ФЕСТИВАЛЬ  Leeds-2011: лето, грязь, рок-н-ролл

Фестивали-близнецы Reading и Leeds – одни из самых крупных в Великобритании. Для рьяных любителей гитарной музыки визит на любой из этих фестивалей – это событие, о котором можно будет рассказывать внукам.

Фестивали-близнецы Reading и Leeds – одни из самых крупных в Великобритании. Для рьяных любителей гитарной музыки визит на любой из этих фестивалей – это событие, о котором можно будет рассказывать внукам. Рединг, безусловно, круче: Лидс – это просто дублёр, который был создан всего-то лет десять назад, когда отведённая под Рединг территория уже не могла вместить всех желающих. Во всём остальном фестивали абсолютно идентичны. Я решила пренебречь крутостью и отправиться в графство Йоркшир, город Лидс, Брэмэм парк.

По словам очевидцев, утром в первый день фестиваля на земле ещё была трава. Но уже днём под ногами хлюпает самая настоящая британская жижа, которая при каждом неосторожном движении разбрызгивается на метры вокруг, поэтому без резиновых сапог на фестивале делать нечего. Посетители подобрались интересные: многие надели шапки с животными, некоторые вообще переоделись в зверей, только что мимо бодро пробежал бэтмен. Если ничего оригинального в голову не пришло, можно просто раскрасить себе лицо в специальной боди-арт палатке или, если нет денег, использовать подручные средства – жидкую глину с земли.

Впрочем, мы и так потратили достаточно времени на то, чтобы добраться до фестиваля. Пора посмотреть на то, что происходит на сценах. Первая по маршруту – NME/Radio 1 Stage, где играет группа Panic! At the Disco. Играет, должна признать, весьма неплохо, хотя фронтмен Брендон Ури (Brandon Uri), бравируя наигранной развязностью, всё равно выглядит напряжённым. Впрочем, его можно понять: пару лет назад на Рединге любители боттлинга заехали ему бутылкой в глаз во время концерта. Я несколько раз сверяюсь с расписанием выступлений – действительно ли это Panic! At The Disco, уж больно прилично играют – пока не слышу их раскрученную песню "The Ballad of Mona Lisa".
Шатёр, в котором находится сцена, забит до предела, и стоять приходится снаружи: для таких, как я, на улицу выведен экран, да и сцену при желании тоже можно увидеть. Кстати, звук на улице значительно лучше. Да и группа живьём выглядит достойно. Раздаются первые ноты песни "I Write Sins Not Tragedies", раздаётся коллективный визг из первых рядов, и я понимаю, что можно уходить. Но я опоздала: группа скоро заканчивает играть, это знают все, и я надолго застреваю в толпе.

На главной сцене большими буквами написано Festival Republic, и это вводит в заблуждение, потому что сцена с таким названием здесь тоже есть. Правда, на сей раз я сразу поняла, куда пришла: монотонные ритмы Interpol ни с чем не перепутаешь. Я не слышала ни одного позитивного отзыва об их концертах в этом году и не совсем понимаю, как эта группа попала на главные сцены практически всех фестивалей в Европе. Для тех, кто не знаком с их творчеством, но видит их на фестивале, все песни звучат одинаково. Из общего ряда, конечно, можно выделить известные композиции "Obstacle 1" и "Slow Hands", но всё вместе звучит однообразно. У меня, да и не только, возникают навязчивые ассоциации с Joy Division. К этому прибавляется невыразительность группы на сцене: они играют свои песни с хладнокровной невозмутимостью и с публикой не общаются. Поэтому окончание их выступления воспринимается как облегчение.

