До того как немецкие электронщики Modeselektor выступили со своим шоу в московском клубе Arma17 и облили всех шампанским, корреспонденту Звуков удалось побеседовать с ними за кулисами сцены.
Звуки: Как бы вы описали собственную музыку? Какой стиль? Это вопрос, вероятно, который вам задавали миллион раз.
Modeselektor: Ты абсолютно права. Но это один из тех вопросов, на которые мы не можем ответить. Какую музыку мы играем — техно это или хип-хоп? Я на самом деле сам не знаю. Некоторые говорят: «Ок, это Modeselektor». Это, пожалуй, и будет наилучшим ответом на этот вопрос.
Звуки: В одном из интервью вы описали свою музыку как хэппи-металл, хард-рэп, кантри-эмбиент и русский кранк (прим. crunk). Что означает русский кранк?
Modeselektor Это просто выражение. Я думаю, этого жанра нет. Или он существует? На нас повлияло много всего, мы слушали самую разную музыку — из прошлого, из 40-х, 50-х, 60-х, 80-х - 90-х, и современную, конечно. Многие музыканты говорят: «На меня повлиял джангл или даб». Мы подумали: «А давай скажем, на нас повлиял русский кранк».
Звуки: Как вы решили начать делать музыку?
Modeselektor: Все началось еще в детстве и юности. Мы начали слушать музыку в поздние 80-е, еще до того как пала берлинская стена. Хип-хоп, эйсид-хаус — это то, что на нас повлияло больше всего. Затем стена пала, мы начали покупать пластинки и музыкальное оборудование. Хаус, эйсид-хаус, техно, техно, дабстеп — эти жанры больше всего повлияли на нас. Эту музыку мы слушали, когда были молоды. Хип-хоп, хаус и техно в одно и то же время.
Звуки: Кто, кстати, ваш любимый хип-хоп-музыкант?
Modeselektor: Public Enemy, Баста Раймс (Busta Rhymes), мы до сих пор являемся поклонниками Мисси Эллиот (Missy Elliott). Вообще, мы слушаем все. Британский, американский хип-хоп. Нам даже нравилась одна русская хип-хоп-группа из 80-х или 90-х, но я забыл ее название. Они приезжали как-то выступать к нам.
Звуки: А вам больше нравится хип-хоп с западного или восточного побережья?
Modeselektor: На самом деле, без разницы, и с западного, и с восточного, и с середины материка. Музыка просто должна быть хорошей.
Звуки: Вы выступали как диджеи в начале вашей карьеры?
Modeselektor: Да, мы начинали как диджеи. Тогда мы делали вечеринки в Берлине и в окрестностях города каждую неделю. А затем мы начали работать в студии — делать музыку. Иногда мы диджеим, но в настоящий момент, мы в турне c Modeselektor-шоу. Это и видео, и свет, за всем стоит большая команда. Два человека на сцене — один для видео, другой отвечает за свет. Куча людей! Кстати, на прошлой неделе мы выступали с шоу и играли диджей-сет в небольшом голландском городке. Но, конечно, нам больше нравится выступать вживую, это совсем по-другому — больше энергетики.
Звуки: Где вы берете идеи для вашей музыки?
Modeselektor: Большинство идей приходит во время путешествий. Иногда идея начинается с телефона, мы записываем голос на айфон, делаем своего рода набросок бита или баса (участник дуэта Cебастьян Шари начинает битбоксить), а затем прослушиваем это все в студии. Иногда идеи приходят утром, ночью, все так по-разному, нет абсолютно никаких правил.
Звуки: Как много времени вы уделяете музыке, пишете треки и т.д.?
Modeselektor: Кучу времени, не целый день, конечно. Но когда мы в машине, мы слушаем музыку, и дома тоже, делаем ее. Это занимает где-то 50% нашего времени, иногда больше, иногда меньше. Иногда ты не можешь делать музыку неделями. Так было в прошлом году, до того как мы записали наш последний альбом "Monkeytown". Это своего рода блокировка. Было просто невозможно делать музыку. А потом в один день — раз и все.
Звуки: Что вы делаете, когда не занимаетесь музыкой?
Modeselektor: Проводим время со своими семьями. У нас есть дети. Гуляем с ними, навещаем родителей — всякие такие семейные вещи.
Звуки: Хобби?
Modeselektor: Хмм, ну, например, у меня есть сад. Но он далеко от Берлина — около 150 км от города. Сейчас зима и там тихо, но уже через месяц... Хотя, на самом деле, это не хобби. Все в большей или меньшей степени связано с музыкой, если ты понимаешь, о чем я. И когда у тебя есть дети, приходится много всего делать — всякие забавные штуки. Играть с ними в саду, например.
Звуки: Какие ваши любимые места в Берлине?
Modeselektor: Дело в том, что мы не так часто находимся там. Когда я в Берлине, я так счастлив, что я дома. Просто веду обычный образ жизни, хожу по магазинам, ужинаю с близкими, провожу время с семьей. Я не хожу в клубы, так как я и так выступаю там каждые выходные. С Гернотом (Gernot Bronsert, второй участник Modeselektor) та же самая ситуация, наши дети играют вместе. Так что мы с ним в этом похожи.
Звуки: Были ли у вас герои в детстве?
