A-Ha - поп-группа из Норвегии.
Morten Harket - вокал
Magne Furuholmen - клавишные
Paul Waaktaar-Savoy - гитара
Первый же сингл и дебютный альбом принесли группе A-Ha международный успех и премию Грэмми.
Но путь к этой победе был весьма извилист.
Рассказывают продюсеры-звукорежиссёры Нейл Кинг, Алан Тэрни и Джерри Китчингхэм.
Начиная с 1982 года и по сей день норвежская группа A-Ha – это вокалист Мортен Харкет (Morten Harket), клавишник Магне Фурухолмен (Magne Furuholmen), и гитарист Пал Ваактаар (Pal Waaktaar). В первые недели 1983 года группа перебралась в Лондон, где в апреле в студии Rendevouz во время записи демо-метериала норвежцы познакомились с музыкантом-продюсером Джоном Ратклиффом (John Ratcliff).
Ратклифф поверил в перспективных скандинавов и совместно со своим менеджером Терри Слейтером (Terry Slater) специально для продвижения A-Ha создал компанию T.J. Management. Ратклифф взял на себя технические и музыкальные функции, а Слейтер – организационные, и в декабре 1983 года ещё не записав толком ни одной песни группа уже имела контракт с лейблом-гигантом Warner.
В апреле 1984 года лейбл нанял продюсера Тони Мэнсфилда (Tony Mansfield) для записи дебютного альбома A-Ha. Но после шести недель работы в лондонской студии Пита Тауншенда (Pete Townsend) Eel Pie лейбл расторг договор с Мэнсфилдом. Фирма сочла, что предыдущие демо-записи, сделанные год назад звучат интереснее, а новые – слишком безжизненно, особенно по части вокала. Продюсировать группу был приглашён звукорежиссёр Нейл Кинг (Neil King).
Кинг: "Я много раз работал в Eel Pie, и как-то после того, как A-Ha уже отработали там с Тони Мэнсфилдом несколько недель, мне позвонил администратор студии и сказал, что Тони уходит из этого проекта. Мне не объяснили, почему, но сказали, что хотели бы видеть в этом проекте меня. Уже были сделаны электронные ударные и синтезаторы, и когда я вошёл в контрольную комнату, они предложили мне записать наложения гитар, вокалы, ещё кое-какие синтезаторы и сделать сведение".
Кинг занял место за пультом SSL серии Е и записывал на магнитофоны Studer A800. Первой перезаписывали песню, год назад уже записанную в качестве демо. Тогда она называлась "Lesson One", но при повторной перезаписи поменяла имя на "Take On Me".
A-ha – Take On Me (окончательная третья по счёту версия 1985г.) :
Материал, записанный с Мэнсфилдом, был не плох, но Кингу пришлось перемонтировать его, чтобы вычистить шумы и технические погрешности. В качестве ассистента Кингу помогал гитарист Пал Ваактаар, оказавшийся из всего трио самым технически грамотным.
Кинг: "Песни были в самом деле интересными, и вокал Мортена был очень разным, в зависимости от настроения песни. Его манера пения была очень динамичной. Я записывал его через микрофоны Beyer 201 и Neumann FET47 , установленные один возле другого. Пал, кстати, играл на инструменте Gibson 335, но его гитара не слишком "торчала" (в песне), и ещё мы много использовали Синклавир. Он использовался в качестве ритм-машины: смесь синтезаторных звуков и сэмплов ударных, это идея Тони Мэнсфилда. Синклавир был первым синтезатором, созданным после появления первого поколения ритм-машин. Что касается эффектов, то много реверберации мы брали из Lexicon 224X и AMS RMX16. И ещё RMX15 в качестве стерео-дилэя. Классический набор оборудования 1980-х".
Было странно, что при наличии ритм-машины ударные программировались в сэмплере Синклавир – достаточно трудоёмкий и не практичный способ.
Песня "Take On Me" впервые вышла в качестве сингла в октябре 1984 года. Для её продвижения было снято простое и дешёвое даже по тем временам видео: музыканты "пели" песню на фоне голубого задника. Пластинка с песней разошлась тиражом… 300 копий.
Первоначальная версия песни и клипа (1984г.):
Но к чести лейбла Warner контракт с A-Ha не был расторгнут – наоборот, лейбл поверил в потенциал норвежцев и потребовал переписать песню заново. Для этого пригласили продюсера Алана Тэрни (Alan Tarney), на фото середины 1980-х).
