ФЕСТИВАЛЬ  Пикник "Афиши": вопросы, ответы и снова вопросы

Редакция Звуков обсуждает прошедший Пикник "Афиши".

В Коломенском отшумел Пикник "Афиши". За выходные тысячи людей, посетивших один из главных оупен-эйров лета, успели обсудить некстати разверзшиеся небесные хляби, усы Алекса Капраноса (Alex Kapranos), живость Мики (Mika), магнетизм Fuck Buttons, странным образом притягивавших безумных танцоров, и величие Pet Shop Boys, способных на шестом десятке выдать эталонное поп-шоу, пусть даже в усеченном формате.

Настало время поговорить о Пикнике как об эксперименте, тем более что для России он является уникальным во многих отношениях опытом. И потому насущных вопросов - кого приглашать, как сверстать программу, как обустроить территорию, - Пикник порождает больше, чем любой другой местный фестиваль. Обозреватели Звуков Дмитрий Куркин, Ник Завриев и Павел Сурков делятся впечатлениями об увиденном и услышанном.

Дмитрий Куркин: Как вам организация Пикника в целом? Звук и расписание сцен? Количество точек питания и туалетов? Интернет и мобильная связь?
Ник Завриев: К организации вопросов, по большому счету, нет. Единственный крупный прокол - огромная очередь на вход в парк, но и её можно было миновать, если пройти влево метров триста и войти через неохраняемую калитку. В целом, организация ну не то чтобы прекрасная (понятно что случались какие-то минорные проблемы, но они появляются более-менее всегда), но достаточно хорошая, чтобы не портить удовольствие.
Конечно, The Drums и PSB одновременно - не совсем комильфо, но ответа на вопрос "куда их надо было ставить?" у меня нет. Не уверен, что удачным было решение развернуть сцену от холма - народа там, по ощущениям, помещается ненамного больше, при этом видимость заметно ухудшается и всё равно все ломятся на холм. Звука тоже порой не хватало, особенно на второй сцене, но в целом, что называется, без криминала.
Воду в палатки успевали вовремя подвозить когда она кончалась, к еде можно было подобраться без особых очередей, если идти туда не вместе со всеми после окончания какого-нибудь большого концерта, а хотя бы обгонять этот поток. Связь хоть как-то работала, и это уже достижение, а в шатре "Nike" внезапно даже отлично функционировал интернет. В общем, организация вполне на уровне.
Павел Сурков: Как водится, все кошмарно - если относиться к Пикнику именно как к музыкальному фестивалю. Я нашел на Пикнике "Точку G" - место, куда торжественно сходился звук со всех трех сцен и можно было получить ни с чем не сравнимое "удовольствие", наслаждаясь одновременно Мос Дефом (Mos Def), NRKTK и Franz Ferdinand. Эпицентром этой звуковой катастрофы стала большая пустая площадка перед пикниковым маркетом.
Отвратительные схемы, на которых не понятно ничего, кроме "вы находитесь здесь". Отсутствие какой-либо внутренней логистики на фестивале - это хорошо, что сцен три, а было бы больше, как бы их отличали. Ну и, конечно, отдельным пунктом нашей программы станет сортирный городок. Я замерил по шагомеру: от главной сцены до Места Умиротворения и Облегчения ровно километр. При этом очереди в кабинки никто не отменял.
Собственно, звук более-менее выстроен был ровно на одной сцене - Coca Cola. Все остальное - профанация и порнография. Стоит отойти от любой сцены дальше, чем метров на 50 - мы получаем неразборчивую кашу с задранными верхними, отсутствующими средними и убитыми нижними частотами, которые еще и гуляют туда-сюда. В общем, кто хочет слушать, как бандерлог, должен подойти максимально ближе и попихаться в толпе. Кому комфортней посидеть на травке - не услышит ровным счетом ничего.
Интернет и мобильная связь - жил только Мегафон рядом с палаткой Мегафона. А в остальном - квест "зачекинься в foursquare на Пикнике" я так и не смог пройти.
Но все эти упреки были бы приемлемы, если относиться к Пикнику как к музыкальному фестивалю. Но Пикник - это не музыкальный фестиваль. Это ВДНХ - Выставка Достижений Национального Хипстерства. Это место для тусовки. для общения. Для катания девушек в тележках их супермаркета и покупки винила (я наконец-то купил себе сольного Тауншенда с Гилмором). А музыку послушать можно и в других местах. Музыка там - не главное. Главное тусовка и атмосфера, а с этим был порядок.
Еще - очень понравились собаки. Собаки на Пикнике Афиши были порой куда вменяемее людей.

