THE HABIBIS  Академия пана Кляксы

Рассказ о том как питерский музыкант по прозвищу “Клякса” cтал музыкантом из Гётеборга, влился в шведскую группу The Habibs и записал с ней причудливый альбом на русском языке.

В прошлом веке большую часть времени Игорь Матвеев по прозвищу “Клякса” болтался без дела по Питеру. У него был талант, саксофон и почти безразмерный ничем не занятый досуг. “Кляксой меня прозвали ещё в 90-е, - говорит Игорь.- Мы тогда часто собирались компанией в одном из двориков на Невском проспекте. Слушали вместе The Cure, Bauhaus, Joy Division и называли себя пост-панками. У нас там у всех были странные прозвища: "Кубик", "Левый", "Робин Гусь", "Барматэлла" и т. п. Меня Кляксой называли. Может в честь пана Кляксы, персонажа из книги польского писателя Яна Бжхевы "Академия пана Кляксы"? Сейчас уже точно не скажу. Но прозвище это закрепилось за мной на какое-то время. До той поры пока я не перебрался в Швецию. Здесь меня так никто не зовёт. Моё имя - Игорь и так достаточно оригинально в этих краях”.

В 1999 году Клякса, уличный саксофонист и автор странных песен, с басистом Юрой П. организовал довольно вычурную и нервную пост-панк группу Слёзы Б.. Параллельно концертам в небольших клубах он подрабатывал бродячим музыкантом.

Звуки.Ru: Ты начинал в Петербурге уличным музыкантом. Это было нелегко?
Клякса: На улице я начал играть ещё в 90-е. Играли где только можно. Но всё это было больше баловством, нежели заработками. Так, на пиво сшибали да с девчонками знакомились. Чуть позже закрутилось по-настоящему. Тогда же я работал в магазине звукозаписи, и вот в один прекрасный день ко мне пришёл мой друг и предложил выйти с ним поиграть в пригородных поездах. Я согласился попробовать. Мы разучили подходящую, на наш взгляд, программу: Beatles, Любэ, Браво,- и пошли по электричкам. Тогда это было ещё в новинку для пассажиров, и всем было очень интересно. Вскоре я уволился из магазина, так как в электричках за несколько часов мы наигрывали раз в пять больше, чем я зарабатывал на продаже дисков за день. Это время вспоминается мне очень романтичным. Мы колесили по стране, исполняя популярные песни того времени. Что интересно, все относились к нам очень доброжелательно. Даже контролёры никогда не брали с нас штрафов - мы везде ездили бесплатно. Как будто, если ты музыкант, то платить за проезд не надо. Один раз мой напарник вместо билета предъявил контролёру тамбурин, на что тот улыбнулся и сказал: ''А... музыканты, ну езжайте тогда'',- и пошёл своей дорогой. От Питера до Севастополя мы колесили по стране и останавливались, где хотели. Где в кабаке сыграть, а где просто город посмотреть. И везде, где есть поезда, мы могли заработать. Было ощущение свободы.

Жизнь клубного музыканта, в отличие от вольного бродячего “бременского”, не так прекрасна и вольготна. “Слезы Б.” хоть и были почитаемым ансамблем, однако железная рука внутренних раздоров и противоречий коснулась и их. В начале 2004-го, в силу весенних обострений, бэнд завершил свое существование прямо на сцене клуба “Грибоедов” - после диспута на тему: "Какое количество наркотиков допустимо во время выступления, а какое - нет". Летом того же года из-за неведомых перипетий судьбы Клякса оказался в Швеции.

Звуки.Ru: Как тебе удалось адаптироваться в Швеции? Не пробовал собрать свой собственный коллектив?
Клякса: Адаптация оказалось делом не очень сложным, но все же заняла у меня года четыре. За это время я переработал на разных работах: сажал цветы, мыл посуду, играл в театре. Долгое время работал в музыкальном клубе. Музицировать в Швеции я начал довольно быстро: уже в 2005 году, то есть спустя год после прибытия, я участвовал в записях и в небольших концертах некоторых локальных групп. Пытался собрать свою группу, но эти попытки развития не имели, и лишь отрывочные записи свидетельствуют о их существовании. Например, у меня сохранились записи синти-поп проекта МfM или же экспериментальной трип-хоп группы Matematika. Лишь в 2007 году я попал в группу The Habibis, где со временем стал автором большинства песен и мы записали наш первый demo-CD “Сельскохозяйственный””.

Название The Habibis было придумано во времена, когда в коллективе преобладали индийско-арабские мелодии, до появления “Кляксы” в составе. Ведь "Хабиби" в переводе с арабского означает "друг" или "любимый". Российский друг сумел передать шведским друзьям что-то весьма ценное, из-за чего индусы и арабы ушли на задний план.

Звуки.Ru: Как же ты поешь песни на русском для шведов? Им в самом деле интересно?
Клякса: Петь на русском языке мне поначалу казалось сложным. Сейчас так не кажется, ибо во многих песнях мне с радостью подпевают мои шведские музыканты. Разучиваем вместе тексты. К тому же, как выяснилось позже, исполняя песни на русском, получаешь определённые "бонусы". Во-первых, выгодно выделяешься на общем фоне среди других команд, во-вторых - получаешь возможность работы со стихом, с песней под другим углом: когда не слово, а звук и динамика имеют большую силу. Но о слове тоже нельзя забывать, ибо нередко на наши выступления приходят люди, владеющие в той или иной степени русским языком. Так что всё должно быть честно. Звуки.Ru: И добропорядочные шведские зрители приходят на ваши концерты?
Клякса: Не могу сказать, что мы пользуемся огромной популярностью, но у нас есть своя аудитория и иногда наши песни звучат по шведскому радио. В июле у нас были небольшие гастроли по Швеции в поддержку нового альбома - мы дали 7 концертов за две недели в разных шведских городах. И везде народ нас принимал тепло и с большим интересом. Новый альбом - полностью на русском, но название мы решили не менять. Получилось очень многокультурно. Шведская группа с русской песней под арабским названием с английским "The". Коллектив постоянно варьирует состав, неизменными остаются лишь я, да Йоар Сандлинг, отвечающий за звук и всю электронику группы. Вот уже несколько лет с нами играют скрипачка Еллинор Фритц и басист Даниел Сандлинг. В этом году к нам присоединились Густав Арен (саксофон) и Пер Энгстрём (труба). На пластинке также участвовала девушка из Мурманска Аня Павловская в качестве бэк-вокалистки. К тому же мы постоянно экспериментируем с музыкантами из других групп - даем с ними совместные концерты.

В результате слияния российского таланта со шведскими The Habibis записали занятный, очень легко слушаемый альбом о двенадцати песнях с запоминающимися мелодиями, наполненными ностальгией текстами и общей атмосферой слегка упорядоченного балагана. Тут и дань “руссо-диско”, и легкий восточный флер, и много-много-много жиганской романтики - уже одна лишь открывающая диск песня “Уркаганы” (привет, я из Одессы) дает ансамблю шанс на успех среди простой, но очень интеллигентной публики. Тексты прилежно переведены на шведский, дабы покладистый слушатель вкусил сполна сантиментов с родины Толстого и Пушкина. То, что это все-таки андеграунд, а не блатная-хороводная - сомнению не подлежит.

Звуки.Ru: : Что вообще происходит с руссо-диско и балкан-битом, с точки зрения русского шведа?
Клякса: Руссо-диско, балкан, джипси-панк или клезмер в Европе как были андеграундом, так им и остаются. Несмотря на прорыв таких коллективов, как Gogol Bordello или Goran Bregovic Orchestra. Андеграундом - в хорошем смысле слова. Андеграунд, который собирает клубы, выступает на фестивалях, но который не увидишь на MTV. Эта сцена, в основном, развита в Восточной Европе, Германии, Австрии. Много хороших групп - именно оттуда, чуть в меньшей степени - из Скандинавии, Голландии. Ничего не могу сказать про Англию, Испанию, Францию, ибо я не особенно подкован в этом вопросе.

Звуки.Ru: Чем ты живешь сейчас? Играть на улицах Гетеборга не приходилось?
Клякса: К сожалению, я плохо знаком с жизнью уличных музыкантов в Швеции. И на улице мне здесь играть не доводилось. Но я знаю, что в начале нулевых в среде питерских уличных музыкантов было популярно ездить в Хельсинки или в Стокгольм. Съездят на выходные - потом живут на заработанное неделю дома. Некоторые мои знакомые промышляли таким образом. В последнее время стало больше дел у The Habibis, к тому же я живу довольно просто, без особых затрат, так что у меня получается заниматься только музыкой.

Звуки.Ru: : Ты не собираешься возвращаться в Россию, чтобы предстать перед судом своих соотечественников?
Клякса: Собственно, я не считаю, что я сильно удалился от Родины. Я периодически бываю в России, встречаюсь со своими друзьями, своими родителями. У меня даже осталось российское гражданство и уголок в центре Питера, где я всегда могу остановиться. А вот моих шведских товарищей по группе было бы интересно свозить к нам - поиграть в русских клубах. Им были бы интересны, я думаю, такие гастроли!

19.08.2011, Леонид НОВИКОВ (ЗВУКИ РУ)