Ко-хедлайнеры сегодняшнего дня, Elbow, тоже постоянно попадаются этим летом на фестивалях. Сегодня они играют со струнными и начинают с загадочного интро и песни "The Birds". Дальше следует известная по предыдущему альбому композиция "The Bones of You". Звук хорош настолько, что мысли о нём даже не приходят в голову. Фронтмен Гай Гарви (Guy Garvey), чем-то похожий на респектабельного раздолбая-профессора, много говорит и пытается раскачать публику, что ему на какое-то время и удаётся, но после нескольких медленных песен все опять стоят как вкопанные. Периодически начинающийся дождь не добавляет желания веселиться. Поднимает настроение самая, пожалуй, известная песня группы "Grounds For Divorce", перед которой Гарви поёт мелодии и просит толпу их повторить. После этого драйв опять пропадает, хотя люди вокруг старательно свистят, пытаясь продолжить припев в песне "Lippy Kids". В конце выступления Гарви вспоминает о своих первых шагах в музыке и давнем концерте с группой Muse, на котором были всего два человека. Завершают Elbow песней "One Day Like This", которую с живыми струнными я не слышала. Впрочем, большой разницы нет. Группа покидает сцену, и их выступление запоминается как приятное, но слишком долгое – несмотря на то, что они сыграли всего девять песен.

Сразу же на сцену падает занавес, и мы готовимся терпеливо ждать Muse. Рединг сможет увидеть их только двумя днями позже, и они вроде бы самые главные хедлайнеры. В честь десятилетия с выхода их второго альбома "Origin of Symmetry" группа решила посвятить ему два выступления на фестивалях. А пока начинается настоящий дождь, который не прекращается даже тогда, когда начинается интро - песня Тома Уэйтса "What’s He Is Building in Here", во время которой на занавес проецируются силуэты участников группы. Когда же наконец мы видим сцену, на ней стоят те самые вилки с обложки "Origin of Symmetry", а группа начинает методично играть все песни с этого альбома по порядку.

К каждой композиции создан видеоряд, в каждой немного изменена аранжировка, а кое-где слегка подправлен текст. Особенного внимания заслуживает "Hyper Music", о существовании которой я уже давно забыла, а зря! Такой же мощной и энергичной песни Muse с тех времён так и не сделали. В новой аранжировке в припеве поёт басист Крис Уолстенхолм (Chris Wolstenholme), и получается у него весьма достойно. В "Micro Cuts" фронтмен Мэттью Беллами (Matthew Bellami) запросто вытягивает высокие и очень высокие ноты, а на экране проецируется мультфильм, где фальшиво улыбающиеся люди едят корм под названием good life и ездят на машине с надписью trash king. Из совсем забытого – песня "Screenager", в которой Беллами умудряется, не в пример своей обычной манере, выразительно и проникновенно петь. Видеоряд с одинокими существами, ползающими и летающими по Лондону, придаёт композиции совершенно новый смысл.

Не все вокруг разделяют мой восторг, и это понятно: не так уж здесь и много людей, которые знают группу десять лет. Но Muse сказали – Muse сделали, и мы слышим даже такие песни, которые с выхода альбома игрались всего пару раз. Завершается первая часть концерта композицией "Megalomania", во время которой со сцены вверх пускают огонь, что в такую погоду очень кстати. Вообщем-то, можно уже идти, ведь самое главное мы услышали, но тут начинается вторая часть, во время которой один за другим идут боевики с последних трёх альбомов - "Uprising", "Supermassive Black Hole", "Time is Running Out", "Starlight" - эдакий сборник "The Best". Народ в восторге, а мне больше всего нравится так называемый Helsinki Jam, где ударник Доминик Ховард (Dominic Howard) и Уолстенхолм устраивают вдвоём такое, что и словами-то описать трудно. Заканчивается эта часть песней "Stockholm Syndrome", которая действительно создаёт волшебное настроение и оставляет приятное послевкусие. Впрочем, это ещё не всё. На фестивалях группы обычно не выходят на бис, но у Muse на полчаса больше, чем у других хэдлайнеров, и они могут себе это позволить. Последняя песня – "Knights of Cydonia" со вступлением на губной гармошке – покорила, пожалуй, даже самых равнодушных. Энергия, техника и драйв делают своё дело, и впечатление от сета остаётся строго положительное. Беллами удивлённо смотрит на салют над сценой, кидает гитару и уходит. Народ стекается к выходу. Завтра всех нас ждёт ещё один насыщенный день…

Второй день на фестивале Leeds в Западном Йоркшире – не такой дождливый, как второй, поэтому грязь под ногами успевает немного подсохнуть. Хотя, сказать по правде, она просто становится более густой, поэтому, чтобы дойти из одной точки в другую, теперь требуется больше времени. А территория фестиваля – весьма немаленькая. Кое-как дотащившись до главной сцены, мы решаем остаться здесь и никуда не уходить. Благо посмотреть есть что.

На сцене – группа Deftones. До недавнего времени их феномен был для меня загадкой. Вроде и играют чуть ли не дольше всех своих товарищей по альтернативному металлу, и знают их стар и млад, и любят, и уважают, но на фестивалях группа постоянно то попадает на какие-то непонятные сцены, то играет где-то в середине дня. После того как я услышала их на Сигете, я, кажется, поняла, в чём дело. Живьём Deftones звучат так, как у нас звучала бы группа средней руки, играя в давно почившем Р-клубе. То есть – не звучат. Тогда я половину вины приписала «непонятной» неглавной сцене, где они играли. Тем не менее, и на Лидсе, где придраться можно к чему угодно, только не к звуку, они звучали немногим лучше! Выглядит группа тоже не лучшим образом: видимо, сказывается вчерашнее выступление на Рединге. Впрочем, если встать подальше и представить себе, что находишься на какой-нибудь российской площадке, то можно сосредоточиться на выступлении и постараться услышать что-то хорошее. И оно не заставляет себя долго ждать – начинается песня "Beauty School". Пожалуй, если бы я услышала её на Сигете, я бы ничего не разобрала. Но звук на Лидсе (пусть даже с ним Deftones звучат как какая-нибудь другая приличная группа на «Нашествии») делает своё дело, и я проникаюсь. Теперь мне понятно, как эта группа может задеть за живое и обеспечить депрессию тому, кто относится к ней серьёзно. Но это всё. Дальше начинаются песни, которые меня оставляют равнодушной. Ещё немного – и группа уходит. Никто не выглядит разочарованным.

Следующими выступают The Offspring. Для меня, да и не только, эта группа ассоциируется с подростковым возрастом, поэтому мне очень интересно, как на сцене выглядят те, кого я видела только в клипах. И они не разочаровывают! Фронтмен Декстер Холланд (Dexter Holland) вообще не изменился и с невозмутимым лицом поёт про актуальные проблемы Америки, которые за десять лет, в общем-то, не поменялись. Вторая фигура в группе - немного потрёпанный гитарист Кевин Вассерман (Noodles), который, тем не менее, может похвастаться настоящей панковской причёской. Начинают Offspring с новых песен, среди которых звучит "You’re Gonna Go Far, Kid" – новый гимн, который для привлечения новой партии поклонников-подростков был использован в рекламе газировки. Правда, для меня – это лишь бледное подобие «классических» песен, которыми нас пока не потчуют. Хотя нет: я слышу совсем старую "Come Out and Play", или, как её иногда называют "Keep ‘Em Separated", причём последнюю фразу нужно произносить обязательно с вопросительной интонацией, как делает это Noodles. Заряжает! Продолжаем слушать. Несмотря на то, что новые композиции ничем особенным не отличаются, я ловлю себя на непроизвольной улыбке. Пусть пока почти ничего интересного не было, но мне, чёрт возьми, нравится это выступление! Кстати, больше ни на одной группе не выходило солнце. Тем временем Offspring, сыграв всё самое интересное со своего последнего альбома, наконец радуют нас тем, чего мы так давно ждали. Один за другим идут их «бессмертные» песни: "Why Don’t You Get a Job?", "The Kids Aren’t Alright", "Pretty Fly (For a White Guy)" и "Self Esteem". Не скажу, что это было каким-то вдохновением, но образцово-показательное исполнение обязательных к прослушиванию песен всегда приятно. Немногочисленные собравшиеся в толпе панки теперь могут показать, на что они способны, а кто-то вроде меня – вспомнить школьные годы. Отыграв всё самое главное, группа уходит, и я понимаю, что их выступление меня очень порадовало.

