Ennio MORRICONE  Кадры решают все

На московском концерте Эннио Морриконе показал ретроспективу саундтреков, которые он сам считает наиболее важными и знаковыми.

Нынешний визит Эннио Морриконе (Ennio Morricone) - это не просто рядовая поездка с программой "музыка из кино, которую все знают". Хотя, конечно же, не знать музыку Морриконе невозможно: в активе маэстро - саундтреки к пятистам с лишним фильмов. Так что выбор богат: можно компоновать программу по собственному усмотрению, стыкуя на первый взгляд совершенно несовместимые вещи.

Для нынешних российских гастролей 82-летний маэстро выбрал неоднозначный способ компоновки сет-листа (если этот термин вообще применим для концерта Морриконе). В Москве публике предлагался набор произведений из фильмов, которые сам маэстро считает знаковыми, а вот в Санкт-Петербурге публику ждет тематическая программа, скомпонованная из фрагментов саундтреков: "Жизнь и легенда" (сюда попадают и "Неприкасаемые", и "Легенда о пианисте", и "Однажды в Америке"), "Разбросанные листы", "Миф современности в фильмах Серджио Леоне" и "Социальное кино". Москве же предстояло увидеть и услышать не только Морриконе-кинокомпозитора, но и Морриконе-авангардиста, играющего на поле современной и даже авангардной музыки.

На российских концертах Морриконе помогают два российских оркестра: симфонический оркестр радио "Орфей" (в Москве) и симфонический оркестр Государственного Эрмитажа (в Петербурге). Добавим сюда вокальную поддержку в лице итальянской сопрано Сюзанны Ригаччи и Московского Синодального Хора (пусть вас не смущает название, этот коллектив прекрасно чувствует себя не только на поле духовной музыки) - в статусности мероприятия сомнений нет никаких.

Морриконе, бодрый и подтянутый, выходит к дирижерскому пульту, взмахивает палочкой - и начинает с "Chi Mai", пожалуй, самой известной своей темы. На ней, к сожалению, отстраивается звук - вместе с оркестром играет и живая группа, и звукорежиссер не сразу находит баланс между струнными, роялем Джильды Бутты и барабанами Массимо Д'Агостино, но к финалу звук все-таки выправляется. А дальше начинается милое музыкальное хулиганство, которое, пожалуй, ввело в ступор добрую половину зала - тех, кто ждал от Морриконе the best of, а в программку концерта заглянуть не удосужился. Никаких "Однажды в Америке" или "Неприкасаемых": Морриконе, памятуя давнее сотрудничество с нашими кинематографистами, выдает музыку из "Красной палатки", а затем - одно из своих давних и безумно проникновенных сочинений, музыку к "Novecento" Бертолуччи. Вот так и звучит настоящая ностальгия - подобное начало концерта просто бальзам на душу возрастного российского зрителя: именно так и ловили фильмы Бертолуччи и Леоне на кинофестивалях и впитывали каждый кадр и каждую ноту, не зная, когда еще удастся посмотреть это кино. Да, вот так и жили в жуткую эпоху отсутствия видеомагнитофонов и - о ужас! - iPad'ов.

Но затем приходит время первого (и единственного в московском сет-листе) музыкального коллажа: "Миф современности в фильмах Серджио Леоне": главные темы из "Хорошего, плохого, злого", "Однажды на Диком Западе" и "За пригоршню динамита" с великолепной вокальной партией Ригаччи. Можно закрыть глаза - и прокрутить в голове любимые моменты из любимых фильмов: вот он, сухой ветер прерий, топот лошадиных копыт и тяжесть верного кольта в кобуре.

Но с исходом "тем Леоне" время всем известных хитов заканчивается окончательно и бесповоротно: Морриконе на несколько секунд удаляется за кулисы, возвращается с новой партитурой - и вместо чинного кинокомпозитора за пультом появляется хулиган-авангардист. Две пьесы "Varianti Su Un Segnale Di Polizia" и "Sicilio Ed Altri Fremmenti" - очень странные, завораживающие и, вместе с тем, откровенно смешные. Первая - вырастающие из трелей полицейских сирен темы из криминальных фильмов, а вторая - протяжные музыкальные пейзажи с нервными сбивками духовых и фрагментарно вступающим роялем Бутты.

И завершается концерт еще двумя киносюитами: помпезным "Nostromo" и тремя ключевыми темами из "Миссии", где как нельзя точно звучит хор: в "On Earth As It Is In Heaven" вплетаются отголоски церковных песнопений. Оркестр держит последнюю ноту, постепенно стихая, а затем дон Эннио одним жестом палочки поднимает всех музыкантов на финальный поклон. Сам же маэстро быстро собирает партитуры, деловито кланяется и уходит за кулисы, даже не забрав цветы у восторженных поклонников. И в этой его деловитости нет ни грамма суетливости: он и дирижирует так же, как живет - размеренно, но не отвлекаясь на внешние раздражители.

Потому, вероятно, и сохраняет живость фантазии и безмерную трудоспособность. Кстати, в 2012 году должны выйти аж четыре фильма с музыкой Морриконе. Так что - можем надеяться на новые музыкальные коллажи. На наш век хватит.

12.12.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Ennio MORRICONE - свежие публикации:

  • События - Секреты мэтра, 10.11.2020
    В честь дня Рождения Эннио Морриконе в сеть выложен документальный фильм о композиторе »»
  • События - Саундтрек жизни, 06.11.2020
    Посмертный альбом итальянского композитора, аранжировщика и дирижера Эннио Морриконе увидел свет. Скорее всего, это первый из цикла »»
  • Календарь - R.I.P., 06.07.2020
    "Я Эннио Морриконе, и я мертв". В Италии скончался величайший кинокомпозитор »»

Ennio MORRICONE

Дата рождения:

10 ноября 1928