Дмитрий Куркин: Кто был вашим фаворитом вечера?
Павел Сурков: Лорин Хилл (Lauryn Hill), конечно. Я никогда не видел, чтобы хедлайнер одной из сцен позволил себе опоздание на час десять (при том, что играть должна была час двадцать). Такое не под силу даже Акселю Роузу. А если честно - не разочаровал, естественно, Мика, очень крепкий и толковый сет с минимальной визуализацией. Стало меньше шоу, больше дела, что еще раз доказывает, что парень - весьма крутой музыкант. На удивление клевым показался Мос Деф - читает хорошо, артистично, да и посмотреть на живого Форда Префекта всегда приятно.
Ник Завриев: Компания в хлам упоротых англичан на Fuck Buttons! На самом деле, мне понравились те самые Fuck Buttons и Pet Shop Boys, но их я видел не впервые, а вот Little Boots стала открятием. Отличный лайв с точки зрения "игры на электромузыкальных инструментах" (в отличие от тех же PSB, к слову), очень к месте все эти заигрывания с чикагским хаусом и диско, ну и кавер на "Small Town Boy" замечательный. Так что голосую за неё.

Дмитрий Куркин: Уже второй или третий год подряд Пикнику предлагают расшириться до двух дней хотя бы. Не пор ли это сделать? Перенаселенность, по-моему, все же ощущается.
Ник Завриев: Ну тут я был бы только за, даже не в смысле перенаселенности, а в смысле того что музыки будет еще больше и увеличивается шанс на появление в лайнапе не слишком известных артистов типа Tamaryn, которых в этот раз не хватало. Звезды на фестивале, конечно, дело нужное, но их-то всё равно лучше смотреть сольно, а всяческих "милых независимых" порой только так и увидишь.
Павел Сурков: Кстати, не ощутил перенаселенности. Ощущения толпы не было - и, опять же, вопрос, кого приглашать на эти два дня.

Дмитрий Куркин: До двух дней расширяться уже пора, на мой взгляд, и на то есть по меньшей мере две причины. Первая - сам парк Коломенское. Я не спец по акустике открытых пространств, но этот раз очень хорошо выявился такой парадокс: если растащить сцены подальше, они будут слишком далеко друг от друга; а ближе ставить нельзя из-за интерференции. И сделать с этим особенно ничего нельзя, потому что рельеф такой.
Вторая причина: график стал очень плотным. Мне не близки жалобы людей, которые сетуют на то, что между сетами нельзя поваляться на травке и поиграть в сквош (я-то музыку хожу слушать), но если люди об этом говорят, значит есть такая неувязка. Но даже не брать ее в расчет - лайнап фестивалей по-хорошему должен быть зигзагообразным (пересменок на одной сцене целиком перекрывается музыкой на другой, и так далее), а в этот раз получалось так, что FF и Мос Деф одновременно начинали и одновременно заканчивали. Причем развести их по времени было невозможно - некуда разводить.
В принципе, Юрий Сапрыкин уже ответил в блоге Афиши, что пока идея двух дней выглядит заманчивой, но рисковой, и в следующем году вряд ли что-то изменится. Но мне кажется, что осторожный вариант полуторного Пикника (например: пятничная пре-пати, после шести вечера, и субботний день, как он есть) можно было бы попробовать.
Павел Сурков: Жалоба людей на то, что нельзя поваляться на травке - как раз именно от того, что Пикник - не только музыкальное событие, а именно тусовочное, о чем я говорил.
Ник Завриев: Ну кстати, я не вполне понимаю, в чем риск двух дней. Наверняка же цену билета всё равно будут поднимать дальше, так что расходы отобьют со свистом. Там конечно есть некая проблема привести парк в порядок между первым и вторым днем, но там и не сказать чтобы адский треш был, поди ж ты не "Нашествие".

