Жизнь в большом – и включенном во всевозможные культурные контексты – городе расслабляет и портит. По каким-то неочевидным причинам я ни на секунду не сомневался в том, что моя любимая группа – Radiohead – в мой город – Монреаль – приедет и по ходу очередного своего турне. Убедившись, что так оно и есть (и урвав свои билеты в процессе занявшего пять с половиной минут солд-аута), я вновь решил, что одного концерта мне будет мало – и позаботился еще и о том, чтобы попасть на шоу в Торонто. А, побывав в итоге в монреальском Bell Centre – вотчине матчей НХЛ, ледовых шоу для самых маленьких и больших концертов с ужасным звуком, - нашел ряд причин, чтобы, вопреки обыкновению, не оказаться во время концерта Radiohead на седьмом небе от счастья.
Поймите меня правильно: живьем эти пятеро (теперь – шестеро; старт турне, формально приуроченного к выходу прошлогоднего “The King of Limbs”, был отсрочен с одной-единственной целью – дождаться освобождения Клайва Димера (Clive Deamer) от его основных обязанностей барабанщика Portishead) играют как боги. Выглядят их концерты – подсвеченные мириадами энергосберегающих ламп и дюжиной постоянно меняющих расположение экранов – лучше, чем более или менее все рок-концерты, за ходом которых мы с вами когда-либо наблюдали. Ни один из сетов Radiohead не повторяет предыдущий – и не в понимании U2, раз в три шоу меняющих один медляк №2 на другой, а со всеми остановками: в любой момент может прозвучать решительно что угодно.
И все-таки я, не упускавший возможностей увидеть Radiohead живьем на протяжении последних двенадцати лет, нашел, до чего докопаться. Звук в Bell Centre был, как водится, ниже всякой критики (на моей памяти что-то дельное из этого железобетонного ящика выжимали только ветераны – Питер Гэбриел (Peter Gabriel) и Стинг (Sting) – с симфоническими оркестрами). Аудитория – восторженной, но слишком шумной и бестолковой (тихие, интимные, полные нюансов песни вроде “Pyramid Song” или “How to Disappear Completely” красиво умирали под неадекватный аккомпанемент дождавшихся вечера пятницы зрителей). А сет-лист – чересчур богатым на образцовые в контексте дискографии Radiohead, но слегка раздражающие, если поставить их рядом, дикости: “Morning Mr. Magpie”, “The Gloaming”, “Feral”, “Idioteque” (прошу прощения, от этой песни без ума все, кроме меня) и “Myxomatosis”.
А еще Radiohead не сыграли ни одной новой песни (не считать же за таковые “The Daily Mail” и “Staircase” с недавнего DVD “From the Basement”). И ни одной старой песни, которую я не слышал живьем до этого (за вычетом все той же “Myxomatosis” – и отрывка из “True Love Waits”). И ничего неожиданного с “OK Computer”, которому всего через несколько часов исполнилось 15 лет (хотя вру – прозвучавшую в Bell Centre “Climbing Up the Walls” Radiohead исполняют не так уж часто). Полагаю, к этому моменту меня успели возненавидеть многие из читающих этот текст (например, те, у кого сгорают билеты на концерты в Берлине или Флоренции) – и, в общем, правильно сделали. Никакие объяснительные (окончание рабочей недели; невоспитанные соседи по трибунам; привычка слушать Radiohead или в формате опен-эйра, или в акустике на Мейда-Вейл) на оправдание не тянут.
Правда в том, что Radiohead отыграли еще один выдающийся концерт. Что играли они два с лишним часа и хотя бы однажды вспомнили каждую из своих великих пластинок (кроме наименее великой – дебютной “Pablo Honey”). Что даже их песни-“блипы”, смутные пятна неизвестно чего, будь то “Bloom” или “Kid A”, живьем звучат раз в сто интереснее, чем на пластинках. Что “Paranoid Android” – возможно, потому что она громче и агрессивнее других – не испортить никаким звуком и никакими соседями. Что на каждое – и то относительное – расстройство в смысле компиляции сет-листа приходились приятные сюрпризы калибра “Little by Little” или той же “How to Disappear Completely”. И что последними, под занавес второго биса, были сыграны “Street Spirit” и “Everything In Its Right Place” – и тут надо добавить, что за многие годы спорадического составления рейтингов моих любимых песен всех времен и народов самую верхнюю строчку занимали только эти две.
А еще я все время держал в уме субботу – последний день первого этапа очередного турне Radiohead. 16 июня, ровно через 15 лет после изменившего музыкальную карту мира релиза “OK Computer”, его авторы должны были выступить в Торонто – под открытым небом, для сорока тысяч зрителей, за две недели до продолжения банкета в Европе. И, уж конечно, в Даунсвью-парке они сыграли бы и “Lucky”, и “Meeting in the Aisle”, и “The National Anthem”, и “You and Whose Army?”, и “Supercollider”, и тем более “15 Step”. А если бы мне не понравился звук, или сосед, или недостаточный градус алкоголя в крови, всегда можно отойти на несколько метров, не теряя любимую группу из поля зрения и слуха.
Но, как выяснилось, каких-нибудь полчаса – и у многих были бы все шансы потерять любимую группу навсегда. Еще час или два – и концерт Radiohead в Торонто мог войти в энциклопедии как один из самых кровавых в истории. Сцена в Торонто рухнула в районе 16.00 по тамошнему времени, где-то за час до запуска зрителей – уничтожив уникальное световое шоу, убив члена гастрольной команды Скотта Джонсона (Scott Johnson) и травмировав еще троих, но позволив – ценой трагедии – избежать катастрофы сколь угодно большего масштаба. Обо всем этом – и, само собой, об отмене концерта – я узнал, по привычке заглянув в фейсбук перед выездом в Даунсвью-парк – и хотя мне в принципе несвойственно бежать в первые ряды, на кого бы оттуда ни открывался лучший вид, ни о чем не задуматься после такого сложно.
И, знаете, если эта грустная история чему-то учит, то не повышенным мерам безопасности при воздвижении концертных площадок (хотя, конечно, и этому тоже) – на то они и несчастные случаи, что иногда, к несчастью, случаются. А примерно тому же, что когда-то извлекла из названия горячо – и взаимно - любимой Томом Йорком (Thom Yorke) группы R.E.M. бабушка Майкла Стайпа (Michael Stipe), якобы сказавшая внуку перед смертью: “remember every moment”. Каждый миг любого концерта Radiohead – будь то подпорченная так себе звуком “Reckoner”, или перебитая чьей-то экстатической болтовней “Separator”, или “All I Need” (на месте ты которой ты ждал, не знаю, “Ful Stop”) – стоит того, чтобы его помнили и ценили. Не только из-за его гигантской – по умолчанию – номинальной стоимости, но и потому что он, как и что угодно еще, может для кого-то оказаться последним.
Вечером 16 июня в даунтауне Торонто отыграли бесплатный концерт The Flaming Lips – исполнив, в числе прочего, кавер-версию “Knives Out”. Мировое турне Radiohead возобновится 10 июля в Ниме и не задержится в Европе даже на неделю: уже в конце месяца группу будут ждать в Азии, а осенью – в Австралии и Новой Зеландии. Новые даты перенесенных европейских шоу будут объявлены 27 июня, замена концерта в Торонто не предполагается.
Radiohead, экспериментальная рок-группа из Оксфорда, образована в 1985 году.
Подробности из жизни:
Radiohead образовались в 1985 году в Оксфорде. Коллектив по традиции называют рок-группой, но в случае Radiohead этот ярлык является очень условным: британцы выработали свой собственный стиль, в котором можно вычленить элементы джаза, IDM, краутрока и самых разных ответвлений экспериментальной музыки.
Radiohead можно назвать образцом товарищества: состав группы, сформировавшийся еще под вывеской On A Friday (название было изменено в 1991 году по требованию выпускающего лейбла EMI; новое имя музыканты позаимствовали из песни Talking Heads "Radio Head"), не менялся никогда.
Колин Гринвуд (Colin Greenwood) – бас*, клавишные, перкуссия
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) – гитары*, клавишные, эффекты, аккордеон, банджо, виола, гармоника, глокеншпиль, лэптоп
Эд О'Брайен (Ed O'Brien) – гитары*, бэк-вокал, Родес-пиано
Фил Сэлвей (Phil Selway) – ударные*, перкуссия
Том Йорк (Thom Yorke) – вокал*, гитары, клавишные, сэмплы, бас, ударные
* - основной…
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)