Далее в программе – группа 30 Seconds to Mars. Я заранее готовилась к самому худшему, потому что однажды уже пыталась посмотреть и послушать их выступление, но сбежала, потому что десяти минут инструментала мне хватило. На сей раз я твёрдо решила прослушать весь сет полностью – ведь нравится же людям! Что ж, сказано – сделано. Начало выступления меня ничем не удивило: Джаред Лето (Jared Leto) почти не пел и много говорил, призывал публику петь и прыгать, причём в каждом предложении фигурировало слово fucking, а заявления вроде «Я хочу, чтобы этот концерт стал самым крутым в вашей жизни» так и вообще вызывали недоумение: чего же крутого, если вокалист не поёт?

Между делом прозвучала песня "Beautiful Lie", и даже стали появляться небольшие вокальные вставки – правда, голос у Лето оказался довольно гнусавым, так что разговоры с залом и прочие отвлекающие манёвры, видимо, придуманы неспроста. Пока же мы слушаем песню "I’ll Attack", половину которой поёт зал, любуемся на его белый балахон, части которого он с себя периодически снимает, демонстрируя накачанный торс, но не одними же мускулами жив музыкант! Ближе к середине выступления Лето вызывает на сцену недостаточно хорошо прыгающего, на его взгляд, подростка-фаната, который, пользуясь случаем, прямо на сцене фотографируется со своим кумиром. Программа тем временем продолжается, Джаред Лето, наконец, распевшись, звучит уже почти так же, как в записи. Из песен запоминаются "Hurricane", "Search and Destroy" и "The Kill", зачем-то исполненная в акустическом варианте. Правда, и на остальных песнях люди вокруг меня экстатически прыгают и подпевают. Тем временем я успеваю подумать о том, насколько грамотно продумана стратегия 30 Seconds to Mars по привлечению поклонников: все они чувствуют общность, поскольку именуются эшелоном, у них есть своя музыка и свой символ (треугольник с горизонтальной линией посередине – чтобы никто не забыл, гигантский образец водружён на сцене). Кроме того, фронтмен их любимой группы регулярно вытаскивает к себе одного-двух человек, поэтому первый ряд сулит не только хороший обзор, но и, если повезёт, возможность показать себя и постоять рядом с объектом своего восхищения. Посмотрев на экран, я понимаю, что эта возможность весьма вероятна, потому что сейчас на сцену хлынули десятки людей. Джаред Лето в головном уборе индейца исполняет последнюю песню "Kings and Queens", окружённый плотным полукольцом поклонников сзади. Какой в этом смысл – судить не мне, но вряд ли самому Лето комфортно петь, когда сзади постоянно доносятся выкрики и несвязное пение. Впрочем, группа вскоре покидает сцену и оставляет меня в недоумении. Вроде бы и неплохое выступление, но зачем вся эта толпа? Хотя окружающим меня людям, кажется, всё нравится. Даже очень.

Через полчаса на главную сцену выходят My Chemical Romance. Послушав пару песен, которые меня оставили равнодушной, я, с трудом передвигаясь по грязи, иду к NME/Radio 1 сцене. Там несколько позже играют Beady Eye. Хотя, наверно, проще было бы сказать – Лиам Галлахер (Liam Gallagher). Может быть, его новые песни не столь хорошо запоминаются, но они однозначно интереснее, чем песни с последнего альбома Oasis. Сдаётся мне, что заполненный зал (а сцена находится под тентом) выражает не столько желание людей послушать композицию "The Roller" или, скажем, "Four Letter Word", сколько показывает уважение к такой фигуре, как Галлахер. Наконец-то он поёт нормальным, не «противным» голосом, который, кажется, был его фишкой в группе, которой больше нет. Тем не менее, «фирменная» поза – руки за спиной, голова снизу тянется к микрофону – продолжает напоминать о том, кто это и что он здесь делает. На этом выступлении у меня было чувство, что я встретила старого знакомого, и от этого чувства было тепло и очень приятно. На такой ноте фестивальные выходные можно заканчивать и возвращаться домой…

17.10.2011, Анна ТАЛЛЕР (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: