Для начала – full disclosure: фестиваля под названием MTL Weekly нет даже в щедром на фестивали любого калибра, пошиба и профиля Монреале. Но там, где врут слова, обычно стоит верить ощущениям, и ранней осенью ощущение от Монреаля такое, что в фестивальную поляну превращается весь хоть сколько-нибудь центр города – как водится, отчаянно не желающего прощаться с летом. Тому, конечно, есть пара резонных объяснений: во-первых, именно к середине сентябре фестивальный сезон официально финиширует в Европе и все гастролеры дружно перелетают через океан, а, во-вторых, на условный экватор условного “бабьего лета” приходится фестиваль сертифицированный – POP Montreal.
О его формате – несколько сотен концертов, DJ-сетов, семинаров и кинопоказов на нескольких десятках площадок, за деньги и даром – я уже как-то рассказывал. В этом году на POP Montreal выступили, в числе прочих, Grizzly Bear, Граймc (Grimes), Гонсалес (Gonzales), Готье (Gotye), Deerhoof и Dirty Three, но гвоздем пятидневной программы стало совместное выступление Дэвида Бирна (David Byrne) и St. Vincent в церкви Иоанна Крестителя, имя которого также носит главный национальный праздник Квебека. Сюда, конечно, так и просится какая-нибудь язвительная аналогия – но мою способность язвить временно отбил недавний вечер в “Метрополисе”, где ради сбора средств в поддержку семьи осветителя (убитого англофоном, недовольным праздновавшими там же свою победу на провинциальных выборах сепаратистами) на одну сцену вышли Arcade Fire и Селин Дион (Celine Dion).
В общем, нет, ни Бирну, ни Энни Кларк (Annie Clark) не пришло в голову надевать майки Pussy Riot. Вместо этого авторы небезупречной, но и небезынтересной пластинки “Love This Giant” предстали в привычных образах: Бирн весь в белом, Энни – в черном платье с наилучшим видом на ее растущие от ушей ноги. Кларк при ближайшем - из третьего ряда - рассмотрении вообще оказалась девушкой какой-то во всех смыслах неземной красоты и, что еще важнее, совершенно не терялась – заразительно хлопала ресницами, танцевала и всюду подпевала - в присутствии живой легенды (чего, по-моему, не скажешь о “Love This Giant”).
Совместная запись Бирна и Кларк, как и ожидалось, прозвучала на концерте практически целиком – и примерно в сто раз лучше, чем на пластинке. Содействовали этому экс-барабанщик LCD Soundsystem, штатный клавишник St. Vincent и аж восемь духовиков, которые не только расстарались за полсотни коллег, принявших участие в работе над “Love This Giant”, но и разукрасили знаковые песни из автономного репертуара обоих артистов. Особенно удались “This Must Be The Place (Naive Melody)” и “Burning Down the House” – вещей Talking Heads в сет-листе было всего три (плюс “Road to Nowhere”), но на вес золота они были не только поэтому.
Звучали в этот вечер и “Strange Overtones” c “Like Humans Do” Бирна, и “Marrow” c “Cruel” Кларк, но даже самые красноречивые выдержки с setlist.fm не идут ни в какое сравнение с эйфорией, которую из года в год, из тура в тур дарят концерты Дэвида Бирна, давным-давно поседевшего, но источающего витальную энергию, на которую способны немногие из рок-звезд вдвое моложе его. Не берущий ни ложных нот, ни тайм-аутов (за вычетом предусмотренной хореографией шоу лежачей пятиминутки на стыке “Cheerleader” и “Lazy”), Бирн – единственный шестидесятилетний артист, напрашивающийся не только на низкий поклон, но и на поросячий визг. (Поверьте мне на слово – только за последние полтора года я видел живьем The Beach Boys, Роберта Планта, Элвиса Костелло, Стинга и Питера Гэбриела.)
Неудивительно, стало быть, и то, что его пример вдохновил на подвиги Кларк (эти два часа дали о ней лучшее представление, чем предыдущие пять лет), и то, что у меня наконец-то есть явный фаворит в номинации “Концерт года” – хотя очередь из формальных соискателей не рассосется как минимум до конца осени. Скажем, вслед за Бирном (через пару дней выступившим в компании музыкантов Arcade Fire и The Strokes в перерыве благотворительного баскетбольного матча) в Монреаль приехали Django Django – группа из Эдинбурга, о которой я до объявления шорт-листа Mercury Prize даже не слышал и от дебютного альбома которой теперь не могу отлипнуть.
Их выпущенный аж в январе “Django Django” – напоминающий всех сразу (Super Furry Animals, The Dandy Warhols, The Beta Band, Franz Ferdinand, TV on the Radio, весь психоделический новодел) и никого в отдельности альбом с полудюжиной верных хитов, лучше которого я в этом году не слышал, - пока что все, чем может похвастаться группа, поэтому концерт ее оказался недолгим (около часа), но все равно запомнился. В первую очередь – обаятельной невозмутимостью, с которой музыканты покорили маленький, но переполненный Petit Campus: самоуверенности Django Django не занимать уже сейчас. А поскольку не занимать им и ярких песен, следующий шаг – щедрое на пока еще, наверное, дневные, но уже триумфальные фестивальные сеты лето-2013 – кажется неизбежным (особенно если им и впрямь дадут Mercury Prize).
Если просившие за билет смешные 15 долларов Django Django в Монреаль приехали в полном составе, не забыв ни живого ударника, ни драм-машину, то столь же нежадному англичанину Фину Гриноллу (он же Fink) пришлось оптимизировать гастрольную логистику, взяв с собой лишь барабанщика. Я, впрочем, пребывал в уверенности, что Финк играет соло, поэтому подвох заметил только после того, как пролистал купленную на концерте за те же 15 долларов (Билли Корган за такое попросил бы 50) красивую книжку с новым концертным альбомом “Wheels Turn Beneath My Feet” и увидел, что обычно Fink – это трио.
Альбом, к слову, отличный – и довольно репрезентативный: очень похожий микс из старых песен и вещей с прошлогодней – изумительной – пластинки “Perfect Darkness” Финк выбрал и для концерта в La Sala Rossa. Зрителей и в этот раз хватало - что музыканта, в предыдущий свой приезд в Монреаль игравшего перед двумя десятками людей, наверняка радовало. Исполняя свои по сути бардовские, монотонные и преимущественно длинные (по 6-7 минут) песни, радовал он и поклонников – которые, совсем как на синефильском кинопоказе, возмущенно шикали на редких болтунов и переживали катарсисы, которые для них множил Финк.
Ну а чтобы отдельным избалованным жителям монреальского даунтауна не казалось, что гора обязана все время ходить к Магомету, на следующий день в театр “Корона” приехали датчане The Raveonettes, чей новый альбом “Observator” – еще одна маленькая радость неожиданно расщедрившейся на оные осени. Пропустив их короткий сет на недавней “Ошихаге”, я в кои-то веки ничуть не напрягался в связи с необходимостью ехать на край города: оставшись в полном восторге от фестивального сета The Jesus and Mary Chain, я твердо вознамерился увидеть, наконец, живьем и лучших из их подражателей.
Которые, опять-таки, более чем оправдали ожидания: вжимая в пол все имеющиеся педали, The Raveonettes играли не только очень громко (беруши с собой предусмотрительно захватили многие), но и очень слаженно: живьем их вокальные гармонии впечатляют даже больше, чем в записи – именно тем, как ловко они встраиваются в сшибающий с ног нойз. Услышав песни с каждой из семи их пластинок, включая дебютный мини-альбом “Whip It On”, я даже решил внести посильный личный вклад в библиотеку вышеупомянутого setlist.fm – и попросил у звукорежиссера сетлист. Там, где ощущений становится чересчур много, иногда помогают слова – пусть даже это всего лишь названия песен.
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)