Наша предыдущая встреча с джазовым составом Cool & Jazzy состоялась шесть лет назад, и с того времени братья Смирновы, основатели коллектива, уже успели расстаться и пойти каждый своей дорогой. Группа продолжает работу, ее концерты и записи в жанре a cappella (то есть вокал без музыкального сопровождения) по-прежнему пользуются огромным успехом по всему миру. Но с недавних пор название Cool&Jazzy стало все чаще звучать в контексте "флэшмоб": группу часто можно увидеть на самых неожиданных мероприятиях, типа недавнего StartUp Point, где ребята в считанные секунды расшевелили аудиторию интернет-предпринимателей, на серьезной компьютерной выставке, где иностранные гости внезапно обнаружили себя поющими песни Майкла Джексона и тему из "Щелкунчика"... Чего теперь ожидать от Cool&Jazzy, зачем они вовлекают публику в свои эксперименты и возможно ли сделать из человека меломана за один концерт - рассказывает бессменный руководитель состава Юрий Смирнов.
Звуки.Ru: - Похоже, "просто концерты" надоели вашей группе, и вы начали использовать свои академические таланты для социализации слушателей. Чем будете развлекать народ на ближайшем концерте?
Юрий Смирнов: - В ходе ближайшего концерта мы решили исполнить музыкальный алфавит вне времени и пространства - споем свои композиции по всем буквам алфавита, от A до Z. C розыгрышем викторин-угадаек, с подсказками и призами. В качестве призов будет роздано количество дисков, равное количеству исполненных композиций.
Звуки.Ru: - Юра, для тебя в таких концертах важен развлекательный аспект, или прежде всего возможность пообщаться с публикой в неформальной обстановке?
Юрий: - Для меня как для артиста всегда важно общение с публикой, причём не столько неформально-поверхностное, сколько психологически-доверительное, исходя из достаточно глубокого содержимого самой музыки. Такое общение помогает быстро переключаться, настраиваться на короткие и всегда крайне контрастные музыкальные истории. Но, согласись, игнорировать развлекательную составляющую концертов - просто глупо и недальновидно. Мы все - достаточно весёлые и общительные люди, не упускающие возможности пошутить со сцены - жаль только, что наш юмор не всегда по плечу публике. Я в какой-то момент с радостью обнаружил новую возможность интеллектуально развлечься самим и развлечь публику. Это, знаешь ли, отлично настраивает на общую волну и хорошо оттеняет порой не самую лёгкую для понимания музыку.
Звуки.Ru: - Думаю, это доставляет бездну радости и вам, и публике. А ваша аудитория всегда была такой отзывчивой, или первое время приходилось трудно?
Юрий: - Был у нас один случай, почему-то навсегда врезавшийся в память. Может, жизнь была раньше веселей и легче... На исходе первого года существования группы мы принимали участие в сборном благотворительном концерте перед ветеранами-пенсионерами. Как водится, там выступали разные коллективы и солисты, в том числе и танцоры. После окончания концерта проходим мы все вместе, три парня и три девушки, по общему коридору. Вдруг милые старушки подваливают к нам и с благодарностью в глазах выдают: "Спасибо большое, плясуньи!" Неважно, что они не запомнили, чем мы там перед ними занимались, но ведь ровно половина из нас тогда должна быть как минимум плясунами, а они - плясуньи! (смеется) Эта фраза стала крылатой в коллективе надолго!
Звуки.Ru: - А продолжаешь ли ты попытки играть с публикой в вокальные импровизации, подобные тому, что устраивает Бобби Макферрин (Bobby McFerrin)?
Юрий: - К сожалению, на интерактив расчитывать не приходится. На концертах наши граждане не могут поддержать даже самую простую тему - у них нет минимальной музыкальной подготовки. Похоже, в школах окончательно перестали учить детей петь. Конечно, на наших концертах народ и так пытается петь и стучать. но даже слабого подобия Макферрина не получится. Ну, что тут поделаешь? Не афроамериканцы мы, не латиноамериканцы, чтоб на счёт "раз, два, три" сливаться в певческо-танцевальном экстазе,- да без алкоголя, да ещё и не под исконно-русские мелодизмы!
