О Найджеле Кеннеди (Nigel Kennedy) можно писать долго, со вкусом и упоением. Еще дольше можно перечислять заслуги музыканта, который, вооружившись скрипкой, в буквальном смысле занимается реформированием мировой классической сцены, играя на крупнейших академических площадках собственные аранжировки рок-классики и джазовые импровизации. Во всем повинен его бунтарский дух, утверждает сам Найджел, уже более 20 лет взрывающий залы мира своей игрой награни фола. Накануне единственного московского концерта Кеннеди Звуки решили встретиться с Найджелом и раскрутить его на разговор о конъюнктуре...
Звуки.Ru: Найджел, Ваша карьера началась достаточно рано и ознаменовалась успехом еще в юные годы. При этом Вы далеко не академический, в традиционном понимании этого слова, музыкант: экспериментируете с различными жанрами и работаете с рок-коллективами. Как Вам вообще все это удалось сделать?
Найджел Кеннеди: Еще в раннем детстве я начал учиться в школе Иегуди Менухина (Yehudi Menuhin), где детей учат музыке как основе всего, что они делают в жизни. Отличный подход, который потом становится частью твоего мировоззрения. В школе я и начал экспериментировать - когда господин Менухин представил меня Стефану Граппелли (Stephane Grappelli). Однажды Граппелли просто пришел в нашу школу и спросил, не хочет ли кто-нибудь поимпровизировать. Никто не поднял рук, но я так хотел играть, что буквально выпрыгнул прямо перед ним. Все сложилось естественным образом, как будто эксперименты и импровизация были продолжением моего мозга, и с того дня я никогда не оглядывался назад. Когда я учился уже в школе Juilliard, Стефан спросил, не хочу ли я сыграть с ним в Карнеги-Холле. Мой преподаватель посоветовала мне не делать этого... Она сказала, что в зале будут представители фирмы Sony - они были заинтересованы во мне, но там никогда не подписали бы со мной контракт, если бы услышали, что я играю джаз. Я решил было не выступать, но потом зашел к Стефану перед концертом, и вдруг подумал, что это будет невероятно высокомерно - отказаться выйти на сцену вместе с таким музыкальным гигантом, как Граппелли. Итак, мы выпили немного виски и вышли играть. Sony, конечно, не подписали со мной тогда контракт, но это было неважно: в любом случае, гораздо важнее было сыграть с Граппелли. Так все и началось.
Звуки.Ru: Все музыкальные произведения, к которым Вы прикасаетесь, начинают звучать по-другому. Как сформировался в Вас этот индивидуализм - Вы с юношества знали, чем хотите заниматься в музыке, или же это приходило постепенно?
Найджел: Я знал в глубине души, что буду всегда идти в "другом" направлении. Я бунтарь по своей природе и просто ненавижу, когда мне говорят, что делать, что думать - и это относится как к жизни, так и к музыке. Я всегда знал, что хочу заниматься музыкой - моя мама сажала меня рядом с фортепиано, когда я был маленьким, чтобы я смотрел, как она занимается и учился; я полагаю, музыка всегда была со мной.
Звуки.Ru: Если разговаривать о "духе бунтарства", присущему Вам, почему в=Вы все-таки выбрали для себя скрипку - достаточно мирный инструмент - а не ушли целиком и полностью в ту же самую рок-музыку, которая считается синонимом бунтарства и несогласия?
Найджел: Да, я играю на акустической и электрической скрипках, и это очень интересное замечание. Музыка, которую я играю, может быть невероятно тихой. Хотя важно иногда "показать себя", я на самом деле ненавижу хвастаться музыкально. Мне нравится играть музыку, чтобы дышать ей, чтобы каждая нота в произведении имела смысл, и тут уже неважно, на каком инструменте и в каком жанре ты работаешь. С электрической скрипкой, конечно все по-другому, вы можете потеряться в фактуре и взаимодействии с группой, здесь много технических элементов, и это уже совсем другой опыт.
Звуки.Ru: Наверное, всем известна Ваша работа с музыкой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и The Doors. Собираетесь в ближайшем будущем сделать еще что-либо подобное?
Найджел: Да, пока я всегда так или иначе играю что-то из Хендрикса. В общем-то, возможно, что-то из этого вы услышите и на моем концерте!
Звуки.Ru: Ваш сценический имидж находит свое место только на сцене, или в жизни вы одеваетесь примерно так же?
Найджел: Да, я надеваю в значительной степени то же самое и вне сцены! Футболки Aston Villa никогда не перестают быть актуальными - у меня их огромная коллекция.
Звуки.Ru: Каковы Ваши ожидания от России и от русской публики?
Найджел: Россия - это невероятно музыкальная страна, воспитавшая многих непревзойденных во времени классических музыкантов. Я действительно с нетерпением возможности представить на концерте соло Баха, а затем сыграть со своим квинтетом программу, которая включает в себя оригинальную музыку, причем некоторые из композиций в программе созданы мной. Программа полна различных настроений и музыкальных стилей, и я знаю, что русская публика будет открыта для этого, поскольку люди действительно ценят искусство. И, конечно, у них уже сложилась историческая любовь к скрипке.
Звуки.Ru: Все же с популяризацией инструментальной и, тем более, классической музыки, у нас в стране наблюдаются некоторые проблемы. Есть определенная прослойка любителей академической музыки, но она невелика. Чем Вы рассчитываете зацепить русскую публику?
Найджел: Музыка, которую я представлю, тоже не будет строго классической. Она пригласит всех присутствующих в своеобразное путешествие, и я надеюсь, что слушатель присоединится к нему вместе со мной.
Звуки.Ru: Вы - человек настроения?
Найджел: Скорее нет. Я не капризный, но я строгий к себе и очень требовательный. Я также требую многого от музыкантов, которые играют со мной, но это только потому, что я всегда стремлюсь к достижению большего и к новым экспериментам.
Звуки.Ru: А что Вам нравится, например, из русской классической музыки? Может, Вы знаете наших авангардистов? Только, чур, Стравинского не упоминать.
Найджел: Россия сама по себе имеет богатую историю классической музыки но, конечно же, при этом всегда актуальна полемика о том, что является в музыке приемлемым, а что нет. Но мир действительно ценит то, что вышло из России - ваши люди искусства невероятны. Например, Валерий Гергиев - это человек с огромной страстью, человек, имеющий уважение во всем мире. Не нужно думать, что все так плохо!
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)