Большой дебют Эмы Джолли (Ema Jolly, она же Emika) никак не назовешь ярким, как бы ни хотелось попользоваться этим словесным штампом. Нет, все звезды в случае начинающей встали правильно: легендарный лейбл Ninja Tune получил своего лучшего новичка за последние несколько лет, дабстеп-сообщество - по-настоящему свежую кровь, музыкальная пресса - пополнение в рядах интроверсивных сингеров-сонграйтеров. И тем не менее обозреватели вышедшего в октябре одноименного альбома ("Emika") советуют слушать пластинку в полной изоляции, при выключенном свете и, желательно, в состоянии какого-нибудь душевного расстройства. Совет понятен: на "Emika" дабстеп (классического, лондонско-бристольского образца середины 00-ых) и фортепианная классика сходятся вокруг горьких текстов об одиночестве, предательстве и двойном дне человеческой натуры.
Сама Эмика от образа депрессивного интроверта себе на уме легко открещивается, и в разговоре предстает открытым, приятным и интеллигентным собеседником. А беседуем мы о совращении слушателя, истинной миссии дабстепа и питательной атмосфере нынешнего Берлина, куда Эма переехала несколько лет назад.
Звуки: Ваш первый альбом не назовешь "скороспелкой". Первый сингл вышел еще в январе прошлого года, сам альбом только сейчас. Вы перфекционистка?
Эмика: Дайте подумать... Дело вот в чем: у меня нет группы, нет большой команды людей, которые бы мне помогали. К тому же я композитор, и не привыкла торопить музыку. Не составляет труда написать припев или басовую линию, взять какое-нибудь клише и сделать простенькую музычку. Но меня вдохновляет опыт великих композиторов, таких, как Рахманинов и Бетховен. И хотя музыка у меня электронная, с битами и прочими клубными штуками, я уделяю время композиции. И еще я учусь на ходу. Чем больше я играю с мелодиями, тем больше я узнаю о музыке, о возможностях, которые в ней открываются. Я люблю экспериментировать, а это отнимает массу времени.
У вас наверняка был такой опыт: вы слушаете какие-то песни, и они вам не нравятся, но проходит время и вы начинаете их любить. Или наоборот, "остываете" к тому, во что когда-то влюбились с первого прослушивания. Так вот, когда я писала первый альбом, я все время останавливалась и слушала то, что делала. А чем больше слушаешь, тем больше тебе хочется что-то переделать. И все это длится и длится... Я не прихожу в студию, чтобы за две недели слепить альбом. Я проживаю музыку. Часто я переживаю какой-нибудь опыт, очень сильный, захватывающий, и чтобы перенести его в музыку, требуется много времени. Потому что я хочу поделиться этим опытом с людьми.
Звуки: Ну а все-таки, что было самым трудным?
Эмика: Самое трудное - понять, что понравится людям. Я же только начинаю, у меня нет большой фан-базы. И когда у тебя нет аудитории, ее можно только представить, попытаться угадать ее реакцию. Теперь все изменилось, я успела поездить с концертами по многим странам, очень эмоционально пообщаться с людьми, которым нравится то, что делаю. Например, от Польши осталось сильное впечатление. Я написала песню для поляков. И от России жду того же! Кто-то сделал отличный постер для моего концерта в Москве (не будем замалчивать имя героя, дизайнера зовут Артем Григорьев - прим. Звуков), и это вдохновило меня на написание музыки - вот буквально вчера это было... Так что теперь угадывать настроения публики будет попроще.
Звуки: Но рецензии на альбом были очень доброжелательными.
Эмика: Да!
Звуки: Признайтесь, ожидали?
Эмика: Вообще не ожидала. Мне казалось, что людям альбом покажется слишком мрачным, слишком мутным, недостаточно попсовым...
Звуки: Но слишком серьезно они альбом не восприняли?
Эмика: Нет! И это удивительно. Люди сочли его мрачным, интригующим, загадочным, и им это понравилось.
Звуки: Ну с мрачностью и мистерией все понятно. Но я не раз встречал слово "обольстительный" в отзывах, и вот это было несколько неожиданно. Вы как, пытались совратить слушателя?
Эмика: Да! Конечно! (смеется) Я же женщина, мне нравится быть привлекательной, нравится обольщать людей. В мире полно агрессивной музыки, громкой, быстрой, совершенно безумной музыки о сексе, а по-настоящему сексуальной не так уж и много.
Звуки: Мне кажется, вы прекрасный пример DIY-музыканта нового поколения, такого "человека с лэптопом". Подавляющая часть альбома ведь на компьютере был написана?
Эмика: Да, у меня же нет большой аналоговой студии, поэтому пишу я обычно на лэптопе. У меня есть несколько микрофонов, много цифровых синтезаторов, на которых я все и делаю. А запись, продакшн, сведение - все это уже происходило в берлинской студии человека по имени Рашад. Изумительная студия, он уже лет 20 в ней работает.
Звуки: И вы, я помню, называли BBC Radiophonic Workshop в качестве источника вдохновения, а это люди, которые делали музыку даже не на инструментах, а на гармонических осцилляторах и тому подобных приборах.
Эмика: В Берлине мне повезло устроиться саунд-дизайнером в компании Native Instruments, гиганта программного обеспечения. Поэтому все их продукты, цифровые синтезаторы мне, как сотруднику, доставались за какие-то гроши, тридцать евро или около того. И пока я работала над альбомом, я училась с ними управляться. У меня не было заранее разработанного плана, я просто играла на синтезаторах. А поскольку на них очень просто программировать новые звуки, меня ждало море открытий. Но при этом мне нравится фортепиано - за то, что оно всегда звучит одинаково. Фортепиано не перепрограммируешь. И в то же время на нем можно много чего сыграть: бит, басовую линию... да что угодно, это целый ансамбль в одной коробке. И я бы сказала, что мои любимые партии на альбоме были сыграны на нем.
Звуки: К слову, о Берлине. Есть устойчивый миф о том, что это город со специфической, напряженной атмосферой, которая на многие альбомы, записанные в Берлине - Боуи (David Bowie), Кейва (Nick Cave), Depeche Mode, да хотя бы тех же Liars, если взять пример посвежее - просочилась и оказала влияние. Вместе с тем, многие мои друзья, ездившие в Берлин, говорят что это очень жизнерадостный город, где постоянно происходят самые разные вечеринки. Кому верить? Ваш альбом можно назвать "берлинским"?
Эмика: Да, конечно. В Берлине для меня все стало на свои места. В Бристоле я изучала музыкальные технологии, звуковое искусство и саунд-дизайн. А в Берлине любят всякие странные звуки, абстракт - это то, подо что местные могут, скажем, танцевать в клубах и отрываться. Представьте себе: электронный авангард как саундтрек к вечеринке. Вокруг абстракта там образовалась целая сцена, и я была поражена, когда открыла ее для себя. Так что альбом, конечно же, вдохновлен Берлином и Берлину посвящен. Во многих рецензиях пишут о Бристоле, дабстепе и бас-музыке, но для меня эта запись - берлинская, никаких сомнений.
Звуки: А что вас привлекло в дабстепе? От него уже прохода нет, кажется.
Эмика: Ну он уже не тот, что был раньше... Когда я жила в Бристоле, я познакомилась с Пинчем (Pinch), который делал вечеринки, и играл на них дабстеп - еще до того, как дабстеп стал дабстепом. Тогда, году в 2003-ем это действительно было чем-то свежим. Digital Mystikz, Лоуфа (Loefah), другие ребята из Лондона... Это все были новые записи, их никто еще никто не издавал и не крутил по радио. Настоящий андеграунд. И что мне действительно понравилось в этой музыке, так это ее медитативность. Все собирались в каком-нибудь убогом клубе, если не в гараже, и не было никакого рейва, никто не танцевал, не пытался общаться, не сходил с ума, никто даже наркотиками не закидывался. Эта история была вообще не про социализацию. Люди приходили слушать музыку, чувствовать ее. Такой вот духовный опыт. Со мной никогда не происходило ничего подобного: очень громкая, физически пробирающая до костей музыка может быть медитативной. Это та сила, которую я до сих пор ценю в бас-музыке.
Звуки: А вы сразу вышли на Ninja Tune? Или это они вышли на вас? Было ли какое-либо соревнование между лейблами за перспективного новичка? У Пинча есть Tectonic, в Берлине есть Ostgut Ton, и так далее.
Эмика: Да нет, это само собой получилось. На втором курсе университет отправил меня к ним на стажировку, изучать индустрию. Ninja Tune мне всегда нравились, еще с тех пор, когда мне было 13-14. Тинейджером, знаете, быть не всегда просто, и их музыка тогда спасала меня. Поэтому когда выпал шанс поработать в индустрии, я сказала "Хочу в Ninja Tune". Это была своего рода попытка отдать долг. Интернам на стажировке не платят, иногда приходилось и полы мыть, но я добилась своего, меня заметили. Они поняли, что для меня это серьезно. Несколько лет я делала ужасную музыку (смеется), но потом переехала в Берлин, занялась совершенно другими вещами, отправила им демо, и на следующий день они предложили мне контракт. И, конечно, я согласилась. На альбом у меня ушло почти три года, я несколько раз меняла свой стиль. Большинство лейблов давно бы выкинули меня на улицу, а Ninja терпели до последнего, направляли, подсказывали. Они поверили в меня, и это очень важно.
Звуки: Когда у артиста выходит первый альбом, и он отправляется на гастроли, нетрудно предсказать, что он будет играть на концертах - первый альбом. Но какие-то сюрпризы (каверы, бонусы) вы готовите?
Эмика: Нет! (смеется) Но в альбомных треках многое меняется, когда я играю их живьем. Я люблю импровизировать. Перед концертами в Америке я закончила одну крутую вещь, и она уже хорошо пошла, так что я ее тоже сыграю. Я думаю выпустить ее синглом. На самом деле, я стараюсь придумывать что-то особенное, в зависимости от того, где я выступаю. И к российским концертам я тоже кое-что приготовила.
Emika, Raoul Sinier, Dj [H], Dj Comrade, Dj Nima
Москва, клуб "16 тонн"
25 ноября 23:55
Emika на фестивале Электромеханика
Санкт-Петербург, Центр современного искусства им. Серегея Курёхина
26 ноября 20:00
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)