Очередной московский концерт главной певицы страны (насколько к концертам Земфиры применимо слово "очередной"), происходивший вчера в клубе Arena, изначально планировался итоговым в туре "12". Эти концерты могли быть частью тура в поддержку долгожданного нового альбома, выход которого изначально был обещан прошедшей весной. После тот был перенесен на осень, а сейчас никто не рискнет сказать дату более конкретную, чем просто следующий год.
Также, в отличие от всех концертов, следовавших после тура "Спасибо", "12" не был обусловлен какими-либо поводами (и оттого выглядел появившимся неожиданно). Прошлогодний тур на небольших площадках был напоминанием о себе после долгого перерыва, а также игрался в поддержку переизданий первых трех дисков. Летние концерты на трех совершенно разных фестивалях ("Максидром", "Премия Муз ТВ", "Пикник Афиши") - обкатка концертной программы перед грядущим туром в поддержку альбома, ну и тоже, отчасти, напоминание о себе, но в иных масштабах. А эти выступления просто крутятся вокруг числа "12" - столько лет прошло с выхода первого альбома и столько будет сыграно концертов (правда, некоторые пункты тура были нетривиальными - выступлений в Европе и оторванном от остальной территории России Калининграде у певицы действительно не было давно). С таким же успехом в любом из грядущих или предыдущих годов певица могла задействовать и другие цифры. В общем, конкретного повода не было - захотелось певице увидеть публику, а та и рада.
Билеты на концерты снова пользовались огромным спросом - вашему покорному, как и годом ранее с концертом в "Крокусе", как-то несказанно повезло вовремя увидеть клич в социальных сетях и, не раздумывая, сделать броню на пока имеющиеся в продаже билеты. Раскупленные за 1.5 часа три тысячи контрамарок навели организаторов на мысль провести второй гиг, тем самым убив двух зайцев - и удовлетворив спрос, и насолив перекупщикам (например, на сегодняшнее выступление днем можно было купить билеты уже за номинальную стоимость, без наценки).
К чести организаторов, билетов было продано не настолько много, чтобы в клубе было не протолкнуться от самых входных дверей (хотя опасения, что так и случится, у меня присутствовали - пункты личного досмотра охраной с металлодетекторами были вынесены на улицу). Можно было даже протолкнуться ближе к сцене. Ну, или хотя бы вперед звукорежиссерского пульта, за которым стояли Павло Шевчук, лидер проекта "Зурбаган", саундпродюсер последних работ "Мумий Тролля" и коллега Ильи Лагутенко по проекту "Горностай", ну и следившая за светом и видеотрансляцией на экраны Рената Литвинова. Ровно в заявленные 21.00 на основном сценическом экране появляется постер тура, с мигающей датой московского концерта, а фоном звучит "Go Slowly" Radiohead. Не все, видимо, признали нетленку Тома Йорка сотоварищи, и заревели, будто сейчас уже начнётся концерт. Тем временем, разогрев с айпода длился ещё полчаса. Я, было дело, подумал, что и на разогрев поставят 12 песен, но нет.
И вот, традиционно открывающая концерты тура "Без шансов". Основной сетлист выступления, к слову, строго не менялся все 12 концертов, варьировались по размеру лишь бисы (как и в прошлом году, от концерта к концерту вбирая в себя все большее число песен). Если прошлый тур был органично выстроен с перелопаченными минималистичными аранжировками хитов певицы, то основу нынешнему задало выступление на "Пикнике" - там к певице вернулась ритм-секция тура "Спасибо" Маринкин-Беляев, а также окончательно влился в состав сильный гитарист Сергей Ткаченко (поигравший помимо прочего с "Би-2", Марой и другими), а всё выступление было эклектичной выборкой из все того же прошлого тура, с песнями которого соседствовали новые вещи - и старые в аутентичных аранжировках.
