Встречи с музыкантами в московском салоне Burmester стали давней и верной традицией Звуков. Всегда интересно послушать совсем новые пластинки вместе с теми, кто их записал и узнать, что же нового услышали сами музыканты после прослушивания собственных вещей на hi-end аппаратуре.
В этот раз мы встречаемся с легендарным саксофонистом Игорем Бутманом, который принес на прослушивание новый диск своего оркестра "Sheherazade’s tales", сюиту Н.А.Римского-Корсакова, аранжированную для джаз-оркестра известным композитором Николаем Левиновским. Что немаловажно - это "живой" альбом, записанный на концерте, поэтому прослушивание обещает быть весьма и весьма интересным: добиться высокого качества от живой записи куда сложнее, чем от студийной. Придя на прслушивание, Игорь выкладывает перед нами еще несколько своих пластинок - и мы понимаем, что одной "Шахарезадой" дело сегодня не ограничится...
Игорь: Я очень долго возился с этим альбомом, признаюсь честно. Сперва наш замечательный звукорежиссер Владимир Овчинников записал его на концерте, а затем альбом отправился на сведение и мастеринг к Джеймсу Фарберу (James Farber) в Нью-Йорк. Но первый вариант мне не понравился: где-то "выпирал" саксофон, где-то недостаточно звучал оркестр - я решил все переделать. Стали где-то что-то добавлять, где-то что-то дорабатывать. В итоге мы альбом пересводили фактически три раза, прежде чем я остался доволен результатом.
Начинаем прослушивание с "малой" системы - переходного звена от hi-fi к hi-end аппаратуре. В нее входят CD-плеер Plinius 101, интегральный усилитель Plinius Hautonga и колонки System Audio Explorer. И результат, как и говорил Игорь, впечатляет: в первой же вещи - "Очи Черные" - Оркестр вступает ровно и мощно, отлично звучат ударные, звук очень плотный,- но стандартная система, конечно, не позволяет насладиться звучанием в полной мере. Немного "дрожат" верха и несколько искусственно звучат барабаны. Мы решаем перейти к более "продвинутой" системе.
В нее входит целиком продукция фирмы Burmester: плеер Burmester 052, интегральный усилитель Burmester 051, сетевой кондиционер Burmester 038 и, конечно же, колонки Burmester B25. Чтобы проверить звучание системы, мы включаем саму лиричную композицию диска - оригинальную аранжировку романса "Ямщик, не гони лошадей". Звук становится гораздо "теплее", чем на предыдущей системе, но главное - здесь четко слышится "раскладка" солирующей партии и поддерживающих флейт, о которых говорил Игорь. Флейты плетут основной узор композиции, в то время как солирующие инструменты отвечают за мелодию. При этом баланс инструментов выведен очень точно и отображается с удивительной (и привычной для всей техники Burmester) мягкостью.
Игорь: Действительно, не зря столько работали над этой записью! На этой системе выигрышнее звучат духовые, лучше звучит флейта и в целом звук похож на "слоеный пирог": он раскладывается по частотам.
Но хочется приступить к основному блюду - собственно аранжированной Николем Левиновским сюите Н.А.Римского-Корсакова. Слушать ее мы будем уже на одной из топовых линеек Burmester. В этот комплект входят CD-плеер Burmester 061, предусилитель Burmester 011, два усилителя мощности Burmester 911 и колонки Burmester 961 mk3. И вот на этих мощностях пластинка звучит уже гораздо мощнее и атмосфернее. Возникает вокал Кэти Дженкинс, который звучит словно еще один инструмент, не выбиваясь из общего хора оркестра. Плотное звучание усиливается чистым звуком трубы Шона Джонса (Sean Jones), и именно сейчас мы и получаем настоящее удовольствие от того, что слышим.
Игорь: Это была моя идея - ввести в "Шехеразаду" вокал. При этом, слышите, - он звучит в общем миксе, не поднимаясь над ним? Открою секрет: эти партии мы дописали в студии: вроде бы, вокал незаметен, но он есть и создает очень правильную картину звука, создает настроение.
