Хорошо ли мы знаем современный польский джаз? Авангардный трубач Томаш Станько (Tomasz Stańko), саксофонист Хенрык Мискевич (Henryk Miśkiewicz), группа Simple Acoustic Trio, контрабасист Оло Валицкий (Olo Walicki). Узнать о польском джазе побольше можно будет в октябре, когда в Москве стартует Фестиваль культуры Польши. В его рамках состоится выступление одного из наиболее ярких представителей польского джаза — группы Contemporary Noise Sextet.
Самое интересное, что корни Contemporary Noise Sextet уходят в... хардкор. Основатели группы, Куба Капса (Kuba Kapsa, фортепиано) и Бартек Капса (Bartek Kapsa, барабаны), до 2003 года играли в хардкоровой группе Something Like Elvis. С этой группой братья выпустили три альбома. На альбомах «Personal Vertigo» (1997) и «Shape» (1999) группа исполняла хардкор с использованием такого неожиданного инструмента, как аккордеон, а на последнем альбоме «Cigarette Smoke Phantom» (2003) вышла на другой уровень музыкального мышления. Уже в первом треке «Foam» присутствует смесь джаза и психоделического рока. В дальнейшем на альбоме обнаруживается психоделический пост-рок, разбавленный кабарешной аккордеонной песенкой «Egzistantional Limerick». На этих записях Куба Капса выступал преимущественно в роли басиста и вокалиста. После распада Something Like Elvis братья Капса решили заняться джазом, основным инструментом Кубы стало фортепиано, а оставшиеся члены группы организовали отличную прог-группу Potty Umbrella.
К сегодняшнему дню братья Капса выпустили пять джазовых альбомов. Сначала под маркой Contemporary Noise Quintet был выпущен мощный альбом «Pig Inside the Gentleman» (2006), затем уже в расширенном составе, как Contemporary Noise Quartet, альбом «Theatre Play Music» (2008) с музыкой, написанной для польского театра. Первый альбом в составе секстета вышел в том же 2008 году. Назывался он «Unaffected Thought Flow» и содержал в себе элементы фри-джаза. Так, композиция «Unaffected Thought Flow (Part 2)» то разрывается от фри-джазового хаоса и клокотания, то переходит в эмбиентное звучание с мягкой и задумчивой трубой. Следующий альбом Contemporary Noise Sextet вышел в 2011 году. «Ghostwriter’s Joke» получился авангарднее и сложнее, нежели его предшественники, а звучание духовых на нём приобрело африканский оттенок, местами напоминая музыку эфиопского саксофониста Гетачу Мекуриа (Getatchew Mekurya). Кроме того, в интернете можно найти мп3-релиз «November Note» (2010), на котором представлен концерт секстета, записанный в 2008 году в Познани. На сайте группы в разделе «Dyskografia» он не указан, зато именно он даёт наибольшее представление о концертном звучании группы. В живом исполнении некоторые вещи заметно меняются. Так, красивая вещь под названием «Zero Gravity» в концертном варианте вырастает с 6 до 9 минут и приобретает длинное и загадочное дарк-эмбиентное вступление.
Contemporary Noise Sextet
Москва, клуб «16 Тонн»
6 октября 21:00
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)