного тщательно охраняемого объекта. Людей за ворота пускали медленно. Какая-то девушка заметила, что при столь медленном движении очереди зрители могут пропустить весь концерт и успеть только на финальный поклон музыкантов. Кто-то закричал: «На штурм!» Было холодно. Кто-то загорланил: «Ой, мороз, мороз, / Не морозь меня…» Некоторые зрители стояли почти на проезжей части, в опасной близости проезжали автомобили. В какой-то момент из ворот стал медленно выползать грузовик, зрители шарахнулись в сторону, кто-то закричал: «Он выехал утрамбовать очередь!» Когда другой автомобиль попытался проехать за ворота, кто-то заметил, что нужно залезть на крышу этого автомобиля. Мол, это единственная возможность попасть за ворота.

После часовой толкотни на морозе удалось попасть в малый зал, который в итоге оказался переполнен. Therion и Портной с компанией – величины одного масштаба, поэтому сложно сказать, кто из них больше достоин более просторного зала. Кто-то из зрителей мрачно пошутил, что сейчас на сцену вместо прог-металлистов выйдет Савичева, кто-то уточнил, что металлисты всё-таки выйдут, но Савичева будет на вокале. Если отбросить шутки, то вокалист этой компании в отдельные моменты мог бы пригодиться. Скажем, исполненная в этот вечер без вокала композиция «Lines in the Sand» в оригинале вокал имеет – её исполняет Джеймс Лабри (James LaBrie).

Перед началом выступления кто-то успел вздохнуть: «Лучше бы привезли Transatlantic». Но Transatlantic, арт-роковый проект Портного с 30-минутными песнями, без вокала не мыслим. Привезённый состав по формату был близок скорее группе Planet X (инструментальной прог-металлической группе, в которой играли вместе Шеринян и Макалпайн).

Вступлением к концерту звучит музыкальная тема из фильма «Лицо со шрамом». Под тему гангстера Тони на сцену выходит Макалпайн и начинает играть гитарное вступление к композиции Dream Theater «The Crimson Sunrise». Это вступление напоминает начало хита Metallica «Fade to Black», но вот подключаются другие музыканты. Мощное клавишное вступление Шериняна сделано в духе симфо-метал, но далее музыка переходит в привычный для Dream Theater извивистый и упругий прог. «The Crimson Sunrise» резко переходит в «Acid Rain» – композицию Liquid Tension Experiment, импровизационного проекта, игравшего виртуозный тяжёлый прог-фьюжн.

Концерт продолжился. Местами звучавшее вызывало ассоциации с Джо Сатриани (Joe Satriani), местами – с Марти Фридманом (Marty Friedman), временами – вызывало ностальгию по золотым годам Dream Theater, временами – напоминало отличный концертный альбом Planet X «Live from Oz» (2002). И не то чтобы музыка Портного и компании сильно походила на музыку Сатриани и Фридмана, но что-то общее во всём этом определённо есть. Всё это – американские виртуозы примерно одного поколения: Сатриани (56 лет), Фридман (49), Портной (45), Шеринян (46), Макалпайн (52). Какой-то общий дух витает в том, что они делают. А с «Live From Oz» прозвучала тревожная задыхающаяся вещь под названием «Apocalypse 1470 B.C.», которую представил Портной, назвав её одной из самых безумных песен. Ближе к её концу Портной перестал барабанить и попытался движениями руки дирижировать криками из зала. Когда Портной поднимал руку, шум зала усиливался, когда опускал – шум зала затихал. Получилось некое подобие терменвокса, но состоящее из живых людей. На «Live From Oz» есть треки «Derek Sherinian Solo» и «Tony Macalpine Solo», в которых музыканты демонстрируют исполнительское мастерство. Подобные сольные номера были у всех музыкантов и на московском концерте. Соло Макалпайна получилось особенно духоподъёмным, возвышающим, соло Шиэна – низким, ворчащим. Если Макалпайн как будто взлетал в веренице звуков, то Шиэн скорее закапывался – быстро и недовольно (если проводить аналогии с «Полётом шмеля», то у Шиэна получилось «Закапывание крота»). Временами Шиэн переходил на тэппинг.

К наиболее мелодичным моментам концерта можно отнести «Hell's Kitchen» из репертуара Dream Theater, к наиболее неожиданным – привет из 80-х в виде исполнения «The Pump» Джеффа Бека (Jeff Beck). Интерпретировать Бека как-то по-особенному музыканты не стали. Отдав дань уважения мастеру, они исполнили его композицию в почти первозданном виде: был спокойный фьюжн – остался спокойный фьюжн. В целом, этот музыкальный состав не получился особенно концептуальным. Хорошие музыканты, неплохо знающие друг друга, просто собрались вместе, чтобы поиграть в своё удовольствие любимую музыку. Вот Портной – весёлый шоумен, душа этой компании. Вот серьёзный Шеринян, парящий внутри создаваемых им «космических» синтезаторных звуков. Вот Макалпайн, полностью погружающийся в музыку и играющий с закрытыми глазами на 8-струнной гитаре. Вот Шиэн, самый старший из четвёрки (59 лет), почти дедушка. Иногда при игре он делает такое лицо, словно струны обжигают ему пальцы.

На бис музыканты играют ещё одну вещь из 80-х – заводную «Shy Boy» из репертуара Talas, группы, в которой Шиэн играл в 80-е и 90-е годы. В этой песне Шиэн выступил в роли лидирующего вокалиста, а Портной спел на бэк-вокале. Повторяющееся в припеве «Shy Boy / Shy Boy» звучало как «Шайбой / Шайбой», а ближе к концу песни музыканты вместо «Shy Boy / Shy Boy» стали петь «Moscow / Moscow». Концертная версия этой песни (в отличие от оригинальной альбомной) была расширена за счёт добавления сольных проигрышей Шериняна, Макалпайна и Шихэна.

После концерта бардак в Milk продолжился. На сей раз возникла давка в раздевалке. Люди напирали друг на друга, кто-то кричал: «вечерние обнимашки!», а гардеробщики просили в стиле судебных приставов или полицейских: «сделайте шаг назад». Впрочем, после такого концерта есть и положительные импульсы. Например, хочется переслушать какие-нибудь важные родственные инструментальные альбомы и проекты, скажем, «Situation Dangerous» (2000) Терри Боззио (Terry Bozzio), Тони Левина (Tony Levin) и Стива Стивенса (Steve Stevens).

02.11.2012, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Mike PORTNOY - свежие публикации:

  • Анонс - Явление небожителей, 11.09.2012
    Супергруппа Майка Портного с парадом рок-звёзд и виртуозной инструментальной музыкой без границ едет в Россию »»