В Арене было всё то же самое, но дополненное и окончательно осмысленное. Выстроенная программа обрела вектор в сторону рока, на третьей же "Ощущения" гитара срывается с середины в шквал звука, а певица бегает по сцене, явно требуя от зала "рубилова". На следовавшей дальше "НебоМореОблака", зазвучавшей так близко к оригиналу, как того не случалось со времен тура "Вендетта", Земфира залезает на стул перед своим неизменными клавишами Nord Electro 2, и поднимает руки вверх, чем приводит пришедших в экстаз (жаль, не получилось эту картину запечатлеть). Певица сегодня вообще в лучшем настроении, чем на годичной давности концерте в "Крокусе" - охотно общается с публикой, благодарит, делится впечатлениями о случившемся в днем ранее митинге, поздравляет наших биатлонистов с успехами на Кубке Мира.
В не теряющей своей магии в любой из аранжировок "Главное" гитарист ударяет в куплетах в барабан прямо как Джонни Гринвуд на старте "There There". Из интродукции с представлением музыкантов внезапно возникает "Zero", и после пары строчек также неожиданно заканчивается. В абсолютно альбомной версии звучит "Мачо". Из периода "Спасибо" в сет-листе помимо переиначенной (и сыгранной на Пикнике) "Я полюбила вас" появляются резкие "Господа" (тоже не без рока, песня громко переходит нон-стопом в "Кто?"), "Возьми меня" (играли в туре "Спасибо" по большим праздникам, а, тем временем, одна из лучших вещей пластинки) и "Во мне". Во время последней композиции (которая и была последней в основном сет-листе) на экране странная видеоинсталляция Литвиновой, от неё же во время "Австралии" - красивая нарезка из эфира Discovery, а на "Блюзе" - собственно, певица, едущая куда-то на винтажном мотороллере. Остальное задействованное на бэкграунде видео можно увидеть на dvd "Крокус/Стрелка".
Группа долго не выходит на бис, около 10-15 минут. Видеоролик с песочными часами, якобы отмеряющими время до начала бонусной части концерта, прокрутился от начала до конца несколько раз. Впрочем, про это с лихвой забывается с первыми аккордами "Снега" - певица снова бегает от одного края сцены к другому, зрители тянут руки вверх. 12 лет назад в Горбушке Земфира собственноручно потрошила подушку, здесь же на последнем припеве специальные машины вбрасывают в зал фонтаны перьев пополам с конфетти. Эффектно и красиво, ничего не скажешь.
Для ликующего зала пришло время дежурной хитовой программы - близко к оригиналу звучит "ПММЛ" (впрочем, этой песне "досталось" в творческой истории певицы чуть ли не меньше всего), и уже традиционно непохожая на таковой "Хочешь?" и "Не стреляйте" как финальный аккорд первого биса. Концерт в "Олимпийском" вашего покорного ничему не научил - как и там я пропустил последний бис, так и здесь (последовавшие два). Несмотря на пропущенные шедевры ("Не пошлое", "Ромашки", "Искала", "Ариведерчи", и даже "Песенка волка и зайца на карнавале" пополам с монголшуудановской "Москвой"), всё из сыгранного мне слышать уже доводилось. Так что смысл жалеть был только о минималистичном, но традиционно любовно сыгранном кавере на бриллиант авторства Виктора Цоя под названием "Дождь для нас".
Резюмируя, концерт не обозначил покорение новых высот, как то было с "Зеленым Театром" и историческим гигом в "Олимпийском", и не был рискованным экспериментом вроде тура в поддержку переизданий. Мощный, канонический рок-состав (ударные, бас, гитара, вокал/клавиши) играл сильные, вечные песни. Певица была в хорошей форме. Подтвердила уровень профессионализма. Провела очередную встречу с поклонниками. "Потренировалась" перед истерией в связи с выходом нового альбома. Не лучший, на моей памяти, концерт певицы, но ввиду вышеописанных обстоятельств, требовать от него большего смысла не вижу.
Bill EVANS (1929)
Johnny HEARTSMAN (1937)
Barry MANN (1939)
Red LANE (1939)
Brian BENNETT (1940)
Carole KING (1942)
Johnny HARRIS (1947)
Bill EVANS (1958)