Пятьдесят лет назад мир изменился бесповоротно. По киноэкранам уверенной походкой прошествовал элегантный мужчина в смокинге и с пистолетом. Началась эпоха Джеймса Бонда, агента 007, самого неотразимого мужчины в истории кино. Бондовские штампы стали каноническими: "Астон Мартин", водка-мартини, взболтать, но не смешивать, красивые девушки, супероружие. И обязательная заглавная песня.
Заглавная песня появилась не в первом ("Доктор Но"), а во втором фильме о Бонде, "Из России с любовью". Еще одна традиция, которая не поменяется никогда: титры с красивым девушками, и композиция, иллюстрирующая то, что, собственно, будет происходить в фильме. Но и, естественно, "бондовская" тема Джона Барри (John Barry) - она станет одной из самых известных мелодий вообще. Открою маленький секрет: мой мобильный звонит "бондовской темой" с момента появления у меня первого мобильного телефона.
Шон Коннери (Sean Connery) казался идеальным суперагентом (для многих он и останется лучшим Бондом из всех Бондов), а для идеального суперагента была нужна идеальная суперпесня, спетая суперпевицей. Великая Ширли Бэсси (Shirley Bassey) спела заглавную тему из "Голдфингера" так, что и по сей день эта вещь считается одной из лучших песен в истории бондианы.
Но Шон Коннери не хотел оставаться заложником Бонда - в 1969 году, снявшись в пяти фильмах об агенте 007, он покинул проект. На его место был взят Джордж Лазенби (George Lazenby). Изменив лицо, Бонд и сильно поменялся по характеру. Во-первых, он женился. Правда ненадолго: его молодую супругу через несколько часов после свадьбы укокошил извечный враг Бонда - всесильный злодей Блофельд. И вот тогда с Бондом случилось чудо: в финале фильма "На секретной службе ее величества" Бонд, лишившись любимой, заплакал.
Усилить эпохальную серию о Бонде решили и с музыкальной стороны. Песня "We Have All The Time In The World" стала одной из последних работ Луи Армстронга (Louis Armstrong) и снискала любовь зрителей. Чего не скажешь о Джордже Лазенби: после красавца Коннери брутальный Лазенби оказался публике не мил. Джорджа поперли с проекта, и Бонд так и остался высшей точкой в его карьере. Дальше Лазенби будет возникать только в очень странных проектах вроде рекламы Marlboro или эротическом сериале об Эммануэль.
Коннери вернули - а вместе с ним вернули и Ширли Бэсси: old school, куда деваться. "Бриллианты навсегда" оказались вполне милой картиной, где Бонд-Коннери демонстрировал чудеса обаяния, вот разве что накладка на волосах, скрывающая раннюю лысину Коннери, стала чуть более заметна.
Но больше Шон быть Бондом не захотел: и не уговаривайте, и не уговаривайте. На смену Коннери пришел Роджер Мур (Roger Moore) - он пробовался на роль Бонда еще в "Докторе Но". Теперь продюсер Альберт Брокколи вспомнил об английском актере, и началась новая эпоха - самая длинная в истории бондианы. Мур будет играть Бонда на протяжении десяти лет и сыграет аж в шести фильмах об агенте 007. И в первом же фильме о новом Бонде заглавную песню отдали главному музыканту 60-х и начала 70-х - Пол Маккартни отлично справился со своей задачей, сочинив "Live And Let Die".
Бонд-Мур был фантастически несерьезен - фильмы об агенте 007 все больше напоминали комедии. Злодеи были нестрашные, трюки все больше и больше походили на гэги из немых фильмов, а заглавные песни отражали музыкальные вкусы 70-х и 80-х, как, например, отличный номер Duran Duran из "A View To Kill".
В конце 80-х Мур "выходит в отставку" - он сильно постарел и молодцеватость постепенно слетала с всемогущего агента 007. На роль Бонда берут Тимоти Далтона (Timothy Dalton) - говорят, что из-за ямочки на подбородке, а заглавную тему из "The Living Daylights" отдают группе A-Ha
Бонд нуждался в сильном обновлении: в Далтоне напрочь отсутствовала самоирония Мура и неуловимый шарм Коннери, но два фильма с ним свое дело сделали. Из комического персонажа Бонд снова начал превращаться в супергероя - и маскулинная харизма Пирса Броснана (Pierce Brosnan) отлично вписалась в образ нового Бонда. Гаджеты 007 стали куда более реалистичными, опасности - куда менее гротескными, красотки-подруги остались по-прежнему сексапильны. Что касается музыки, то было решено для обновленного Бонда привлечь тяжелую артиллерию шоу-бизнеса. Музыку к "Золотому глазу" писал Эрик Серра (Eric Serra), а заглавную песню сочинили Боно (Bono) и Эдж (The Edge) из U2. Вот только с исполнителем заглавной песни вышла заминка. Сперва планировалось, что песню исполнит группа Ace Of Base, находившаяся в тот момент на гребне популярности. Но в последний момент продюсер Альберт Брокколи решил, что не стоит ставить на группу-однодневку: возрождение Бонда должно произойти в лучших академических традициях. Ace Of Base заменили на Тину Тернер (Tina Turner): Ширли Бэсси должна была гордиться преемницей.
