Андрей "Лигалайз" Меньшиков обладает настолько разношёрстной и извилистой творческой биографией, сравнимой с которой в русском хип-хопе, пожалуй, не найти. Сначала - участие в культовом коллективе D.O.B., после - в главной русской рэп-группе девяностых Bad Balance, собственный успешный проект Легальный Бизне$$ и авторство "тех самых" нашумевших хитов Децла. Потом уход в тень, возвращение на олимп шоу-бизнеса в качестве соло-артиста, и вновь пропадание с радаров. Несмотря на андерграундную сущность последних релизов Лиги, за его творчеством по-прежнему следит всё русское рэп-сообщество. Накануне презентации альбома его нового проекта Ярость Inc. и выступления на дне рождения телеканала A-One, "Звуки" встретились с Андреем, чтобы выяснить подробности о его недавнем прошлом, настоящем и будущем. Не дожидаясь вопроса, Лига начинает разговор сам.
Андрей: Я весь просто в бегах, в суете. Завтра две премьеры видео-клипа, на субботу намечено сразу два мероприятия, так совпало. Днём - большая премьера абсолютно новой группы Ярость Inc., этакого моего рэп-ребрендинга. При этом премьера альбома совпала с днём рождения телеканала A-One, получился перехлёст, а я дружу с каналом A-One – на нем всегда можно увидеть мои видеоклипы. Так что днем представлю диск «Бочка дегтя» группы Ярость Inc., а потом все поедем на День Рождения канала.
Звуки.Ру: На Дне Рождения A-One будешь выступать как сольный артист?
Андрей: Да. С сюрпризом, про который нельзя говорить, но это будет… N’Pans (улыбается). На самом деле, мы вместе выступаем постоянно, по несколько раз в неделю. Поэтому когда пишут про «возвращение» группы Легальный Бизне$$, то выглядит это смешно. Мы не разлей вода, и Панс со мной ездит во все города. Ждите настоящую русскоязычную классику хип-хопа − Лигалайз и Панс, как всегда, вместе.
Звуки.Ру: Расскажи про новый проект Ярость Inc. В чем, собственно, прикол – ты пишешь биты, пиаришь его всюду в социальных сетях, а сам на альбоме не читаешь. При том, что людей завлекает именно твоё имя.
Андрей: Это абсолютно осознанно. Во-первых, чтобы отдохнуть от роли МС, во-вторых, чтобы обратить внимание на то, что часто ускользает от слушателей. Я всегда был автором своих песен, соавтором альбомов, которые уже называют классическими, и что мне, конечно, приятно. Хип-хоп артист - это гораздо больше, чем просто написать слова и наговорить их в микрофон. Альбом «Бочка дегтя» - это полноценная демонстрация моей универсальности. Хип-хоп - это всё же музыка. И сейчас мне кажется, что нужно обратить внимание именно на неё. Это абсолютно мой, авторский проект, я просто от камеры пересел в режиссёрское кресло. Т.е. когда Moby, The Chemical Brothers или The Prodigy выпускают альбомы, в которых поверх музыки никто не тараторит, ни у кого не возникает вопроса авторства. Точно такая же роль у меня в «Ярости». И тут, может быть, моего «я» гораздо больше, чем в других проектах. Здесь я с нуля сделал всё сам. Каждый звук, поворотик ручки пульта - всё моё. Нужно было только аккуратно соединить получившийся продукт с текстами и голосами Джипа и Макса Ломака.
Звуки.Ру: В последнее время ты обращаешься к такому олд-скульному, несовременному хип-хопу. К этому отсылка даже в обложках. "Ярость" отсылает к "Check Your Head" Beastie Boys, а ипишка Легального Бизне$$а – к "Back to Business" EPMD.
Андрей: Хорошие познания (смеётся), особенно EPMD.
Звуки.Ру: Но, всё-таки, насколько это осознанно?
Андрей: Слово «Олд-скул» от тебя для меня звучит исключительно как слэнг. Как для рэполога и человека, разбирающегося во всех вариациях хип-хопа, меломана и коллекционера, да и просто ветерана всего этого дела, период под названием Old School закончился в 1983 году. То, к чему я обращаюсь – это скорее «мид-скул», золотая эпоха и кульминационная точка хип-хопа. Так что не вижу ничего удивительного, что этот период выбран как ориентир. После уже пошёл такой абсолютный пост-модернизм, повторение того, что было. Для меня рэп, как он должен звучать, сформировался до 1996 года. Потом были только исключения из правил. Поэтому, да, я - там, живу в том времени. «Застрять в 90-х» для хип-хоп артиста - лучший комплимент. Как для рок-музыки золотая эпоха - конец 60-х и начало 70-х, так и для хип-хопа конец 80-х и начало 90-х.
Звуки.Ру: А как сольный артист ты планируешь что-то делать? Многие этого ждут, да и после пластинки "XL" были обещания.
