Не зря все-таки говорят о чувстве "тоски по Родине". Многие из тех, кто навсегда уехал за границу, нет-нет да и объявляются на российской земле. На недавно прошедших в Горбушке концертах "ДДТ" в некоторых песнях на сцене можно было наблюдать двух клавишников, активно "терзающих" инструменты.
Рядом с Константином Шумайловым "рубился" Андрей Муратов, или попросту Мурзик, сотрудничавший с "ДДТ" в 87-93 годах, а ныне живущий в Германии. Однако Андрей работал и во многих других рок-командах - от "Зоопарка" до "НЭПА" и "Дубов-колдунов" (cм. подробнее). И не только как музыкант, но и как очень интересный продюсер. Поэтому его мнение "со стороны" о том, что творится сегодня в т.н. "русском роке", особенно интересно.
Андрей Муратов: - Я могу оценить музыку как профессионал, но все равно это будет пристрастный профессионал. Когда я слушаю группу, с которой я никогда не работал, с которой я не записывался, не играл, мое мнение может быть более-менее объективным. Но я не могу беспристрастно оценить группу "Текиладжаззз", потому что я их очень люблю и записал им альбом "Вирус". Я не могу объективно оценить группу "Колибри", коей я записал два альбома, "Найди десять отличий" и "Бес Сахара". То же самое и с Майком, и с "ДДТ", потому что это было не семь лет работы, а семь лет жизни. Да, что-то мне не нравится, но это не означает, что это плохо, потому что это мне не нравится. Скажем, в новых песнях "ДДТ" я кое-что сделал бы принципиально иначе. Но Юра думает сейчас так, сочиняется так, и бэнд движется в таком направлении. Если бы я играл и дальше, возможно, группа бы двинулась в другом направлении, или в третьем, или в четвертом. Вадик Шумайлов, перешедший с баса на гитару, очень сильно изменил стилистику группы, просто один человек, оставшийся в группе, но поменявший инструмент. Так что мне тяжело сказать, в какую сторону изменилась сейчас музыка "ДДТ". Лично моей любимой программой остается "Черный пес Петербург". Не отдельно взятая песня, а программа - по цельности, по драматургической концепции, по самим песням, которые в нее вошли. На мой взгляд она лучшая, хотя "Мир номер ноль" мне тоже нравится. Кроме того, еще несколько песен с "Метели августа", которые я успел послушать, потому что сидя в Германии я особо там ничего не слушал. Мне прислали парочку песен с криком, не сделаю ли я ремиксы. Я ответил, что без санкции "ДДТ" я не могу делать ремиксы, это бы было не "комильфо".
Звуки: - Мне показалось, что на "Метели августа" песня "Ночь Людмила" очень соответствует стилистике 60-х.
Андрей Муратов: - К сожалению, я ее пока не слышал ни разу. А стилистикой 60-х я занимался в течение двух лет с группой "Дубы-Колдуны", продюсером коих я являлся.
Звуки: - Что же погубило этот проект?
Андрей Муратов: - Это же была "оттопырка"! Мы "оттопыривались", развлекались, а когда надоело - перестали это делать. Это не был коммерческий проект с целью зарабатывания денег, или проект с целью стать популярными.
С чего вообще все это началось? Когда музыканты групп "Алиса", "ДДТ", "НЭП" и других напиваются вместе, они же не поют "Что такое осень" или "Мы вместе"! Это было бы глупо. Они поют старые советские песни, обнажая тем самым свое "гнилое нутро".
Звуки: - Но ведь с тех пор возникли проекты типа "Боцман и Бродяга", "Митьковские песни".
