Hugh LAURIE  Я получил эту роль

На московском концерте Хью Лори сдал экзамен по истории блюза.

Есть классический прием, на котором построен целый пласт комедий, не говоря уже о популярных телешоу типа "Звездные коровы на льду": успешный, состоявшийся человек вступает на территорию, где весь его предыдущий опыт оказывается бесполезным, а реноме скорее служит помехой. Британский актер Хью Лори (Hugh Laurie) выходил на сцену Magic Center (наспех выстроенного в павильоне парка Сокольники подобия концертного зала, волшебства в котором, по правда говоря, не больше, чем тепла на станции Теплый стан в начале февраля) в том же статусе звездного неофита, и потому явно смущался. "Когда я буду ошибаться, помните, что со мной играют лучшие музыканты на планете", - уведомляет Лори перед началом концерта. "Да ты играй, играй", - как бы отвечает публика (в зале второй день подряд нет свободных мест), но ироничное самобичевание продолжается весь вечер. "Должен сознаться: я не умею играть на гитаре. И не знаю, для чего нужна эта штука, но она работает - я по телевизору видел", - в амплуа стэндап-комика и конферансье прожженный английский театрал чувствует себя куда комфортнее, чем за инструментом.

Кое-какие опасения концерт Лори и правда внушал. Блюз - жанр, в котором сфальшивить легче легкого, и за примерами, к сожалению, ходить далеко не надо: выберите наугад какой-нибудь московский кабак и почти наверняка нарветесь на лабухов, которым не дает покоя слава Блайнд Вилли Джонсона. К тому же формат "Вечер в компании хорошего человека" чересчур сомнительный, а тут еще человек приезжает с альбомом, который по какому-то дурацкому совпадению называется так же, как тошнотворное ток-шоу на первом канале.

Но к чести Хью Лори нужно сказать, что он не пытается взять вес, который ему не по силам. Он достаточно опытен, чтобы не пренебрегать банальной житейской мудростью: совершенствуй то, в чем талантлив, вместо того, чтобы тратить время на шлифовку собственных недостатков. Ты можешь записаться с Доктором Джоном (Dr. John), но сев за фортепиано, не станешь Доктором Джоном сам; ты можешь спеть Ледбелли (Leadbelly), но не споешь ее так, как Ледбелли, хоть застрелись (это не в адрес Курта Кобейна, если что); тебе не подделать техасский акцент, если ты полжизни провел в Оксфорде. И все это Лори отлично понимает. Зато он не прячется за спины аккомпанирующей группы (заслуживающей, конечно, гораздо больше, чем примечание в скобках), превосходно ведет шоу, готов предложить довольно разнообразный репертуар и на каждую из 20 песен сета выдать внушительную википедийную справку. Кстати, справки, хоть и становятся от номера к номеру все короче ("Я слишком много говорю, вместо того, чтобы играть"), - важный элемент представления, насколько развлекательного, настолько же и образовательного. Оказавшись в роли скромного ученика, сдающего экзамен по истории блюза, Лори вгрызается в предмет с твердым намерением расковырять каждую песню, которую исполняет, докопаться до ее сердцевины и контекста, который ее породил. Что существенно, особенно учитывая факт, что большинству присутствующих в зале из всего сетлиста хорошо знакома разве что "Unchain My Heart" в версии Джо Кокера. В конце концов, если уж играешь "Блюз Бадди Болдена", объяснить "Who the fuck is Buddy Bolden" - жест хорошего тона.

(Фрагмент французского концерта Лори - в Москве было примерно так же)

Записать "Let Them Talk" Лори, по его словам, решил, когда взглянул на календарь и понял, что ему уже 50 и если он вообще собирается реализовывать свои музыкальные амбиции, то пора бы начинать. И, возможно, главное послание, отправленное тем, кто пришел посмотреть на "поющего Вустера", было простым: "Если я могу, можете и вы".

27.06.2012, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

Hugh LAURIE - свежие публикации: