Бобби Макферрин (Bobby McFerrin) и Чик Кория (Chick Corea) впервые выступят в России дуэтом! Не буду утомлять длинными предисловиями и биографическими данными артистов. Подробности и дискографии – в энциклопедиях. И пусть Россия – не самая передовая страна в отношении джаза, последствия влияния группы "Ласковый май" никто не отменял, но и здесь давно знают музыкантов, о которых идет речь. А посему минуя перечисление бесконечных премий, цитаты авторитетных мужей, и списки эпохальных альбомов для доказательства значимости наших героев, сразу переходим к сухому остатку. Маэстро Чик Кория (наряду еще с несколькими небожителями) – один из лучших джазовых пианистов и композиторов современности, а Бобби Макферрин – уникальный исполнитель, с легкостью необыкновенной перевернувший в сознании миллионов людей представление не только о вокале джазе, но и о самих возможностях человеческого голоса. А теперь выдохнем и просто вспомним некоторые точки соприкосновения Чика и Бобби во времени и пространстве.
Судьба неоднократно сводила музыкантов. В 90-ом году Бобби и Чик дали 6 совместных концертов. Фрагменты этих нескольких блестящих выступлений и составили первый альбом звездного дуэта "Play", вышедший в 1992-ом году. Феноменальная игра Чика, головокружительные вокальные прыжки Бобби от фальцета к басу, контраст постоянно меняющихся настроений, идеальное взаимопонимание и искрометный юмор обоих музыкантов привели публику в восторг. Любопытно, что к образу весельчака Бобби (хочешь-не хочешь оптимистичная мантра "Don't Worry, Be Happy" - хит до сих пор), устраивающего на своих шоу провокации со зрителями, все уже как-то привыкли, а вот включившийся на нескольких номерах в музыкальную клоунаду Чик Кориа многих удивил.
В 1996-ом Чик и Бобби с Камерным оркестром города Сент-Пол (Saint Paul Chamber Orchestra) записали вызвавший горячие споры альбом "The Mozart Sessions", на котором довольно вольно обошлись с 2 концертами (23-им и 20-ым) для фортепиано с оркестром австрийского композитора-классика. Мнения ценителей разделились. Одни восхищались тем, что для тандема Кориа-Макферин нет стилистических границ, и он открыл в знакомой музыке новые горизонты, другие - пуристы, признавая мастерство виртуозов, все же подвергли их критике. Они консервативно пеняли исполнителям на то, что, якобы, уместней было бы оставить наследие Моцарта в покое и импровизировать, используя более предназначенный для подобных намерений собственный материал.
Что и произошло в 2002-ом году. На альбоме Макферрина "Beyond Words" джаз, фьюжн, world music, филигранные вокализы Бобби, и клавишные эскапады Чика слились (строго в соответствии с названием диска) в единое гармоничное целое без слов и вне слов.
Год спустя Бобби наряду с джазменами экстра-класса - Гэри Бертоном (Gary Burton), Майклом Брекером (Michael Brecker), Джоном Патитуччи (John Patitucci), Теренсом Бланшаром (Terence Blanchard) и другими - принял участие в масштабном праздновании 60-летнего юбилея Чика в прославленном нью-йоркском клубе Blue Note. Три композиции именинника и Макферрина открыли, посвященный знаменательному событию солидный двойник Чика "Rendezvous in New York. Но отложим летописи...
Чтобы ни исполняли музыканты, главное, - распространяющиеся вокруг дуэта творческие вибрации и магнетизм, спонтанность реакций, ощущение жизни, непрерывного диалога, интенсивного обмена идеями.
"Чик - потрясающий импровизатор! Даже если мы с ним играли какую-то тему раньше, в следующий раз она будет звучать совершенно иначе. Никогда не знаешь заранее, что мы еще откроем в этой композиции. Ежесекундный поиск: – Эй, посмотри, что я нашел! - И тут же в ответ.– Да? А я нашел вот это!" – описывает процесс созидания Макферрин.
Добавим, что благодаря вершинам звукоиммитации сам себе оркестр Макферрин участвует в "поисках" не только в роли вокалиста, но и, заменяя на выбор любого недостающего музыканта: барабанщика, контрабасиста или трубача.
Публике же остается, переживая сильное эмоциональное облучение ослепительным талантом дуэта, следить за полетами фантазии по клавишам и октавам в волнующее и выходящее за рамки обыденности...
Это и называют искусством.
14 июня, БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург
15 июня, Концертный зал им. П.И.Чайковского, Москва
1948 – Родился Алан Парсонс, английский звукоинженер и создатель Alan Parsons Project. Он работал с Pink Floyd, The Beatles, Полом Маккартни и многими другими »»
1967 – Образована группа Jethro Tull. Ее создателями стали флейтист Йен Андерсон и басист Гленн Корник. Группа названа в честь Джетро Талла - агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков »»