В этом году американским новаторам от пост-панка Xiu Xiu исполняется десять лет, хотя по ощущениям Джейми Стюарт (Jamie Stewart) и его команда в деле очень давно – отчасти, так может показаться из-за резкого роста численности армии «странных, психованных и инфантильных», ведомых Xiu Xiu.
Стюарт был первым, кто упаковал смесь подростковой истерики и авангардного звука в болезненную арт-хаусную оболочку, напоминающую все работы Хармони Корина (Harmony Korine) разом. Новый альбом группы "Always" показывает, что хватки Стюарт не потерял: это все столь же трогательные и все столь же дерганные песни о насилии, любви, перверсиях и неизбывной душевной боли. Перед российскими слушателями, традиционно благосклонно расположенным к рефлексии с налетом мазохизма, Xiu Xiu успели отыграть на самой заре новой волны независимого промоутерства – их выступление закрывало самый первый фестиваль Avant (проведенный совместно со Звуками.RU) в 2004 году, но уже тогда, двухгодовалый проект не был похож на «абсолютных новичков». Стюарт с тех пор не только успел поработать с дюжиной инди-артистов в диапазоне от пост-рокеров Larsen до мрачного серф-призрака Dirty Beaches, но и окончательно закрепил свой образ эксцентрика нового времени. Особо этому поспособствовали многочисленные немузыкальные проекты, будь-то изготовление шоколада для фанатов в домашних условиях или сомнительные благотворительные акции с продажей на аукционе собственных выделений. Звуки.RU позвонили Стюарту, чтобы поговорить о съемках в кино, депрессии, детстве и пользе самоограничений.
Звуки.RU: Вы много раз играли в России, но каково это выступать перед залом, где далеко не каждый понимает то, о чем вы поете? Насколько это важно для вас — вступать в контакт с аудиторией именно на уровне слов? У вас же весьма необычные тексты, составляющие львиную долю уникальности группы.
Джейми Стюарт: Одна из лучших вещей в музыке — это то, что каждый может интерпретировать ее по-своему. Честно говоря, мне не важно, чтобы кто-то видел в моей музыке то же самое, что я в ней вижу. Я очень ценю этот момент индивидуальности восприятия, отличия того, что люди слышат от того, что я пою – ведь, в конечном итоге, я не могу претендовать на истину. Да что там говорить, я сам, например, очень люблю португальских и японских артистов — и понятия не имею, о чем они поют, но это не ставит меня в невыгодное положение. Незнание языка предоставляет даже большую свободу: если же есть интерес к текстам, то всегда можно попросить кого-то перевести. Я бы хотел порой забыть то, о чем я пою (смеется).
Звуки.RU: На вашем последнем альбоме "Always", вы поете в основном об историях других людей, а не о своем опыте. Как это понимать, вам больше нечего сказать про себя?
Джейми Стюарт: Я думаю, что все песни на альбоме в той или иной степени автобиографичны. Если я пою об историях других людей, то значит, я принимаю их очень близко к сердцу — это уже почти что мои истории, понимаете? К тому же на "Always" есть и песни от первого лица. Но в мире происходит множество интересных вещей, в том числе и прекрасно иллюстрирующих нашу жизнь. Почему я должен их игнорировать?
Гид по творчеству Xiu Xiu, составленный самим же Стюартом. Песни с названиями "Ian Curtis Wish List" и "Jennifer Lopez" включены.
Звуки.RU: У вас очень много проектов, связанных с фанатами – вы собираете снимки с их татуировками с логотипом Xiu Xiu, просто фотографии, много общаетесь в интернете, но что вы этими преследуете? Вам просто нравится общаться с поклонниками?
Джейми Стюарт: Тут какое дело – если кому-то нравится Xiu Xiu и он пишет мне, то ему, должно быть, интересен и я как человек. Он же, как я уже говорил, со своим особенным восприятием моих песен, еще больше интересует меня. Так что, при наличии этого взаимного интереса мы запросто можем с ним подружиться и тогда это уже будут не отношения кумир-поклонник, а нормальные… ну, нормальные товарищеские связи, понимаете? Я не хочу быть каким-то идолом для людей, я всегда этого боялся – хорошо, что интернет позволяет где нужно максимально сокращать дистанцию между людьми, а где-то, напротив, и увеличивать ее, если это требуется. Я благодарен тем людям, что пишут мне, они очень меня вдохновляют.
Звуки.RU: Ваша подруга Лиз Харрис (Liz Harris), она же Grouper, недавно сказала мне, что устала гастролировать просто потому что ей приходится играть одни и те же вещи каждый вечер, так как люди ждут от нее знакомых песен, а она не может их уже исполнять, подозревая себя в неискренности. А вы как с этим справляетесь?
Джейми Стюарт: Ох, неприятные новости насчет Лиз, мне стоит с ней связаться. Мы тоже прекращаем со временем играть какие-то отдельные песни, но по другим причинам. Просто изменилась ситуация вокруг нас или же в нас что-то поменялось. Если были выдернуты какие-то эмоциональные струны, на которых держалось исполнение этой песни, то уже неправильно ее будет играть сейчас – но это не значит, что через год всё будет точно также. Словом, здесь многое зависит от настроения. А так… знаете, в этом и есть смысл существования группы – играть свои песни перед людьми. Играть их много и делать это часто. Вот и всё. Да, порой это утомительно, иногда это круто, бывает так, что совсем сгораешь от стыда. Я никогда не уверен в том, что у нас всё получится этим вечером – но Лиз права том, что надо оставаться честным перед собой в любом случае и стремиться донести до людей какие-то важные вещи.
Звуки.RU: Кстати, а как вы выбираете инструменты, которые вы повезете с собой в тур? Помнится на одном из прошлых концертов в Москве у вас был целый арсенал с собой…
Джейми Стюарт: В этот раз мы берем с собой самый минимальный набор, но мы много экспериментировали с ним – поэтому поверьте, звучать всё надо будет как надо. Да, может наши концерты от этого несколько теряют в выразительности, ну, еще в ее театральном понимании, в некоем шоу. Но мне уже не кажется, что обилие инструментов – это так уж и хорошо, ведь куда больше вероятность, что всё пойдет наперекосяк. Узкий набор инструментов позволяет нам держать себя и зал в тонусе – поверьте, осознанные ограничения приводят только к росту изобретательности.
Звуки.RU: А вы не думали попробовать себя в качестве актера?
Джейми Стюарт: Я должен сыграть в двух фильмах в этом году: "Disorientated" и "Red Carnations" Брайана Скита (Brian Skeet). Особенно мне нравится "Disorientated" – это такой итальянский фильм-нуар в современной обстановке, очень нервный фильм, с обилием скрытых смыслов. Да, я ведь еще и музыку пишу к обеим картинам. Пока к съемкам мы не приступили, но я читал сценарии – отличные, то, что я люблю в кино! Скажу честно, он Брайан постоянно меняет свое решение о том, какую роль мне поручить, но они все замечательные, так что я жду начала съемок.
Звуки.RU: А какую роль вы бы сами хотели сыграть?
Джейми Стюарт: Я думаю, мне больше всего подошла бы роль котика.
Звуки.RU: Кого?
Джейми Стюарт: Ну котика, домашнего такого.
Звуки.RU: А-а, понятно. А что вас вообще в кино привлекает?
Джейми Стюарт: Дайте подумать. Не думаю, что мои вкусы вас не удивят – Дэвид Линч (David Lynch), Джим Джармуш (Jim Jarmusch), Джонни То (Johnnie To), Хармони Корин – такие режиссеры. Я люблю множество японских режиссеров из 60-х годов. Я не могу сказать, что хорошо разбираюсь в кино. Я не могу объяснять связь между тем, кто был оператором у такого-то режиссера в такие-то годы и значением этих фильмов для мирового искусства – хотя как правило я смотрю по пять фильмов в неделю. Это смешно, наверное, звучит, но я смотрю много арт-хауса (смеется). Да, довольно банальное признание!
Превыше всего, как и в музыке, я ценю качество: если что-то сделано со старанием и видно, что люди вложили много себя, стремясь показать максимум того, на что они способны, то это фильм для меня, не важно даже о чем он, он может быть вообще про животных! Никаких других формальных признаков для меня нет. Я конечно, могу прозвучать как жуткий пошляк, но мне действительно кажется важным воспринимать всё как с чистого листа.
Звуки.RU: У вас тут книга стихов-хайку вышла, а вы когда-нибудь думали о выступлении в большем жанре, например, написать роман или повесть?
Джейми Стюарт: Я не думаю, что у меня бы получилось – всё, что я делаю, прекрасно умещается в малые формы, посмотрите на слова к нашим песням! Очень часто получается так, что для того, чтобы донести мысль или эмоции, нужно обойтись минимальным количеством слов – если ты начинаешь их разворачивать, то острота и ясность исчезают. Я хотел бы попробовать что-то в этом духе, но боюсь, я просто неспособен.
Звуки.RU: Если судить по вашим образам, то вы играете музыку для тех, кому не хочется взрослеть. Это так?
Джейми Стюарт: Вы имеете в виду все эти милые снимки, где я барахтаюсь в игрушках? Не думаю, что у них есть что-то общее с нежеланием взрослеть, честное слово. Я не могу, правда, объяснить почему меня они так притягивают – назовем это чудаковатым нездоровым влечением, хорошо? Я не считаю, что жизнь взрослых людей чем-то хуже, чем жизнь детей – если посмотреть правде в глаза, то быть ребенком довольно скучно, но многие просто забывают об этом с годами. У тебя почти нечем заняться, ты не можешь управлять своей жизнью, ты не понимаешь большинство того, что происходит – честно говоря, детство не так уж и хорошо!
Кавер на песню Erasure, записанный Xiu Xiu ко Дню Музыкального Магазина, вполне характерная для Стюарта "фига из кармана".
Звуки.RU: Хорошо, но также по вашим песням можно решить, что вы получаете удовольствие от ощущения себя униженным и оскорбленным, иначе зачем бы вы педалировали эту тему вот уже десять лет? Иными словами, сколько можно упиваться этими тягостными ощущениями?
Джейми Стюарт: Депрессия – это отстойно! (смеется) Мне правда не нравится так жить свою жизнь, да и вряд ли я получаю удовольствие от этого. Я пою об этом не потому, что мне нравится всё это, а потому что я, так уж получилось, живу так. Я думаю, что любому человеку на Земле знакомы эти тяжелые чувства тоски и разочарования – но я просто больше подвержен им, чем остальные мои знакомые. Я думаю, что говорить об этом все равно лучше, чем делать вид, что проблема не существует. Поймите, мы в этом смысле боремся с обществом. Не принято говорить о своих чувствах другим людям, принято всё скрывать и утаивать, а если хочешь откровенности – то иди к психологу и плати ему деньги за то, чтобы он тебя слушал. Мы же хотим, чтобы люди были более откровенными, не боялись говорить о своих больных местах, о том, что их беспокоит.
Звуки.RU: И было ли сложно открывать так себя другим людям?
Джейми Стюарт: У меня было несколько групп до Xiu Xiu и так удачно сложилось, что Xiu Xiu я основал уже будучи сравнительно готовым к такому уровню искренности. Не могу сказать, что я уже был полностью открыт на тот момент, но я понимал, что необходимо двигаться в этом направлении. К тому же, знаете, за 10 лет в Xiu Xiu немало изменился сам характер моих переживаний. Проблема в том, что хоть я и научился делиться собой с другими людьми, чувствую я себя намного неувереннее, чем раньше. Да, моя реакция на приступы депрессии и панические атаки стала более спокойной, но и глубокой – раньше я крушил всё вокруг себя, причинял себе вред, но сейчас это всё перешло на более глубокий уровень. Я не могу сказать, здоровее это или нет. Но раньше в этих взрывах я разряжал себя, а сейчас такого нет.
Звуки.RU: А как же музыка?
Джейми Стюарт: Да, тут вы правы. Музыка – это единственное лекарство.
Avant 2012: Xiu Xiu, Wire и Tim Hecker
Москва, ДК им. Зуева
6 апреля 18.00
Джеми Стюарт (Jamie Stewart) - вокал, пианино, гитара, программинг Лорен Эндрюс (Lauren Andrews) - мандолина, гитара, синтезатор, перкуссия Ивонн Чен (Yvonne Chen) - бас, колокола, синтезаторы...
Подробности из жизни:
Джеми Стюарт (Jamie Stewart) - вокал, пианино, гитара, программинг
Лорен Эндрюс (Lauren Andrews) - мандолина, гитара, синтезатор, перкуссия
Ивонн Чен (Yvonne Chen) - бас, колокола, синтезаторы
Кори МакКаллох (Cory McCulloch) - синтезатор, бас
Вы не найдете ни одного человека, который бы, услышав дебютный альбом группы
Xiu Xiu "Knife Play" остался бы равнодушен. Реакция на музыку этого
экспериментального пост-панковского квартета из Сан-Хосе может быть негативной
или позитивной, но всегда страстной. Основанная в 2000 году группа обязана
своим названием (которое произносится как "shoe shoe" или "show show" )
картине Джан Чен "Xiu Xiu: The Sent Down Girl" (1998), которую члены группы
считают "самым депрессивным фильмом". Их первый альбом вокалист Джеми Стюарт
(Jamie Stewart) сопроводил текстом следующего содержания: "Когда
умерла моя мама, я слушал Генри Коуэлла (Henry Cowell), Joy
Division, детройтское техно, The Smiths, Takemitsu, Sabbath, Gamelan,
Black…
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)