Звуки.Ru: А не кажется ли Вам, что обрабатывать классику - несколько избитый прием? И вообще - джазменов частенько обвиняют в ретроградстве и снобизме: мол, только авангардисты уходят вперед, а классический джаз - закоснел...
Игорь: Это все потому, что музыкальную литературу не учили! Я сам, когда помоложе был, тоже думал - а зачем она вообще нужна?! Это сейчас-то я понимаю, как это важно - понимать манеру композитора, знать, какой была музыка в то или иное время... Зато сейчас все так и рвутся в импровизаторы и авангардисты. А музыкант - это не только исполнитель. Это и тот, кто понимает и знает музыку! Вот, посмотрите, как играет Джонс! Этому парню двадцать шесть лет, а вы слышите, как он чувствует мелодию, но при этом - вставляет в нее собственное прочтение?! Он живет этой музыкой и понимает ее. Вот чего мне порой не хватает в наших музыкантах, к сожалению.
Завершаем мы наше путешествие по линейкам топовых hi-end систем на уже давно знакомой нашим читателям системе Burmester. В нее входят CD-плеер Burmester 089, два усилителя Burmester Power Amp 911 MK3, колонки Burmester Loudspeaker B100, предварительный усилитель Burmester 808 MK5 и сетевой кондиционер Burmester 948. А вот тут все прелести оркестра начинают звучать наиболее ясно: мы слышим буквально каждый оттенок звука - и флейты, и ту самую партию голоса, которая звучит как отдельный инструмент, дополняя общую картину. Кажется, что присутствуешь на концерте - будто сами музыканты материализовались в помещении во время прослушивании, даже слышно, кто из них где стоит. Но вот насколько точным это звучание считает сам Игорь?
Звуки.Ru: Вот Вы говорите о том, что аранжировщик, как правило, слышит в голове "идеальный оркестр". А это вообще возможно - собрать идеальный оркестр?
Игорь: Смотря где.
Звуки.Ru: Допустим, у нас в стране.
Игорь: У нас в стране можно такой оркестр выдрессировать. Отрепетировать. Сыграть людей между собой. Это возможно - в процессе репетиций реально достичь почти идеального звука. А вот за рубежом - совсем другая история. Посмотрите, например, на концерты серии All Stars...
Звуки.Ru: Но это же в значительной степени шоу...
Игорь: Это, конечно, шоу. Но это шоу делают музыканты, которые никогда не играли вместе, а тут пришли, встали на сцену - и моментально "включились" в произведение. И при этом слушатель не теряет мелодию, никто из музыкантов не лезет сразу в импровизацию, нет! Он подчеркивает мелодическую линию, он понимает, что такое "квадрат", в конце концов! (смеется) Я, кстати, за это и в своем оркестре борюсь постоянно: молодые музыканты часто отходят от текста мелодии. Может быть, это амбиции, не знаю, но я часто говорю ребятам: "Да не бойся ты, не ломай мелодию, доиграй спокойно квадрат, а потом уже импровизируй". Вот, давайте послушаем, как с нами играл Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) на альбоме "Moscow @ 3 A.M.". Это - пластинка 2009 года и она мне очень дорога.
Мы ставим пластинку - и уже с первой композиции "Russian Passion" становятся понятны эмоции Игоря Бутмана. Труба Марсалиса звучит очень аккуратно, мягко вступая во второй половине композиции - и здесь мне слышны все достоинства линейки Burmester: идеальный баланс частот и ясность подчеркивания артикуляции музыкальных фраз. Каждая нота аранжировки слыгшится отчетливо, нет никаких "переборов" ни по частотам, ни по тембрам. Но Игорь не намерен останавливаться на достигнутом - и предлагает прослушать еще одну запись.
Игорь: А давайте еще поставим пластинку "The Eternal Triangle" - она записана в 2003 году, и тоже сыграна биг-бэндом. Но отличие ее - в мастеринге. Пластинку "Moscow @ 3 A.M." мастерили на студии Avatar, а вот этот диск - на моей любимой Sterling Sound. И я думаю, что мы услышим отличия. Попробуем?