Какие только варианты музыкального интерактива мы ни использовали - и пение, и имитация ударных, и какие-то миксы - всё впустую. Всё-таки музыкальная культура взращивается столетиями на генном уровне и ещё поддерживается государством через систему образования. Поэтому вместо чисто музыкального интерактива мы решили использовать интеллектуальный.
Звуки.Ru: - Но ведь вкус к музыке воспитывается - в том числе и таким способом, как это делает Макферрин: привлекая слушателя к процессу имровизации. Вы решили махнуть рукой на возможность воспитать из русского зрителя меломана?
Юрий: - Странно, вроде бы сам факт нашего существования в течение почти 17 лет доказывает обратное. Прошу ни в коем случае не рассматривать мои предыдущие слова как подпись под капитуляцией! Ты же понимаешь, что воспитать меломана и развитого музыканта в человеке - далеко не одно и то же. На наших концертах собираются исключительно меломаны, а те, кто попадает на выступления случайно, совершенно неожиданно для себя к концу превращаются в меломанов. Я убеждаюсь в этом каждый раз. Ведь мы в своём творчестве используем максимально мягкие формы переходов от простого и доступного к глубокому и сложному - трудились над этим не один пяток лет.
А что касается способности русского зрителя импровизировать или хотя бы просто участвовать в музыкальном действии - Россия велика и разнородна. И даже сегодня при удручающем засилии примитивизма в головах всегда в зале найдётся пара-тройка самородков, имеющих возможность с лёгкостью выйти на сцену и слиться с нами музыкальном экстазе. У нас ведь всегда всё происходило вопреки...
Звуки.Ru: - Почему "вопреки"? Ваша карьера со стороны кажется довольно гладкой и безоблачной: Гнесинка, собственная группа, участие в крупных проектах...
Юрий: - Это я, как обычно, расссуждаю о судьбах человечества со свойственной мне высокопарностью и ответственностью за положение культуры на Родине.
Звуки.Ru: - А я же испугалась, что сейчас ты начнешь мне жаловаться на то, что а капелла - жанр сложный, никто его не понимает...
Юрий (смеется): - Это у нас-то жанр сложный? Я бы так не сказал. Если иметь в виду восприятие ушами, то на наших выступлениях большая часть слушателей вообще не задумывается, что то, что они слышат,- в своём роде, музыкальная эквилибристика, фокусы высочайшего уровня и сложности, и именно такую их реакцию я считаю нашей особенной заслугой. Но если говорить про "кухню" жанра, то ничто в современной музыке так не требовательно к профессионализму, артистизму, выносливости, банальному физическому здоровью музыканта, как жанр a cappella ensemble. Не хор, не битбоксовый баттл, а именно ансамбль, в котором ни один голос не дублируется, а артист 2 часа на сцене гарантирует отменную голосовую кондицию без малейших поблажек и уступок. Представь на секунду: человеческий голос - сам по себе самый хрупкий и ненадёжный музыкальный инструмент, даже не учитывая то, что его обладатель при малейшем простудном заболевании выпадает на неделю из жизни. Так вот, даже исполняя соло с сопровождением, этому инструменту крайне редко удаётся звучать убедительно и профессионально, хотя он практически лишён каких - либо сложностей при исполнении, кроме как донести до слушателя мелодию со словами.
А теперь сравни ситуацию с современным ансамблем, в котором, как правило, от 4-х до 8 исполнителей. 3 и меньше человека я не считаю ансамблем в силу невозможности озвучить гармонии, что есть музыкальная основа жанра. При этом все эти голоса, кроме того, что они по высшему стандарту должны исполнять соло, которые с трудом удаются сольным певцам, с лёгкостью должны поддерживать идеальный ритм и гармонию сопровождения, что в комплексе сценических условий равносильно чуду, умноженному на количество артистов. Так вот: я особенно горжусь тем, что наши крайне непростые для исполнения обработки, которые эксперты жанра относят к одним из самых оригинальных, глубоких и сложных в мире, звучат и выглядят на сцене легко и игриво. Настолько легко, что зачастую публика начинает под них танцевать.