Modeselektor: Герои, в основном, приходят из кино. Я рос в той части, что относилась к Восточной Германии, затем стена пала... Я не могу, к сожалению, назвать ни одного из детства. Но позже мы встретили множество героев — это музыканты. Они — наши герои в настоящий момент. Radiohead, например. Том Йорк (Thom Yorke) и его группа — они для нас герои.
Звуки: Насчет Тома Йорка, вам понравилось работать с ним?
Modeselektor: Это было замечательно. Это было так легко. Когда он начал говорить, о нас, как о его любимой группе, он упомянул это в интервью в 2003 году, наши телефоны стали разрываться от звонков: «Вы слышали, что Том Йорк говорил о вас?» Несколькими годами позже, в 2006 или в 2007, мы встретили его на одном фестивале и затем сыграли вместе несколько раз. Мы выступали вместе с Radiohead в Японии, в Испании, в Польше и в Германии. В конце концов мы подружились и сделали ремикс (на "Skip Divided" с сольного альбома Йорка "The Eraser" - прим. Звуков), и трек. Для последнего нашего альбома мы записали 2 трека вместе. Том Йорк пришел к нам в студию, и мы совершенно не ожидали этого. «Можешь ли ты представить, что Том Йорк придет к тебе в студию?» И однажды он пришел. Он сказал: «Привет. Вы сидите рядом? Микрофон включен?» И я сказал: «Стоп-стоп. Ты должен сделать это опять». Все было так обычно. Мы пили пиво, ели пиццу. Это было круто. Он — отличный парень.
Звуки: В одном из интервью Том Йорк сказал, что Modeselektor — причина, по которой он начал диджеить и стал слушать танцевальную музыку...
Modeselektor: О, я слышал это. Я не могу в это поверить или представить, но, кажется, это правда. Мы постоянно обмениваемся музыкой: мы посылаем ему то, что нравится нам, а он — его любимые треки.
Звуки: А что насчет Moderat?
Modeselektor: В настоящий момент у нас тур Modeselektor, но мы, конечно, вернемся в студию. Мы планируем новый альбом с Сашей, но пока нет точной даты. Мы запишем альбом, но на данный момент, пока ничего еще нет.
Звуки: Я слышала, что сотрудничество с Аппаратом (Apparat, он же Sascha Ring) далось вам нелегко?
Modeselektor О, это был кошмар. Но это был полезный опыт, в любом случае. Modeselektor — это два человека, работающих вместе с 1998, и когда пришел Саша — нас стало трое. Это было как непрекращающаяся битва. Три разных человека, трое мужчин — в схватке.
Звуки: Но с Томом Йорком все было иначе?
Modeselektor: Да. Я думаю, все зависит от того, как ты начинаешь делать музыку. Треки с Томом мы записывали вместе. В случае с Moderat, Гернот и я, мы больше не были Modeselektor. Мы были Moderat — Гернот, Шари и Саша. Не было прежней связи между нами, мы были Moderat.
Звуки: Какой город или страна вам больше всего понравились?
Modeselektor: Таких мест очень много. Было бы нечестно сказать, что Москва — лучший город в мире. Мы мало выступали в России до этого, но Москва нам нравится, конечно. У нас есть любимые места в Шотландии. Например, Глазго — отличный город. Америка, Сан-Франциско, Нью-Йорк. Мексика — удивительная страна. Япония, Токио, Осака, Нагоя. Все места совершенно разные, и это вполне естественно, по-другому было бы скучно.
Звуки: И как эти места по сравнению с Берлином?
Modeselektor: Берлин — большой город. Но он, конечно, не такой огромный как Нью-Йорк, и не такой дорогой как Лондон, например. Многое из того, что повлияло на нас, пришло к нам из Великобритании, Лондона и Манчестера, Нью-Йорка, Сан-Франциско. Берлин как старая бабушка со странной историей. После падения стены город как будто взорвался. Многие люди приехали, чтобы делать бизнес и привнесли что-то из своей культуры, плюс началось клубное движение. Берлин — чарующий город, тихий, расслабленный. По сравнению с Лондоном, например. Лондон — спешка. Москва — пробки.
Звуки: Как обстоят дела с музыкой в Берлине?
Modeselektor: В Берлине несколько музыкальных сцен: хип-хоп, огромная техно-сцена, которую некоторые еще называют минималом или тек-хаусом. Многие люди приехали сюда из Великобритании, Америки или откуда-либо еще. Они живут и работают здесь, так как Берлин по-прежнему дешевый город. Тут куча артистов, и все они привносят что-то свое. Есть живые группы — инди-сцена. Здесь все перемешано. В настоящий момент в Берлине меньше клубов, чем 10 лет назад. Некоторые места умирают. Хотя, конечно, у нас много клубов. Одни появляются, другие закрываются. Все в движении. Когда я в турне и отсутствую в городе, и через месяц я приезжаю и иду ночью гулять, я вижу места, которых никогда прежде не видел. Это удивительно.
Звуки: Вы знаете что-нибудь о современной российской музыке?
Modeselektor: В России есть культура лейбла, есть релизы, но куча всего происходит в интернете. Многие присылают нам ссылки на свою музыку. В России есть хорошие артисты, многие делают музыку. Но все это еще слишком не развито. Какое расстояние от западной до восточной границы? Россия — очень большая страна. Мы бы хотели, чтобы люди, которые прочитают это интервью, не стеснялись присылать нам свою музыку! Мы открыты для всего нового.
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)