Главный парадокс этой книги то, что это первая (sic!) книга, крупнейшего джазового аналитика нашей страны, увы, ушедшего из жизни в 2006 году. Он не имел специального образования, был "всего лишь" философом, теоретиком дизайна и так далее – поэтому в СССР его многочисленные тексты выходили лишь в виде статей в журналах, рецензий и аннотаций к пластинкам.
В книге много имен и историй – как из истории джаза, так и из личного духовного опыта автора. Но автору, в первую очередь, интересен Дюк Эллингтон (Duke Ellington), его завораживает магия знаменитого бэнд-лидера, а это магия не только великолепного вкуса и организации, осмысленности и стремления к высокому, но и умения найти свой оригинальный звук. Дюк не только делал прекрасную музыку – он стремился понять, что движет им и что движет музыкой. Человек – оркестр, супераранжировщик – он был, пожалуй, самым разноплановым среди джазменов (и опередил его в этом аспекте только Майлз Дэвис (Miles Davis)) и то, что именно Эллингтон пришел в результате к серьезным духовным поискам – представляется естественным.
Главным в долгом творческом пути Эллингтона Переверзев считает его "Духовные" или "Священные" концерты. Первый концерт был написан и исполнен на заказ – в кафедральном соборе Благодати Господней в Сан-Франциско в 1965 году. "Когда вы получаете такого рода предложение – вы уже не в шоу-бизнесе" - цитирует Переверзев высказывание Эллингтона по этому поводу. Вот это желание – вырваться из "реальности", возможно, и двигало музыкантом. Другой разговор, что ему удалось, что нет. Никто из знаменитых джазменов не пошел по пути Эллингтона, и это только подчеркивает спорность некоторых утверждений Переверзева. Но впрочем, этот факт и не опровергает сделанные критиком выводы.
Показалось также важным, что джаз не возникал в душе, в жизни Переверзева, как конфликт с тем, что он слушал ранее или слышал дома. Увлечение музыкой не было для него стандартным молодежным противопоставлением и контркультурой, а вписывалось в общий музыкальный поток. Отсюда его гармоничное и позитивное восприятие музыки, стремление к культуртрегерству и искреннее недоумение при виде людей, не понимающих музыку и тем лишающих себя столь большого удовольствия.
Переверзев объясняет и формулирует религиозную осмысленность, как джаза, так и своего к нему интереса, долго и основательно – от закономерностей развития мировой цивилизации до совпадения внешних признаков поведения групп людей.
И как-то очень естественно он вплетает в повествование рассказ про то, как он полюбил джаз – услышав еще маленьким мальчиком игру джаз-оркестра в фойе кинотеатра. И не менее интересна и его дальнейшая судьба – коллекционера пластинок, ставшего сначала культуртрегером, а затем, чуть ли не первым человеком, который в нашей, как давно известно, неритмичной стране по настоящему понял джаз.
Леонид Борисович Переверзев "Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе"
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)