Конечно, попробуем! Начинает звучать композиция "French Connection" - и разница в звучании становится очевидной. Эта пластинка звучит гораздо острее и звонче, и дело не в повышенных средних и верхних частотах, а в некоем внутреннем настроении. Музыка "The Eternal Triangle" чуть более динамична, можно даже сказать - она не медитативна, а весела и задорна. И здесь система Burmester тоже показывает себя с самой лучшей стороны: она не просто подчеркивает звучание, но и на басах звучит очень важная "подушка", за счет которой и верхние частоты не выпирают, и создается ощущение объема, столь важное для комфортного прослушивания.
Но хочется послушать еще и более камерные записи - тем более, что Игорь недавно издал альбом "Blues For 4" с музыкой Андрея Кондакова. Им-то мы и решили завершить сеанс прослушивания.
Игорь: Это - довольно старая запись. Мы сделали ее еще в 1996 году. Записывались в Нью-Йорке, на Tiki Studio - это, конечно, не Avatar и уж тем более не Sterling Sound. Она гораздо меньше и скромнее - но на тот момент она нас устраивала, и по техническому оснащению, и по финансовым условиям прежде всего. И, если совсем честно, мы тогда толком и других-то студий не знали, выбирали из того, что подходило по условиям и цене.
Звуки.Ru: А почему столь давнюю запись Вы решили издать только сейчас?
Игорь: Условия выпуска не устраивали. Отдавать кому-либо авторские права - какой в этом смысл? А лейбла тогда еще не было. Зато сейчас заработал Butman Music, и мы можем выпускать все так, как мы хотим, не волноваться по поводу дистрибуции, не волноваться по поводу скорости работы. То есть мы отвечаем за продукт от и до - поэтому я и радею за качество.
Звуки.Ru: А не было у Вас соблазна ремастировать старую запись?
Игорь: Открою секрет - мы ее и ремастировали. Немного. Чуть-чуть, самую капельку (смеется). Потому что капитально все переделывать не имело смысла. Во-первых, мы давно делали эту запись, все уже толком подзабыли, что и как тогда звучало. Так что ремастер здесь некоторым образом приблизительный, скажем так - мы причесали звук.
Надо сказать, что звучит при этом "причесанный звук" как нельзя более живо. Разве что барабаны звучат как-то тихо и даже немного осторожно - система Burmester не сглаживает, но и не выпячивает звука. Интересуюсь, с чем же связана такая осторожность барабанщика?
Игорь: Это тоже довольно забавная история. Дело в том, что Ленни Уайт (Lenny White), который играл на этой пластинке, не взял на запись собственные барабаны. Решили, что можно записать на тех, что стояли в студии, а они Ленни не очень подошли и по качеству, и по удобству игры. Поэтому он и играет здесь немного... гхм... неожиданно (улыбается)! Собственно, именно поэтому мне и нравится эта запись - она живая и в ней чувствуется настроение всех, кто ее записывал.
Звуки.Ru: И все-таки, вот сейчас, когда мы слышим практически каждый вздох музыкантов - скажите честно, Вы слышите какие-то огрехи записи, которые Вам бы хотелось исправить?
Игорь: Нет. И меня это очень радует. Я слышал огрехи, когда продюсировал эту запись - и мы на стадии сведения и мастеринга эти огрехи исправляли. И теперь я понимаю - у нас получилось. Я доволен тем, как звучит пластинка. Надеюсь, что и слушатель тоже будет доволен. А что касается систем - то вы заметили, что мы, переходя от одной к другой, все увеличиваем звук от прослушивания к прослушиванию? А в итоге - мне, как музыканту, комфортно слушать и при возрастании громкости. Уши не устают и слух не режет! (смеется) А это говорит лишь об одном - перед нами высококачественные системы, которые полностью раскрывают музыку. Я получил огромное удовольствие!
В заключение напоминаем нашим читателям, что они сами могут насладиться звучанием всех описанных нами продуктов - для этого нужно записаться на прослушивание в московским салоне Burmester. Приходите, слушайте и наслаждайтесь великолепным звуком!
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)