Андрей: Одно время я активно работал над новым сольным альбомом, но жизнь стала вносить свои коррективы. На каком-то этапе я понял, что лучше повременить с эти делом… Долгий разговор. Хотя тогда я попробовал записать несколько песен-синглов…
Звуки.Ру: Именно поп-ориентированных?
Андрей: Да, но я не хотел повторяться. "XL" – первый мой альбом как сольного артиста, и сразу же он стал таким Greatest Hits, одним из самых популярных альбомов по продажам вообще. И не только жанра, а в соседстве с дисками Билана, Трофима или Валерии. Но до сих пор уверен, что если бы я выпустил следующий альбом через год после "XL", повторить успех было бы почти невозможно.
Звуки.Ру: То есть, ты осознанно не стал оставаться на волне, чтобы конъюнктурно рубить бабло?
Андрей: Ну, тем не менее, я рублю бабло с него до сих пор. Сколько прошло лет – до сих пор активные гастроли, и песни ротируются. Некоторые люди, которые раньше меня критиковали, сейчас до той пластинки «дорастают».
Звуки.Ру: Это был диск, нацеленный на массового слушателя изначально? Для зарабатывания популярности?
Андрей: Не страшно делать то, чего от меня вообще не ждут, что-то непопулярное, каламбур такой получается… Было в хип-хопе непопулярно быть популярным – я сломал этот стереотип. Сейчас наоборот – все хотят быть успешными, а для меня это уже неинтересная попсня. Я появляюсь с абсолютно партизанским, антиформатным, антихитовым, идейным и тяжелым альбомом "Ярости".
Звуки.Ру: Ты осознанно делаешь то, чего не хотят услышать твои поклонники?
Андрей: Я думаю, что просто сильно обгоняю их вкусы (смеётся)
Звуки.Ру: А как же массовое "гонево" в комментах на твои последние релизы? Количество критических комментов явно перевешивает число положительных.
Андрей: А не на последние, думаешь, меньше "гонева" было? (смеется) Вообще смешно обращать внимание на комменты.
Звуки.Ру: Ну вот, например, что это был за реально странный трек "О-о! А-а!"?
Андрей: Ещё одна демонстрация универсальности. Если честно, то это был большой коммерческий заказ. Песня, суть которой я не афишировал, потому что не был знаком со стратегией фирмы, обратившейся по её поводу ко мне.
Звуки.Ру: Они, походу, как раз-таки решили использовать шлейф твоей популярности.
Андрей: Наверняка. Маркетологи у них, наверное, не дураки, использовали эту ситуацию на свою пользу. Лично я записал этот трек как прикол.
Звуки.Ру: Прикол и заработок.
Андрей: Очень хороший заработок (смеётся). С которым можно сидеть и над всеми этими комментами похихикивать. Многие артисты всю жизнь идут к подобного рода контрактам.
Звуки.Ру: То бишь, ты вроде как и в андеграунде, и не голодаешь?
Андрей: Как говорится, нужно не чтобы было много, а чтобы хватало. Мне хватает, мне важно заниматься любимым делом. Чтобы было поменьше компромиссов. Как ни крути, когда ты - коммерческий проект, компромиссов не избежать.
Звуки.Ру: Просто в твоих интервью времен "XL" ты довольно много говорил о желании только увеличивать свою популярность.
Андрей: Всему своё время. Было такое время для жанра вообще, и это было нужно. Каста ещё была в спортивных костюмах, Тимати превратился в важного артиста позже. Получилось, что я в один момент стал флагманом массового хип-хопа.
Звуки.Ру: То бишь, ты переосмыслил необходимость популярности?
Андрей: Время движется, все меняется. В эту нишу все ломанулись. А зачем идти туда, где ты уже был? Фишка избита, зачем повторять уже сделанное? В популярности нет ничего плохого, пока она тебя себе не подчиняет. Я очень свободолюбивый человек, тем более, в творчестве. Необходимость написать хит для радио в один момент превращается в серьёзный пресс, я с этим справлялся, пока мне банально не надоело, поэтому второй альбом и не состоялся, когда планировался. Потом ещё наслоился финансовый кризис, там должны быть серьезные финансовые вливания, компания не смогла это должно профинансировать. Родился сын, это серьёзно изменило моё мировоззрение.
Звуки.Ру: Так получилось, что два момента, когда ты был особенно популярен, совпали с двумя массовыми волнами подъема хип-хопа в России – на стыке десятилетий жанр в принципе разошёлся по стране, а в середине нулевых случился расцвет коммерческого r’n’b. Как ты думаешь, будет ли третья волна такой популярности жанра, и какова будет его специфика?
Андрей: А популярность и есть.
Звуки.Ру: Ну были взрывообразные всплески, я всё-таки это имел в виду.
Андрей: Хип-хоп стал нишевым, но нишей достойной. В процентном соотношении он достаточную достойную аудиторию получил, имея в виду количественный смысл, перестал быть незаслуженно обделенным и невоспринимаемым жанром. За это я, как раз-таки тоже долгие годы боролся, и в каком-то смысле свою «миссию» выполнил.
Звуки.Ру: А что из новых мировых тенденций хип-хопа прижиться может на русском?
Андрей: Мне и в мировом хип-хопе кажется, что происходит пережевывание того, что уже было.
Звуки.Ру: А всякие чуваки типа Odd Future?
Андрей: Да тоже ничего нового, чуть более синтезаторное звучание, а так – те же девяностые. Смесь Gravediggaz, Neptunes, ну и так далее. А загадывать трудно – не хочу на себя брать роль предсказателя. Для себя я выбрал неиссякаемый источник вдохновения – заниматься тем, что любишь.
Звуки.Ру: А вот такая история – в твиттере Гуф писал год назад где-то, что увидел тебя с Пансом, предложил совместку, а ты, типа, то ли не понял его, то ли не узнал… Ну, в общем, не согласился.
Андрей: Ну, возможно. Честно говоря, в современном рэпе мои познания не очень, не за всем слежу.
Звуки.Ру: Это, получается, ты его не узнал?
Андрей: Да мы посмеялись над этой историей уже… Я его знаю, конечно, просто какая-то неловкая ситуация возникла.
Звуки.Ру: Ну, вроде как популярный хип-хоп артист предлагает делать фит. Это всё-таки интересное предложение.
Андрей: Да что мне эта популярность? Я её обпился и объелся. Что она даёт? Бесконечные гастроли с тамбурами поездов и гастритами? Зачем? Я с меньшей, так называемой, "торговлей лицом" получаю больший эффект, живя своей жизнью, занимаясь любимым делом, спортом, различными арт-проектами. В ближайшее время меня интересует только Ярость Inc. Не самый простой для понимания альбом. Чтобы понять его ценность, нужно обладать должными знаниями, послушать около сотни альбомов из классики жанра.
Звуки.Ру: По-твоему, это эстетская работа, вкусовая?
Андрей: Там много чего заложено. Абсолютно четкий социальный и человеческий месседж. Не буду говорить, что диск идеален, идеальных вещей в природе не существует. Но, сравнивая с тем, что делалось в нашей стране, он в стилистическом плане безупречен.
Звуки.Ру: А EP "WU" Легального бизне$$а была разовой акцией?
Андрей: Это абсолютно живая и действующая группа.
Звуки.Ру: Просто я послушал её, и было ощущение, что это начало какого-то большого, двадцатитрекового альбома-камбэка. Дескать, мы вот круче вас всех, буквально-таки нагнём и отымеем, но на этом всё внезапно заканчивается
Андрей: Просто фристайл. Несколько песен для поддержания формы. Записано это было во время одной студийной сессии.
Звуки.Ру: Это какой-то задуманный прикол?
Андрей: Нет. Просто так. И точно так же релиз и был слит в интернет. Была большая вечеринка между двух туров, мы оказались в студии, написали треки в течение трех дней, а потом про них забыли. Диск всплыл у кого-то в кармане, и, дескать «А чё он у нас валяется, давай выпустим». У меня много подобных записей, постоянно их делаю, но необязательно это выкладывать или выпускать для всеобщего одобрения или неодобрения. Ещё раз повторю – популярность , восприятие публикой меня совершенно не волнует.
Звуки.Ру: То есть, ты осознаешь себя культовым артистом, находящимся в андерграунде, который имеет публику, обязанную принимать все его творческие действия?
Андрей: Мне кажется, лучше вообще о вкусах публики не думать и просто максимально честно делать музыку, не задумываясь о том, поймут тебя или нет. Как только задумываешься – начинаешь думать не сам, а мозгами других. Почему артисты и превращаются в собственные клоны? Принцип собаки, которая бегает за своим хвостом. Я абсолютно свободный человек и ещё более свободный художник. Более, чем уверен, что всегда найдутся люди, которые это примут. Как ни странно, все мои проекты обсуждаемы, востребованы, вызывают резонанс, в плюс или минус – неважно, иногда минус даёт лучшую отдачу…
Презентация альбома проекта Ярость Inc.
Горбушкин Двор, Москва
3 ноября, 17:00
День рождения телеканала A-One: Монстры Музыкального Мейнстрима
Лигалайз соло, а также Иван Дорн, Каста, Noize MC, Тимати и многие другие
Totem hall, Москва
3 ноября, 21:00
1939 – Родилась рок-легенда Тина Тернер (настоящее имя Annie Mae Bullock),- певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8 премий Grammy. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул Королевы рок-н-ролла »»
Tina TURNER (1939)
Rita ORA (1990)