DEATH IN JUNE  "Само Время вызвало апокалиптик-фолк"

В октябре в Москве с разницей в две недели выступят Дуглас Пирс и его бывший соратник по Death In June, лидер Sol Invictus Тони Уэйкфорд. В преддверии концертов Звуки побеседовали с двумя ключевыми фигурами апокалиптик-фолка.

В октябре в Москве с разницей в две недели выступят Дуглас Пирс (Douglas Pearce) и его бывший соратник по Death In June, лидер Sol Invictus Тони Уэйкфорд (Tony Wakeford). В преддверии концертов Звуки побеседовали с двумя ключевыми фигурами апокалиптик-фолка.

Звуки: Как вы считаете, почему в конце 70-х — начале 80-х в Британии появилась столь мощная волна артистов, близких друг другу по духу, но бесконечно далеких от всех остальных? Почему в одной точки сошлись вы, Тони Уэйкфорд (Sol Invictus), Дэвид Тибет (Current 93), Бойд Райс — вы же все люди из довольно разных кругов?
Дуглас Пирс: Интересный вопрос, порой я и сам над ним думаю. Думаю, что наиболее близким к истине ответом будет то, что самое Время вызвало такое явление. Если вы возьмете музыкантов, сыгравших ключевую роль в становлении панка, пост-индастриала и неофолка, то вы увидите, что все они родились в промежутке между 1955 и 1960 годами. Тоже самое можно сказать о героях 60-х, только даты будут другими: 1940–1945.

Звуки: Были ли события в вашем детстве, которые сказались на вашем становлении артистом?
Дуглас: Я не могу выделить что-то особенное, необычное, кроме того, что я родился в 1956 году и вырос и обстановке очень сильных перемен в Англии, продолжавшихся до конца семидесятых. Это постоянное культурное и социальное бурление наверняка сказалось на мне, но, я полагаю, что и не только на мне и не только на музыкантах — а на всех жителях страны.

Звуки: Можете рассказать историю своего сотрудничества с лейблом World Serpent, сыгравшим очень важную роль в становлении неофолка в том числе и здесь, в России? Как вы вообще склонны оценивать их значении в популяризации жанра?
Дуглас: Нелепо думать, что издатель и дистрибьютор — фактически, упаковщик, — мог бы стать основанием к тому, что культурный феномен стал новым музыкальным движением. За это отвечают основные фигуранты, музыкальные коллективы, которые к тому момент уже были известны и уважаемы, в чем им помогли еще в 80х люди с Rough Trade Distribution. Менеджмент WSD, которым я помогал основать компанию и выбрать название еще в 1991 году, уже имели опыт работы с другой компанией, поэтому они хорошо понимали, сколько тысяч дисков и винилов Death In June и других артистов продавались ежемесячно к этому моменту. Их «гениальная мысль» состояла в том, чтобы предложить четырем ключевым группами, которые все были связаны между собой опытом сотрудничества и просто дружескими связями, договор о прямой дистрибуции с совершенно новой компанией, чтобы собрать на всех под одной вывеской, без каких-либо посторонних предприятий, вроде распространения дисков The Smiths и тому подобного.

К тому же, дела Rough Trade в начале девяностых стали идти из рук вон плохо и никто из нас не испытывал особого оптимизма на их счет. Мы знали, что у них серьезные финансовые затруднения, негативный рабочий настрой и мы все хотели бы сбежать с этого корабля. Поэтому WSD появился в правильный момент, так как мы все были на пороге записи своих самых памятных пластинок, которые очевидным образом стали культовыми и влиятельными. Первые годы всё шло хорошо, мы тесно работали с представителями дистрибутора, но уже к 1997-1998 годам положение стало ухудшаться — ну а дальше вы знаете (В 2000 году Пирс подал в суд на World Seprent Distribution, чтобы вернуть свои роялти и мастер-записи, в 2002 году суд удовлетворил иск музыканта еще через два года WSD был признан банкротом — прим. Звуков.Ru). Всему виной эгоизм, деньги и порча — этой затее суждено было развалиться.

Звуки: Чтобы вам хотелось осуществить в ближайшем будущем?
Дуглас: Главный проект, который занимает вот уже долгие годы, называется «Gathered, Cracked And Saved» — это сборник видео на песни DIJ. Я надеялся, что он выйдет в этом году, но, к сожалению, над ним еще придется много работать. Я верю, что он увидит свет в следующем году. Также есть несколько коллекционных «эксклюзивных» виниловых релизов, которые, как я полагаю, появятся в дни празднования тридцатилетней годовщины Death In June.