Тэрни: "Больше года назад ко мне уже обращались люди из Warner и менеджер A-Ha Терри Слейтер с предложением делать их альбом. В то время группа работала в студии Ратклиффа в (пригороде Лондона) Сайденхэме, и когда я приехал туда, они сыграли нам всем прямо в студии целый концерт. Они недавно приехали в страну, и им разрешили использовать студию в "мёртвое" время, по ночам, а днём там записывались другие люди. Вот так я услышал первую версию Take On Me".
Алан Тэрни в то время был уже весьма авторитетным автором, сессионным музыкантом и продюсером. Уроженец Австралии, Алан в 1960-е перебрался в Британию – туда его перетащил приятель, тоже австралиец Терри Бриттен (Terry Britten). Некоторое время Тэрни и Бриттен вместе играли в британской группе Quartet, но без какого-либо успеха. Вскоре их пути разошлись, оба продолжали работать в качестве сессионных музыкантов и авторов песен для других исполнителей. Бриттен в 1980-е успешно работал в качестве автора песен и продюсера с Тиной Тёрнер (Tina Turner), Майклом Джексоном (Michael Jackson) и другими звёздами первой величины. Одну из песен Тэрни включил в свой репертуар Клифф Ричард (Cliff Richard), песня имела успех, и Алана пригласили в качестве постоянного автора в издательскую фирму ATV Music.
…Алан Тэрни сперва согласился сотрудничать с A-Ha, но вскоре по уважительным причинам ему пришлось отказаться. Тогда-то лейбл и нанял Мэнсфилда.
Тэрни: "Потом, девять месяцев или год спустя, Уорнер обратились ко мне сказав, что они были бы безмерно счастливы, если бы я поработал с песней "Take On Me и попросили меня сделать её в качестве сингла группы. Денег на запись было отпущено мало, но Уорнер хотели, чтобы песня звучала максимально качественно, они даже были готовы превысить бюджет. В то время я занимался альбомом Дэвида Кэссиди (David Cassidy) "Romance", я взял один выходной день, и парни приехали ко мне в студию RG Jones в Уимблдоне, где я тогда работал, там мы записали и свели песню".
На фото вверху и внизу: студия RG Jones в середине 1980-х.
Первое, что сделал Тэрни – взял за отправную точку изначальный вариант песни, когда-то записанный в качестве демо. Но по его мнению, хотя все составляющие песни и звучали хорошо, в целом ей не хватало коммерческого "блеска".
Джерри Китчингхэм (Gerry Kitchingham), в то время ассистент студии: "Помню, я подумал: "Демо звучит очень, очень хорошо. Запись Тони Мэнсфилда заслуживает похвал". Я работал с Тэрни в других проектах, и уже знал, чего ожидать прежде, чем он нажмёт кнопку "воспроизведение". В то время он был фанатом (сэмплера) Фарлайт, и я понимал, почему менеджеры Уорнер решили, что его версия добавит очарования песне".
Китчингхэм начал заниматься звукозаписью в 15-летнем возрасте ещё в середине 1960-х и уже около двадцати лет работал в студии RG Jones.
Китчингхэм: "Несмотря на свою смазливую внешность A-Ha были отличными музыкантами. Обычно, когда дело касалось продюсирования, Алан (Тэрни) был человеком-оркестром, мог программировать ударные, но Пал был великолепен. Некоторые моменты в его программировании барабанов были просто шикарными".
Тэрни: "Когда они приехали в студию RG Jones, всё моё оборудование уже находилось там. Это были Roland Juno-60, на котором сыграли основную тему песни – я его использую до сих пор, так же как компьютерную систему EMU, которую использует и Винс Кларк (Vince Clark). Для дополнительной "накачки" использовали ритм-машину Linn, её программировал Пал. Он сделал это просто великолепно, я не знаю никого, кто мог бы так запрограммировать Linn".
Тэрни: "Пал и Магз оба были потрясающими музыкантами. Магз – отличный клавишник. Помню, как он в контрольной комнате играл на инструменте PPG Waves, было просто здорово это слышать. Такая энергетика! У меня многое делалось на Roland Jouno и Yamaha DX-7, но они ещё играли на Waves, и это было просто волшебство. Очень живая запись".
В отличие от более попсовой версии Кинга Тэрни хотел добиться более жёсткого звучания. Китчингхэм говорит, что прежняя версия Кинга очень отличалась от демо-записи, но Тэрни просто переписал демо с более качественным звуком. Группе понравилось это звучание. Несмотря на то, что норвежцы работали в студии лишь третий раз в жизни, никаких трений между ними и продюсером не возникло: скандинавам был очень интересен процесс записи, они получали явное удовольствие от пребывания в студии.
Китчингхэм: "После записи стерео-партий ударных мы записали остальные партии, включая вокал Мортена, и результат стал практически понятен".
Take On Me записали в ля мажоре в темпе 170 ударов в минуту.
Партии баса и основной синтезаторный рифф исполнил Алан Тэрни, но в выборе подходящих тембров участвовали все музыканты. Позже, во время записи альбома, синтезаторы прогоняли через гитарные комбики и записывали микрофонами, но в тот раз всё записывалось "в линию". Китчингхэм считает, что из-за этого сингл звучит более легковесно по сравнению с более жёстким саундом альбома. Хотя звучание барабанов из ритм-машины в целом устроило всех, но тембры тарелок сочли неподходящими. Партии "живых" тарелок исполнил Пал Ваактаар, их дописали наложением.
Китчингхэм – о записи вокала Мортена: "Как только я начал настраивать микрофон, то сразу понял, что никаких проблем с его голосом не будет. Мне он сразу понравился. Он отличный вокалист, и будучи новичком в студии, он очень тщательно относился к процессу записи".
Мортен спел два-три дубля и выслушивал замечания продюсера. Было записано ещё несколько дублей, музыкантов отправили на перекур, а Тэрни и Китчингхэм прослушали записанный материал. В целом всё было неплохо, Мортена попросили перепеть лишь небольшие фрагменты.
Тэрни: "Для бэк-вокалов я сам спел вместе со всеми музыкантами в один микрофон, на запись всей песни ушёл примерно один день, и ещё за один день мы сделали сведение. Спасибо проекту Дэвида Кэссиди – из-за него у нас просто не было больше времени".
На вторую сторону пластинки-сингла так же быстро на той же неделе записали будущий хит "The Sun Always Shines On TV".
A-Ha, "The Sun Always Shines On TV":
В апреле 1985 года лейбл Уорнер выпустил новую версию песни "Take On Me" – и это был грандиозный успех. Этому способствовал и новый видеоклип, снятый за гигантскую по тем временам сумму 100 000 долларов. В то время комбинация видео и рисованной анимации была в новинку.
Джерри Китчингхэм: "Когда мы записывали "Take On Me", у меня даже мысли не было, что песня станет хитом. Может быть потому, что я занимался записью каждый день, и для меня это не было каким-то прорывом. Я оценил это всё гораздо позже".
Песня заняла первые места в хит-парадах США, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Австрии, Австралии, Германии, Италии, Норвегии, второе место в чартах Великобритании и Канады.
Дебютный альбом A-Ha "Hunting High and Low" вышел в июне 1985 года. №2 в Великобритании, №15 в США. Грэмми в категории "лучшая новая группа".
A-Ha – "Velvet" (2000г):
Алан Тэрни сегодня работает в своей домашней студии и время от времени сотрудничает с A-Ha.
Джерри Китчингхэм в разное время под руководством Тэрни записывал Клиффа Ричарда и тех же A-Ha, и затем самостоятельно продюсировал Pulp, Джорджа Майкла (George Michael), Игги Попа (Iggy Pop) и многих других исполнителей.
Группа A-Ha до середины 1990-х неуклонно шла в гору и занимала с песнями и альбомами высшие места в хит-парадах. Но затем норвежцы сбавили обороты, хотя их последний альбом 2009 года стал №5 в Великобритании. A-Ha являются одними из наиболее успешных гастролирующих коллективов, общий тираж их альбомов превысил 35 миллионов копий. Несмотря на звёздный статус A-Ha остаются людьми совершенно открытыми и лишёнными пафоса. Даже на концерты из Питера в Москву они ездят на поезде без личной охраны.
A-ha – "Butterfly, Butterfly (2010г):
Дискография:
1985: - "Hunting High and Low"
1986: - "Scoundrel Days"
1988: - "Stay on These Roads"
1990: - "East of the Sun, West of the Moon"
1993: - "Memorial Beach"
2000: - "Minor Earth Major Sky"
2002: - "Lifelines"
2005: - "Analogue"
2009: - "Foot of the Mountain"
DVD:
1991: - "Headlines and Deadlines – The Hits of A-ha", "A-ha - The Videos"
1993: - "A-ha - Live in South America"
2001: - "A-ha Live at Vallhall - Homecoming"
2005: - "Live 8 concert, Berlin"
2006: - "Live in Chile, Chile"
2010: - "25 The Videos"
2011: - "Farewell Tour"
Дата образования:
1 марта 1987
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)