Главный парадокс этой книги то, что это первая (sic!) книга, крупнейшего джазового аналитика нашей страны, увы, ушедшего из жизни в 2006 году. Он не имел специального образования, был "всего лишь" философом, теоретиком дизайна и так далее – поэтому в СССР его многочисленные тексты выходили лишь в виде статей в журналах, рецензий и аннотаций к пластинкам.
В книге много имен и историй – как из истории джаза, так и из личного духовного опыта автора. Но автору, в первую очередь, интересен Дюк Эллингтон (Duke Ellington), его завораживает магия знаменитого бэнд-лидера, а это магия не только великолепного вкуса и организации, осмысленности и стремления к высокому, но и умения найти свой оригинальный звук. Дюк не только делал прекрасную музыку – он стремился понять, что движет им и что движет музыкой. Человек – оркестр, супераранжировщик – он был, пожалуй, самым разноплановым среди джазменов (и опередил его в этом аспекте только Майлз Дэвис (Miles Davis)) и то, что именно Эллингтон пришел в результате к серьезным духовным поискам – представляется естественным.
Главным в долгом творческом пути Эллингтона Переверзев считает его "Духовные" или "Священные" концерты. Первый концерт был написан и исполнен на заказ – в кафедральном соборе Благодати Господней в Сан-Франциско в 1965 году. "Когда вы получаете такого рода предложение – вы уже не в шоу-бизнесе" - цитирует Переверзев высказывание Эллингтона по этому поводу. Вот это желание – вырваться из "реальности", возможно, и двигало музыкантом. Другой разговор, что ему удалось, что нет. Никто из знаменитых джазменов не пошел по пути Эллингтона, и это только подчеркивает спорность некоторых утверждений Переверзева. Но впрочем, этот факт и не опровергает сделанные критиком выводы.
Показалось также важным, что джаз не возникал в душе, в жизни Переверзева, как конфликт с тем, что он слушал ранее или слышал дома. Увлечение музыкой не было для него стандартным молодежным противопоставлением и контркультурой, а вписывалось в общий музыкальный поток. Отсюда его гармоничное и позитивное восприятие музыки, стремление к культуртрегерству и искреннее недоумение при виде людей, не понимающих музыку и тем лишающих себя столь большого удовольствия.
Переверзев объясняет и формулирует религиозную осмысленность, как джаза, так и своего к нему интереса, долго и основательно – от закономерностей развития мировой цивилизации до совпадения внешних признаков поведения групп людей.
И как-то очень естественно он вплетает в повествование рассказ про то, как он полюбил джаз – услышав еще маленьким мальчиком игру джаз-оркестра в фойе кинотеатра. И не менее интересна и его дальнейшая судьба – коллекционера пластинок, ставшего сначала культуртрегером, а затем, чуть ли не первым человеком, который в нашей, как давно известно, неритмичной стране по настоящему понял джаз.
Леонид Борисович Переверзев "Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе"
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)