Звуки: Есть какие-то альбомы Death In June, которые вы выделяете из общего ряда в силу их значения?
Дуглас: Я нахожу все записи важными, и все по разным причинам. За тридцать лет вышло 13 очень особых, не похожих друг на друга пластинок и несколько компиляций и сборников ремиксов, и все они достойно служили, вдохновляли и помогали людям.

Звуки: Какие воспоминания у вас остались от предыдущего приезда в Москву девять лет назад?
Дуглас: Толпы поклонников предлагающих мне на автограф их старые советские паспорта, непозволительно большое количество бутлегов Death In June, вышедших на русском лейбле Ars Nova и прогулка по снегу на Красной площади в 37-градусный мороз. Я никогда не сталкивался с таким холодом как в России, но это был потрясающий и прекрасный опыт.

Death In June
Москва, клуб «16 тонн»
9 октября 21:00

Звуки: Судя по результатам записи вашей последней работы «The Cruellest Month», этот альбом нелегко дался Sol Invictus — с какими трудностями вам пришлось столкнуться на этом пути?
Тони Уэйкфорд: Да, это непростой альбом. Всё началось после серьезных перемен в составе группы и изначально он планировался как инструментальный сольный альбом под моим именем — и только позже он трансформировался в работу Sol Invictus, а такая резкая смена курса всегда происходит тяжело. Причем работу над пластинкой я начал с одними людьми, а заканчивал уже с другими и из-за этого многое пришлось переделывать и менять. Конечно, это была своего рода борьба — и это объясняет, почему был взят такой большой перерыв между нашей предыдущей пластинкой «The Devil’s Seeds» и «The Cruellest Month».

Звуки: Вы вообще плодовитый артист...
Тони: Да, я этим известен. Хотя возможно правы те, кто считает, что я даже слишком плодовитый. На самом деле, определенный материал просто не подходит Sol Invictus, вот и приходится выпускать его под другими именами. У Sol Invictus есть свои собственные рамки и что-то чересчур экспериментальное в них не укладывается. Мне нравится сам процесс сочинения песен и их записи, это своего рода терапия для меня, поэтому я так часто и стараюсь это делать.

Звуки: В вашем детстве были ли определенные события или люди, которые оказали влияние на ваше формирование, как артиста?
Тони: У моей семьи было абсолютно рабочее прошлое: мои родственники добывали себе пропитание тяжелым физическим трудом, и жили мы в очень бедном квартале. Но при этом они придерживались крепких английских ценностей, и вырос я в очень теплой атмосфере доверия и поддержки. Но из-за того, что происходило вокруг, я стал сближаться с кругами скинхедов, тех еще лет, разумеется — думаю, что это, конечно, сказалось на моей музыке.

Звуки: Как вы считаете, почему в конце 70-х — начале 80-х в Британии появилась столь мощная волна артистов, близких друг другу по духу, но бесконечно далеких от всех остальных? Почему в одной точки сошлись вы, Дуглас Пирс, Дэвид Тибет (Current 93), Бойд Райс — вы же все люди из довольно разных кругов?
Тони: Я думаю, что в этом сыграло свою роль очень странное стечение обстоятельств. Ни я, ни Пирс, ни Тибет, не думали о последствиях того, что мы делали, мы не зачинали новых субкультур — мы сначала играли панк, потом переключились на индастриал, но всегда искали все более интересные способы самовыражения. Почему вообще так все сложилось? Не знаю, это должно быть темой большого социологического исследования. Но то время действительно было особенным и, думаю, что мы сумели его выразить в своей музыке.

Звуки: Вы часто высказываетесь в том духе, что мир, каким мы его знали, обречен — а может ли еще что-то исправить ситуацию?
Тони: Я не имею ни малейшего представления! Я думаю, что мы очень сильно развиваемся в технологическом смысле, но мы совершенно застряли на уровне внутреннего развития. Мы деградируем во всем, что связано с миром идей — и это происходит очень стремительно.

Звуки: Вы до сих пор исповедуете язычество?
Тони: Сейчас уже нет. Наверное, у меня по-прежнему отчасти языческое мировоззрение, но я не могу назвать себя язычником. Честно говоря, я не могу считать себя кем-то, поскольку я не разделяю до конца ни чьи идеи. Я могу быть лишь наблюдателем, отстраненным комментатором.

Sol Invictus
Москва, КЦ «Дом»
22 октября 20:00

06.10.2011, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

DEATH IN JUNE - свежие публикации:

  • Анонс - Drop Dead Twice, 08.10.2011
    Death In June выступят в Москве дважды. Все билеты на первый концерт проданы »»