Звуки.Ru: - Эта "легкость" явно должна обеспечивать вам огромный успех на корпоративном рынке...
Юрий: - Ситуация складывается двоякая и несколько грустная - в первую очередь, из за того, что в мире, и в России в частности развелось непомерное количество "как бы" а капелла групп, дискредитировавших жанр на корню.
Звуки.Ru: - Почему " как бы"?
Юрий: - Да потому, что они никакого отношения не имеют к тому, о чем я только что говорил - они непрофессиональны, музыкально безграмотны, скучны, зачастую безголосы - в общем, "без слёз не взглянешь". К ним я, кстати, отношу и новый розлив Swingle Singers, и Vocapeople. Мы, ориентируясь на рынок, всегда во главу угла ставили искусство, музыку в её настоящем понимании, чего не наблюдается в подавляющем большинстве халтурных коллективов по всему миру. Поэтому нам приходится буквально насильно переубеждать аудиторию, что то, что они привыкли воспринимать под "a capella", - намного интереснее, живее и, главное, разнообразнее. Как правило, на корпоративных мероприятиях после первого интеллектуального шока публика устраивает дискотеку, нимало не задумываясь, что, по сути, это сравнимо с танцами под выступление воздушных акробатов без страховки. Но, парадокс, - это для нас особое признание мастерства и состоятельности как коллектива.
Пожалуй, самое грустное - в нашем родном Отечестве нет пророка, и прокатчики готовы привезти в страну какое угодно УГ, только бы на нём стоял лейбл "сделано НЕ в России". А то, что любой привезённый сюда коллектив а капелла, за исключением разве что Take6, могут на голову переплюнуть как минимум 3 российских коллектива, ни их, ни публику нимало не беспокоит. Мы не особо-то и обращаем на это внимание, благо на наших концертах всегда собирается толпа, но очень обидно, что дельцы от шоубиза лишают настоящего и доступного удовольствия миллионы слушателей, которые уже давно созрели для настоящей качественной музыки в нашем жанре, и просто не знают о ее существовании.
Звуки.Ru: - А что ты скажешь о своих коллегах по цеху вокальной импровизации?
Юрий: - Те, кто делает своё дело хорошо и профессионально, вполне себе адекватны и точно не нуждаются в моей оценке. А те, кто занимается этим жанром в силу каких-либо других причин, со временем понимают свою неуместность в музыке и уходят в более "легкие" жанры. В любом случае ни тем, ни другим я не судья. Но есть группа, которая, по моему мнению, стоит на голову выше всех до сих пор, хотя все её участники покинули этот мир. Речь идёт о Singers Unlimited - прошу не путать со Swingle Singers: это, мягко говоря, не одно и то же. Такой уровень академичной музыкальности в эстрадном жанре встречается крайней редко, а в жанре a capella так почти не встречается. Я говорю не об академичности и "хоровости" классической и духовной музыки, а именно о высокой духовности в популярных музыкальных стилях.
И еще не могу не сказать про Neri Per Caso - это единственная группа, которую я периодически слушаю просто так, для себя, как обычную музыку для разного настроения. Причём, ничем особым эта группа не отличается - ни головокружительной техникой, ни фантастическими голосами, ни регалиями-наградами. Но именно симпатии, вызываемые самой музыкой без оглядки на жанр, я ценю в этой группе. Я своей целью поставил объединить эти два начала из своих любимых коллективов - с одной стороны, высокий дух и вибрации, с другой - лёгкая и доступная форма. И вдруг понял, что это формула гениальности в музыке - такая, какой она была, в частности, у Моцарта.
Звуки.Ru: - В чем сложности и достоинства а капелла как жанра? Кроме того, что вам не приходится тратиться на инструменты, разумеется!
