Не стоит наивно думать, что "Металлика" не знала об ассоциациях названия "S&M". Меж тем, на слух - сочетание одного из самых прославленных во второй половине ХХ века симфонических оркестров с самым тяжелым из всемирно известных и самым известным среди тяжелых квартетов современности - не кажется свиданием мучителя и жертвы. Более того┘ Двойной альбом "Симфонический оркестр Сан-Франциско" и "Металлика" (сокращенно "S&M") поднимает планку симфо-рока на высоту, теоретически казавшуюся недосягаемой; эксперименты "Deep Purple" рядом с этой работой представляются детским лепетом (каким, по сути, они и были всегда, просто только теперь появился эталон для сравнения). Основание удачи - в таланте дирижера и аранжировщика Майкла Кэймэна (Michael Kamen); именно он был инициатором проекта. По словам Кэймэна, слушая песни "Металлики" он всегда представлял себе звучание симфонического оркестра. В не меньшей степени успех основывается и на его опыте в работе с рок-музыкантами. Можно сказать, что это основная его специализация, поскольку он дирижировал большим симфоническим оркестром на записи многих рок-альбомов, включая легендарную "Стену" "Пинк Флойд" (Pink Floyd "The Wall" 1979). С "Металликой" он впервые работал еще в 1991 году, на записи песни "Nothing Else Matters".
Трудной творческой задаче по объединению звучания музыкальных коллективов с принципиально разной эстетической культурой и историей сопутствовала не менее сложная техническая задача. Альбом записан на концерте в апреле 1999. Синхронизировать темп и выдержать баланс звучания рок-группы и оркестра было труднейшей задачей на сцене; дирижерская палочка М.Кэймана служила здесь важнейшим связующим звеном, а барабаны Ларса Улриха - мощнейшим метрономом. Однако при работе в студии встала не менее сложная задача по балансировке звучания, именно тогда выяснилось, насколько уникальна эта работа. "Микширование еще никогда не было таким сложным, - говорит Джеймс Хэтфилд.- Всем нам пришлось учиться на собственных ошибках. Сначала отдельно микшируется оркестр, отдельно микшируется группа, а потом их нужно как-то сложить вместе - и тут сталкиваешься с нехваткой пространства". Однако результат, предъявленный публике в альбоме, является шедевром звукорежиссуры: оркестр и группа абсолютно равноправны в звучании; все инструменты большого оркестра слышны ясно; и рок-группа не звучит чужеродно на оркестровом фоне. Альбом открывается оркестровой увертюрой на тему Эннио Морриконе из фильма "Хороший, плохой, злой", что для западных фэнов вполне понятно: "Металлика" часто открывает свои концерты именно этой темой. Для столь уникального проекта было вполне разумно выбрать лучшее из музыкальной истории группы. Поэтому и альбом звучит отчасти как "Best Off". (Впечатление усугубляется указанием в буклете: из какого альбома выбрана каждая песня). Есть и "Enter Sadman" и "Master Of Puppets". Достоин уважения моральный подвиг музыкантов: отсутствует "Unforgiven" - наверняка, искушение было огромным.
Нельзя не отметить, что две песни, представленные впервые, достойны соседства с "металликовской классикой". "Клевер без листьев" ("No Leaf Clever") открывается оркестровой интродукцией: М.Кэймэн явно изучал достижения и ошибки альбома Алана Парсонса 1973 года. В остальном эта абсолютно типичная песня для "Металлики" позднего периода. Другая: "-Человек" ("-Human") - одна из самых сильных в альбоме. Ее так же открывает оркестровая интродукция, нечто "мусоргское"; но затем оркестр исчезает, дабы уступить место группе "ее гаражных дней" - в грубом, грязном и туповато-мощном звучании. Хэтфилд воет и рычит: "Не оставляй меня, Отец Время. Прикоснись ко мне, чтобы я знал, где я. Сними обертку с чувств. Ты сожми мир и вновь по капле напои им мою глотку" - даже в подстрочнике это похоже на поэзию. Подключается оркестр, и вновь ассоциации: на этот раз с "цеппелиновским" "Кашмиром". Только там вдохновения шло от примитивных марокканских струнных оркестров, а Кэймэн хорошо знаком и с гершвинскими терпкими оркестровками. Напряжение только нарастает, и песня идет по восходящей┘ Чтобы оборваться, не дойдя до пароксизма, который оказался бы убийственным.
Рок-фэнов не должно смущать наличие симфонического оркестра. "S&M" - стопроцентно роковый альбом. Мощь звучания "Металлики" нет нужды расхваливать снова - она известна. И нельзя сказать, что оркестр мог добавить мощности, но он дал глубину звучания и масштабность. М.Кэйман задействовал все ресурсы симфонического оркестра, чтобы стать достойным партнером в дуэте рок-группы и большого оркестра.
В поисках хоть каких-то блох можно сказать, что в сыгранной "на бис" "Батарейке" ("Battery") кажется, что оркестр просто не поспевает за трешевым ритмом. Пройдя всю дистанцию вровень, к финальному спурту оркестр пришел уже задыхаясь, а "Металлика" - в полной боевой форме. В целом стремление идеально выдержать равноправие оркестра и группы привело к тому, что любители рока сочтут гитарные соло слишком "утопленными" в общем звучании. Совсем уж смешно затевать разговор о том, что выкрики слов на букву "ф" и хоровое пение рок-зала кажутся странноватыми на фоне игры симфонического оркестра - но к этому привыкнуть можно легко и быстро. На фоне гигантских достижений все это мелко.
Фактически перед нами - идеальный рок-альбом: энергия, амбиции, идеи, мастерство.
Может быть, это безупречность так утомляет к началу третьего часа его звучания?
Metallica - единственная группа, сумевшая превратить трэш-металл в искусство высочайшего полета.
Подробности из жизни:
Состав:
Джеймс Хэтфилд (James Hetfield) - вокал, гитара
Ларс Ульрих (Lars Ulrich) - барабаны
Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) - гитара
Роберт Трухильо (Robert Trujillo) - баc-гитара
В далеком 1981 году встретились два мальчика, безумно мечтавшие играть хард-рок. Одного звали Джеймс Хэтфилд, и он думал, что умеет играть на гитаре и петь. Второго звали Ларс Ульрих, и он был уверен, что умеет играть на барабанах. Естественно, что два столь уверенных в себе молодых человека не могли не объединиться и не собрать группу. Коллектив назвали Metallica. После недолгих поисков был найден гитарист Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) и басист Клифф Бертон (Cliff Burton). Вот только характер Мастейна оказался слишком неуживчивым - и его спешно заменили на Кирка Хэмметта. Вот в таком составе группа и записала свой первый альбом под названием "Kill'Em All".
Затем последовали второй альбом "Ride The Lightning", где на смену трэшу начали приходить яркие и запоминающиеся риффы - и настоящий шедевр: глубокий…
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)