Андрей Муратов: - Все успешные или неуспешные римэйки и камбэки различных советских ВИА, как то - "Веселые ребята", "Самоцветы" и т. д. - появились значительно позже, чем возникла группа "Дубы-Колдуны". "Дубы" были первыми! И мне нравилось то, что они делали. Когда хотелось с чудовищным "фуззом" исполнить произведение "У нас молодых", это так и исполнялось, хотя в оригинальной аранжировке ничего такого не было. Никакой аутентичности не соблюдалось. Единственное, что соблюдался принцип: когда люди напиваются, они поют песни. Музыканты, выпивая, тоже поют песни, может быть, только немножечко лучше, чем все остальные люди, и при этом могут что-нибудь и сыграть. Это был проект чистой "оттяжки", чистейшей воды удовольствие для себя самого. Когда надоело играть, мы просто перестали это делать. А держаться за это, играть концерты. Нет, была масса предложений! Я даже сделал два клипа. Один из них - с Ирой Хакамадой в главной роли, такой смешной мультик к выборам. Другой для "Serge Reynolds Tobacco" в качестве спонсора, на песню "Там, где клен шумит". Ее исполняют Гаркуша, Настя Полева, братья Самойловы, Шахрин, Галанин, Славка Бутусов - помимо "Дубов". Получилось очень прикольно! Не знаю, насколько был большой эфир у этого клипа, поскольку уже не дожил до проката здесь. Думаю, что сейчас его можно показать в этом звездном составе, поскольку никакой рекламой он уже не является, а неким художественным артефактом остался.
Звуки: - Недавно на концерте памяти Толика Крупнова я наблюдала некое объединение рок-музыкантов, за исключением Кинчева, аналог которому был по-моему только на акции "Все это рок-н-ролл" в 92-м году. Долго ли еще эти люди смогут быть вместе?
Андрей Муратов: - На самом деле - они вместе! Я совершенно случайно три дня назад оказался в Минске, потому что меня не пустили в Латвию по поводу немного отклеившейся фотографии в паспорте. Я собирался сначала ехать в Ригу, а потом уже в Москву. Пришлось вернуться в Минск, где я увидел на столбе афишу: "Алиса", Гарик Сукачев и "Неприкасаемые", "Агата Кристи", какая-то белорусская группа и "Текиладжаззз". К сожалению, кроме Кости и "Текилы" я никого не увидел, "Агата" на сцене была в это время, поэтому с братьями "Винни-Пухами" "поздоровкаться" не удалось. Моя жена очень любит "Агату Кристи", мне не очень нравится их музыка, зато они классные парни!
Возвращаясь к вопросу, скажу, что на "крупновском" концерте я не был, а на "Все это рок-н-ролл" присутствовал. Но я в принципе не люблю подобного рода мероприятия, которые "демонстрируют", что мы вместе. Само ощущение, что мы вместе, не требует уже никаких доказательств. Вдобавок все концерты "Памяти", начиная с "башлачевских", "цоевских" и т. п., мне вообще не нравятся. Я очень любил и уважал Толика Крупнова, но не уверен, что я захотел бы участвовать в подобном концерте.
Грубо говоря, это выглядит следующим образом. Я, например, записал 40 альбомов, играл с массой команд. И если я сегодня помру, возможно, завтра кто-нибудь захочет сделать концерт моей памяти. Так вот, я бы не хотел, чтобы кто-то делал подобный концерт. Хотя люди бы, наверное, участвовали в нем из самых лучших побуждений. Для меня это неким образом "пляски на могилах". Поэтому я понимаю Кинчева, который отказался из каких-то своих соображений. Юра из своих - согласился. Помню, у меня было тягостное впечатление от двух "цоевских" мемориалов - в Питере и Москве. Питерский был сделан Марианной Цой, которую я очень люблю и хорошо к ней отношусь. В Москве был сделан Айзеншписом, которого я не очень люблю. Но мне не понравились оба.
Может, есть и правильные мемориалы. Например, которые устраиваются в день рождения Майка Науменко. Только они не должны быть в Москве - это нонсенс! Я же помню его "Blues de Moscou":
Здесь нас никто не любит, а мы не любим их.
Все кончится в метро, а мы не из таких.
А мы берем "мотор", хотя в кармане "голяк".
Мы пьем свой портвейн и пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку, ненавижу Арбат.
Еще "по одной" - и пора назад!
Мои ощущения похожи. У меня огромное количество друзей в Москве, но я не люблю сам город. Это очень многие питерцы ощущают, и очень многие москвичи испытывают подобные ощущения по отношению к Питеру. Просто энергетика этих двух городов несовместима! Я с удовольствием приезжаю в Москву на два-три дня, чтобы увидеть друзей, и быстро-быстро уезжаю, пока энергетика города не начала оказывать на меня свое негативное влияние. А кому-то такая только и нужна. Для кого-то она хороша, для меня - плоха.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)