Юрий: - Основные сложности я тебе уже описал - они касаются, в первую очередь, самого инструмента - голоса, и я бы предпочёл купить арфу и таскать ее всюду с собой, чем всегда иметь проблемы "обслуживания" голоса. Технические моменты при работе с микрофонами тоже не добавляют удобства - всегда ведь все узнают живое исполнение со сцены по неповторимому колориту фальши и расхождений с ритмом. В нашем жанре все эти сложности умножаются на количество артистов, а потом возводятся в квадрат, поскольку хаос, вызванный несколькими исполнителями, имеет способность саморазрастаться.
Звуки.Ru: - Зато у вас не бывает случаев бытового травматизма, как у рокеров и панков!
Юрий: - Еще как бывает! Например, однажды я в ходе концерта чуть не лишился родного брата! Дело было в Питере, клуб уже не помню какой. Высокая неширокая сцена, только с одного края упирающаяся в стену - с другого края просто проход. Идет середина концерта, произведение я сейчас тоже не вспомню. Соло поёт Марк - как обычно, гипертрофированно-артистично. Мы все, разумеется, работаем в зал - и вдруг раздаётся страшный звук, усиленный микрофоном. Все поворачиваются в сторону солиста и обнаруживают, что его на сцене нет. Все немедленно представили себе самое ужасное, поскольку к боковому срезу сцены, куда Марк, собственно, рухнул, он стоял спиной. Каково же было наше удивление, когда мы, не видя Марка, услышали продолжение его сольной партии! Вот что значит настоящий артист: мешком свалившись со сцены, он продолжал петь! Сорвал овации во время и по окончании произведения.
А про достоинства нашего жанра можно говорить часами, но понять и принять их смогут, пожалуй, только меломаны. Просто имей в виду: отсутствие инструментов, а точнее, невозможность заменить голоса на них - совсем не достоинство, а серьёзный недостаток!
Звуки.Ru: - Тогда в чем же состоит достоинство?
Юрий: - Достоинства разные - со стороны исполнителя и со стороны слушателя. И если первое я представляю себе вполне, то второе вполне может и разойтись с реальностью - публика у нас всё-таки крайне разношёрстная. Зная о натуральности в квадрате этого жанра, испытываешь на площадках как минимум гордость, а внутри - ещё и превосходство над всеми, иногда очень даже талантливыми представителями других жанров - ведь даже самым гениальным из них понадобится немало времени, чтобы научиться голосом передавать музыкальное содержимое, а не пустые звуковые экзерсисы. Уважение - это то, что чаще всего мы встречаем в глазах коллег-музыкантов (ну, разумеется тех из них, кто знает, чем отличается Бах от Моцарта). Слава богу, наш жанр и у критиков вызывает уважение, а у разбирающейся публики - местами благоговейный трепет. Ничего не скажешь, мне нравится, что зачастую на нас смотрят как на небожителей и искренне удивляются, когда мы вдруг заговариваем обычным человеческим бытовым языком. И, что особенно приятно, - это не фанатский оболваненный фанатизм, а осмысленное движение души.
А со стороны слушателя - могу только основываться на высказываниях и оценках нашей публики. Лишним будет говорить, что всегда это более чем просто восторги.
Со стороны может показаться, что жанр крайне ограничен в выборе материала и средств выразительности. Это глубокое заблуждение! Специально для развенчания этих предположений в концерте мы исполняем вариации на тему "Billie Jean" Джексона. Даже не могу вспомнить, сколько мы их придумали! Но каждая из них показывает, в каких стилях можно полноценно исполнить одну тему средствами акапельного ансамбля, вследствие чего мы выяснили, что для нас в музыке просто нет ничего невозможного. Это для меня, пожалуй, главное.
Cool & Jazzy
Клуб "Альма-матер"
25 октября, 20.00
Дата образования:
1 января 1994
2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг »»
Robert WALKER (1937)
William "Smokey" ROBINSON (1940)
Bob ROGERS (1940)
Lou CHRISTIE (1943)
Юрий АНТОНОВ (1945)
Tony IOMMI (1948)
Eddie HARDIN (1949)
Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)