Дмитрий Куркин: В этом году было три сцены, плотно упакованные, по большей части, проверенными людьми. В 2010-м было, дай бог памяти, шесть сцен, но половина из них была отдана неочевидным артистам, если не сказать маргиналам. Какой вариант симпатичнее лично вам?
Павел Сурков: На мой взгляд, можно просто сократить количество артистов, сделав следующую вещь: пригласить на каждую сцену двух ударных звезд, а "довесить" в дневное время малыми артистами (или той самой маргинальной молодежью). Потому что когда тебя "приковывают" к главной сцене - это не комильфо: я, может, хочу послушать и Аквариум, и Мику, и PSB - но для этого я должен шесть часов от главной сцены никуда не уходить, а это никуда не годится. Мне было бы куда комфортнее, если бы сцен было две (основная и второстепенная со всякими экспериментариумами), где на основной сцене с утра рубят те самые проверенные молодняки типа NRKTK или КДИМБ, а ближе к 6 начинают вылезать гранды. На малой сцене может происходить все, что угодно, включая Лорен Хилл.
И есть второй момент - если делать фестиваль двухдневным, то следует предусмотреть ночную программу (например, то же кино на закрытых площадках), но тут мы упираемся в необходимость какого-то подобия кемпинга, а на это ни одна префектура не пойдет никогда: в 10, крайний срок - 11 все должно завершиться, свернуться и окуклиться. Тупик.
Ник Завриев: Насчет репертуара - по мне так это главная проблема почти всех мировых фестивалей. Они за каким-то хреном пытаются собрать максимум звезд, а изначально фестиваль - это "много средних и мелких в одной куче", где как раз количество "обязательного к просмотру" не такое большое и народ ходит туда-сюда и праздно глядит на хороших и не слишком известных артистов, делая перерывы на смузи, фризби и прочие модные иностранные слова.
А тут еще накладывается повторяемость и предсказуемость. При всей любви к PSB - какой они, простите, раз в Москве? Такими темпами до Nazareth дело дойдет. По мне так играть на крупном фестивале должны те, кто в Москве не выступал вообще, либо выступал "поколение назад" - т.е. Бьорк в этом смысле подходила.
С русскими группами сложнее - все же каждый фестиваль обрастает своими артистами, множество которых обновляется не так быстро. То есть от "Наркотиков" на афише не деться никуда примерно так же, как от Silence Kit на "Аванте", Анхеля Молины на "Сонаре", Энди Дженкинсона на "Блоке" или Яна Андерсена на "Флоу". Так что очевидное решение - иностранцы, играющие почти за еду (типа тех же Zombie Zombie, Azure Blue и прочих клиентов клуба "Завтра").

Дмитрий Куркин: Оправдывает ли себя расширенная немузыкальная часть? Скажем, если большинство людей все равно танцует под Мику, в то время как в лектории Елена Панфилова пытается что-то втолковать про борьбу с коррупцией немногих заблудшим душам, - нужен ли вообще лекторий?
Павел Сурков: Да, вполне. Просто потому, что хипстерам в большинстве своем нужна не только музыка, но, в том числе, и "себя показать, и других посмотреть". Так что лекторий, пусть он и минималистичен - нужен. Только его имеет смысл, наверное, относить чуть больше на дневное время, когда хедлайнеры еще не играют. Это как раз к тому, что я говорил до этого: пусть лучше с утра играет экспериментариум и проводятся лекции и т.п., а вечером все спокойно отвисают на главной сцене под монстров.
Ник Завриев: Если честно, я никогда не понимал её необходимости и выступал за отделение мух от котлет. То есть, когда пикник был бесплатным "городским праздником", это еще имело смысл, а сейчас - платить 1500 и идти в лекторий? Мне кажется, его сегодняшняя ниша - занять родителей, которые боятся отпускать своих отпрысков одних, а музыка их совсем не прёт. И меня больше всего поражает народ, который при наличии музыкальных сцен и кучи разной еды ломится "выигрывать шапочки от спонсора", вот это сюр конечно.

Дмитрий Куркин: Чего вы ждете от Пикника "Афиши" 2013?
Ник Завриев: По правде сказать, не думаю, что что-то существенно изменится, Пикник - мероприятие более или менее сложившееся. Думаю что по-прежнему будет один день, но возможно музыкальная программа все-таки будет разнообразней. Чем чёрт не шутит, вдруг привезут кого-нибудь типа School of Seven Bells.
Павел Сурков: Жду, что привезут кого-то актуального и долгожданного. Я буду чертовски рад услышать The Strokes. Или, вдруг, например, вот так, совершенно неожиданно - Coldplay. И все-таки, желательно видеть на Пикнике не героев вчерашних дней, а именно актуальных музыкантов. В нынешнем году из трех хедлайнеров актуален более-менее был только Мика, к сожалению.

26.07.2012, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: