Об истории и о прогрессе шведской группы Bob Hund стоит рассказать как о примере для музыкантов. "Звуки" их однажды не вполне верно оценили – надо исправить ошибку.
"Звуки" совершенно случайно попали на выступление Bob Hund на фестивале RuisRock в Турку в 2011 году. В своё время одна их песня прозвучала в передаче АК Троицкого "FM Dostoevskiy". Песня была приятной, но не более того; не производили особого впечатления и те композиции, которые удалось найти с помощью хрупких средств поиска mp3 конца 1990-х. Обычный рок, не более.
Но вот в 2011 году качество игры музыкантов приятно удивило, но этого показалось недостаточным. "Бывают, знаете, такие группы, которые вроде бы очень мощны, а вокалист не дотягивает – либо как сонграйтер, либо голос у него не совсем такой, как нужно, либо он просто другой. А выгнать его на хрен жалко, потому что он - друг. Или потому, что он пишет песни, а другие не могут. Или потому, что привыкли. И у таких групп обычно два пути развития – либо за годы вокалист подтягивает себя до нужного уровня, либо они так и не могут выйти на звёздную орбиту, довольствуясь локальным статусом", - написали мы тогда.
Впрочем, плюсов оказалось больше: "Несмотря на это явное несоответствие, это был один из лучших концертов фестиваля. Bob Hund выложились на полную, сыграли множество всего интересного, ухитрились сделать даже кавер к одной из самой переигрываемой песен в истории рока "Final Solution" (авторства Pere Ubu) на шведском языке и завершали концерт под овацию. Да, они никогда уже не будут великими, но ни один фестиваль эти ребята не испортят, да и в России в каком-нибудь клубе могли бы сыграть".
Но время шло, и спустя пару месяцев автор этих строк предпринял ревизию их дискографии. И натолкнулся на действительно странную вещь. Действительно: с 1991 по 2003 годы это была весьма средняя группа. У них были хорошие песни, было 1-2 очень хороших; но в целом они выделялись разве что «дизайнерским подходом»: оригинальными названиями, клипами, обложками.
С 2003 по 2009 годы группа ничего не выпускала, а вот альбом «Folkmusik för folk som inte kan bete sig som folk» («Народная музыка для народа, который не умеет вести себя как народ») заметно отличался от предыдущих записей. Он был какой-то более собранный, серьёзный и при этом очень качественный. Недостатки в нём были: в первую очередь, группе не хватало барабанщика (на этом диске ударные записаны электроникой); а во вторую, показалось, что многовато идеологических заимствований – где-то у Talking Heads, где-то у King Crimson, где-то у Pere Ubu. Качественных, ненавязчивых, но опытному уху заметных.
Впрочем, за 6 лет молчания можно было придумать что-то свежее. Это не удивительно. Удивительным, скорее, было то, что спустя чуть больше года альбом "Det overexponerade gomstallet" (я не в состоянии это перевести - что-то вроде «Слишком засвеченное убежище») оказался еще лучше. Заимствований стало заметно меньше, песни - еще интереснее, а композиция "Stumfilm" уже вполне достойна любых хит-парадов «по гамбургскому счёту».
Нет, ребята не превратились разом в Radiohead или Sigur Ros. Их флагманы-соотечественники из Kent по сравнению с ними были царями изысканности и повелителями аранжировок. Но Bob Hund монотонно гнули свою линию - несколько однообразную; но в итоге эта ставка сыграла, и они догнули, а не дрогнули. Мир прогнулся под них - если вспомнить совсем другую историю.
Я задумался и понял, что я могу припомнить мало аналогов, когда группа спустя почти 20 лет после основания примерно с теми же людьми (добавился только новый ударник) начинает играть на порядок лучше. В России это вообще крайне редкая штука – ну, может, группу НОМ стоит вспомнить, и то с оговорками.
Почему так? Интервью у группы мне взять пока не довелось, но, предположу, дело вряд ли в технике игры. Наверное, дело прежде всего в мозгах – если люди не сдаются, не надоедают друг другу и стремятся прогрессировать в любом возрасте – то тогда возросшая техника и наработанный опыт могут обеспечить заметный качественный скачок. Вот только очень редкие коллективы могут дойти до этого уровня – кого-то губит лень, кого-то – образ жизни, кого-то – здоровье...
Впрочем, два подряд хороших диска могут быть совпадением или случайным пиком, поэтому я с некоторой опаской начинал слушать вышедший месяц назад - спустя всего лишь 11 месяцев после предыдущего - альбом "Later som miljarder" («Похоже на миллиард», если я правильно понимаю шведский. С этими чуваками ни в чём нельзя быть уверенным).
Во-первых, альбом получился существенно более «цветным», живым, чем предыдущие два, по духу казавшиеся стальными или серыми. Во-вторых, группе Bob Hund – фантастика – удался шлягер, причём очень удачный: собственно, заглавная песня Later som miljarder.
Cлушатели это оценили, и в шведском хит-параде и альбом, и песня забрались на верхние позиции.
В-третьих, на альбоме практически нет ни одной проходной песни; а в-четвёртых, последняя композиция, "Maskerade" - это лучшее, что я у них слышал и, может, лучшее, что я вообще слышал года за два. Понятно, что это очень персонально, что это вкусовщина, но вряд ли есть смысл отрицать, насколько мастерски и оригинально сделана эта композиция.
Среди футбольных болельщиков пользуются заслуженным уважением трудовые, не очень богатые, без звёзд в составе, команды, которые год за годом ухитряются уделывать зажравшихся гигантов и занимать достойные места. Думаю, феномен Bob Hund примерно из этой же серии: группа, которая не сдалась и смогла выйти на новый уровень, подходит к лету 2012 года, спустя 21 год после основания, в качестве одного из флагманов европейского интеллектуального рока. Не пропустите турне, что ли?
1913 – В газете города Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз» »»
1946 – Родился Дэвид Гилмор, сооснователь и гитарист Pink Floyd, Командор ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности. Входит в список список величайших гитаристов мира »»
Wes MONTGOMERY (1925)
Flora PURIM (1942)
Mary WILSON (1944)
David GILMOUR (1946)
Kiki DEE (1947)
Юрий МОРОЗОВ (1948)
Skip EWING (1964)
Chris BRODERICK (1970)