7 февраля в Культурном центре "ДОМ" выступят фри-джазовые музыканты Уильям Паркер (William Parker, контрабас) и Хамид Дрейк (Hamid Drake, ударные). Это выступление удачно продолжает ряд фри-джазовых концертов, прошедших на этой площадке в разные годы.
Саксофонисты Петер Брёцманн (Peter Brötzmann), Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), Джо МакФи (Joe McPhee) и Матс Густафссон (Mats Gustafsson), пианист Мэтью Шипп (Matthew Shipp) ‒ все они в разное время и в разных составах выступали в "ДОМе" и каждый из них имеет отношение к Паркеру и/или Дрейку. Например, у Шиппа и Паркера есть общий альбом "Zo" (1994), где они, помимо всего прочего, интерпретировали "Summertime" Джорджа Гершвина (George Gershwin). И сделали это, надо сказать, удачно. Мрачное торжество шипповских клавиш соседствует тут с выскрёбывающими звуками паркеровского контрабаса. "Summertime" с самым ледяным звучанием. А у МакФи и Дрейка есть общая работа "Emancipation Proclamation: A Real Statement Of Freedom" (2000). Словом, все упомянутые музыканты играют друг с другом в разных странах, записывают совместные альбомы, а затем поочерёдно выступают на сцене "ДОМа". В итоге у нас на глазах фактически разворачивается живая энциклопедия современного фри-джаза. Каждый новый концерт ‒ звено общей цепи.
Паркер и Дрейк выступают вместе не только как дуэт. Иногда этот состав расширяется до трёх и более человек. Но именно дуэт позволяет лучше расслышать игру как Паркера, так и Дрейка. Услышать голую ритм-секцию, самый нерв музыки, без всяких украшательств. Например, на записи "The Last Dances" (2007) с Паркером и Дрейком играет шведский саксофонист Андерс Гахнольд (Anders Gahnold), который временами вырывается на первый план и отодвигает коллег. Но Паркер и Дрейк ‒ это тот случай, когда "меньше" не значит "хуже". Эти музыканты прекрасно справляются и вдвоём, что доказывает альбом "Summer Snow: Volume 2" (2007). Музыка этого диска похожа на шаманские обращения (если интерпретировать название альбома, то шаманские обращения к небу, вызов летнего снега). Это музыка ритма, транса и танца. Временами здесь можно услышать сякухати ‒ японскую бамбуковую флейту, на которой играет Паркер. А в композиции "Edge Of Everything" звучание меняется и становится похоже на медленное пение заржавевшей карусели. Даже поодиночке эти музыканты не теряют в силе. Например, на своём сольнике "At Somewhere There" (2010) Паркер играет в полном одиночестве, но звучит всё это так, будто ему помогает тысяча чертей. Мастер длинных треков обрушивает на слушателя 48-минутную композицию "Cathedral Wisdom Light", полную искорёженных копошащихся мелодий. Кажется, будто Паркер играет на контрабасе ножовкой, а временами - буквально причёсывает струны. Получается эдакое раскуроченное ворчание - деликатес для любителя экстремального звука. Дрейк в одиночку тоже не лыком шит.
William Parker & Hamid Drake
Москва, КЦ "ДОМ"
7 февраля, 20.00
Дата рождения:
10 января 1952
1943 – Альберт Хофманн открыл психотропные свойства ЛСД. Открытие послужило толчком к появлению целой плеяды психоделический рок-групп, таких как Pink Floyd, The Doors, The Who »»
1972 – Группа Electric Light Orchestra дала свой первый концерт в английском городе Киппи. При выпуске дебютной пластинки группы Джеффа Линна произошел курьез: секретарша руководителя фирмы United Artists не смогла узнать названия готовящейся пластинки и оставила боссу записку - No answer. В итоге в США… »»
Ed TOWNSEND (1929)
Herbie MANN (1930)
Perry Botkin, JR. (1933)
Dusty SPRINGFIELD (1939)
Lonesome Dave PEVERETT (1943)
Gerry RAFFERTY (1947)
Colin LINDEN (1960)
Эсбьёрн СВЕНССОН (1964)
Selena (1971)