После смерти Альберта дело Бонда перешло к дочери Брокколи - Барбаре. Бонда-Броснана менять не стали: поклонникам пришелся по сердцу прищур нового агента 007 и то, с каким достоинством и гордостью он произносил вожделенное: "Бонд. Джеймс Бонд" (Броснан тренировал эту фразу перед зеркалом двое суток подряд). А вот с музыкой можно было не церемонится - отныне и впредь Бонд не только пьет самые лучшие напитки, носит самую лучшую одежду и ездит на самых крутых тачках. Теперь про него поют главные хитмейкеры - Шэрил Кроу в "Tomorrow Never Dies", Garbage в "The World Is Not Enough" и, наконец, Мадонна (Madonna) в "Die Another Day".
Мадонна была единственной в плеяде хитмейкеров периода Броснана, кто получил от Барбары полную свободу творчества. Если вещи от Garbage и Шерил Кроу блистали фирменной бондовской помпезностью, то старушка Мэдди, как раз начавшая очередное восхождение на вершину танцевальных чартов, решила превратить бондовскую тему в пульсирующую бит-композицию. Итог - сомнительные рецензии критики. Впрочем, куда больше критики обрушилось на голову Мадонны за ее появление в фильме в роли инструктора по фехтованию. К счастью, госпожа Чикконе появилась в кадре минуты на полторы и особой роли в сюжете не сыграла.
После мадонновского эксперимента хитроумная Барбара стала куда тщательнее подходить к выбору музыки. Да и Бонд в очередной раз поменялся: впервые в истории агент 007 стал блондином. новый Бонд - Дэниэл Крейг (Daniel Craig) - на первый взгляд походил на Бонда времен Лазенби: он мог мужественно всплакнуть в кадре, он превратился из циничного сердцееда в нежного романтика, но самое главное - в фильмы о Бонде вернулся сквозной сюжет.
Музыка стала жестче и пронзительней - красавец Крис Корнелл, на тот момент еще не определившийся с тем, оставаться ли ему в Audioslave или реанимировать таки Soundgarden, пропел "You Know My Name" как в последний раз. А вот альянса Джека Уайта (Jack White) и Алиши Кис (Alicia Keys) оказался не столь удачен. Впрочем, в "Кванте милосердия" все, в основном, следили за Ольгой Куриленко, чья героиня, к восторгу общественности, в прямом и переносном смысле не прогнулась под Бонда. Романа у них не завязалось: красотка и суперагент оказались просто боевыми товарищами.
Зато грядущий Бонд обещает кучу нововведений. Во-первых, "Skyfall" станет сюжетным завершении трилогии, начатой в "Казино "Ройал" и продолженной в "Кванте". Во-вторых, по слухам что-то нехорошее должно случиться с начальницей Бонда - всесильной М. До этого исполнителей "сквозных" персонажей меняли с легкостью: когда вечный Q - Десмонд Льюэллин - погиб в автокатастрофе, то его безболезненно сменил Джон Клиз, до этого игравший T, ассистента Q. Все объяснимо: старичок выбыл, надо дать дорогу молодым. Но в "Skyfall" нам обещают некий кардинально трагический сюжет: кажется, М собираются прикончить каким-то особо изощренным способом.
Соответственно, для масштабного продолжения "проекта 007" и песня должна быть соответствующей. Разорвавшая хит-парады всего мира Адель (Adele) подошла для этой роли как никто. Рецепт Барбары Брокколи не подводит: у суперагента все должно быть самым лучшим - и исполнительница заглавной песни тоже.
Но счастье наше, как и этот текст, было бы неполным, если бы Джеймс Бонд самим своим существованием не вдохновлял бы музыкантов сам по себе, как таковой. Так что закончить рассказ о песнях имени самого знаменитого суперагента хочется песней, которая никогда не звучала ни в одном фильме о Бонде, но имеет к нему самое прямое отношение. Когда Шон Коннери приехал в СССР, чтобы сниматься у Калатозова в фильме "Красная палатка", его славе, казалось, не было предела. В аэропорту он увидел огромную толпу встречающих, приосанился... но никто из советских граждан не обратил на экс-Бонда ни малейшего внимания. Толпа встречала наших спортсменов, также прилетавших в "Шереметьево". Бонда-Коннери вообще не узнавали - даже в гостинице его паспорт не произвел ни малейшего впечатления на сотрудников на ресепшен. "Да, это удивительная страна," - пробормотал раздосадованный Коннери.
Историю эту Калатозов рассказал Владимиру Высоцкому - и тот мгновенно сочинил песню о незадачливом суперагенте. Полагаем, если бы Джеймс Бонд знал русский язык в пределах, позволивших ему понять, о чем песня, он был бы доволен. С чувством юмора у суперагента все в порядке - мы не раз это видели в кино.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)