SZIGET  Sziget-2011. Дни 4 и 5: Буря перед бурей

Рассказ о двух заключительных днях Sziget: The National, White Lies, Manic Street Preachers, Кейт Нэш и другие.

День 4: Британское нашествие и Buraka Som Sistema субботним вечером

Четвертый день, судя по заявленным хедлайнерам (смазливые рок-герои школьниц 30 Seconds to Mars и оркестр Горана Бреговича, играющий на похоронах и танцах), обещал дать небольшую передышку ушам и конечностям. Впрочем, ожидавшееся затишье перед бурей – завершающим днем Сигета - обернулось настоящим безумством в гетто, но обо всем по порядку.

Британский ню-рейв-коллектив Hadouken! из графства Лидс, выпустивший за 5 лет существования два альбома, выступил драйвово и по-панковски жестко. Фронтмен Джеймс Смит (James Smith) специально по случаю приезда на Сигет даже переиначил слова визитной карточки группы, песни "Get Smashed Gate Crash" и спел: "Welcome to Sziget we are the wasted youth. And we are the future too". "Поганая молодежь" устроила на площадке перед главной поп-рок сценой круги для моша, а любители краудсерфинга, несмотря на свежие синяки и шрамы от предыдущих падений, снова пошли по рукам.

Почти одновременно с Hadouken! на сцене A38-WAN2 выступала фолк- и соул-певица из Марокко Хинди Зара (Hindi Zahra), клиент авторитетнейшего джазового лейбла Blue Note. Ее прошлогодний дебют "Handmade" получил довольно высокие оценки в профильной прессе. Кстати, совсем недавно – в начале июля – она выступила на фестивале "Движение" в Перми. Но нам пришлось уйти на самом интересном месте, чтобы застать выход на поп-рок-сцену милейшей Кейт Нэш (Kate Nash).

Молодая певица из Лондона к своим 24 годам записала две пластинки в жанре "женский инди-поп с пианинкой" (дебют и вовсе стал платиновым) и вволю покаталась по фестивалям, правда, до Центральной Европы добралась впервые. Вживую Кейт и ее девичья группа очень обаятельны, хотя любят вдарить по струнам и покуролесить – например, во время исполнения кавера на песню канадской панк-группы Cub про шиншиллу ("My Chinchilla"). Кейт исполнила все, что от нее ожидали фанаты: "I Just Love You More", "Do-Wah-Doo", "Kiss That Grrrl", "Later On" и, конечно же, главный хит - "Foundations". В какой-то момент поклонники не выдержали и начали скандировать: "Кейт, мы любим тебя!" Особенно усердствовал один из фанатов, он написал на груди помадой "MARRY ME!", после чего был транспортирован на руках к сцене. Кейт смущенно улыбалась, а девушки весело перемигивались, в то время как парень ласковой кошкой разлегся у ног певицы и преданно смотрел ей в глаза целую песню, после чего был препровожден обратно охраной.

Ободренная приемом Кейт решила напоследок взбодриться: загоняв до полусмерти техников, не успевавших распутывать провода микрофона во время исполнения песни "Pumpkin Soup", она залезла на свои обшитые лампочками клавиши и деликатно потопала по ним ножками.

Тем временем на Burn Party Arena стартовал живой сет германского техно-музыканта Zombie Nation, успешно зомбирующего танцующих своими довольно-таки однообразными ритмами и удачной работой со светом. С трудом выйдя из транса, мы отправились на главную поп-рок сцену, где публика с воодушевлением принимала – вы не поверите, опять-таки британцев - Kaiser Chiefs, которые выступали помощнее, чем на недавнем "Пикнике Афиши", но к моменту исполнения "Ruby" выглядели уставшими и заметно поскучневшими.

На сцене A38-WAN2 же началось один из самых удачных live act фестиваля - французский коллектив с живым контрабасом Watcha Clan (к сожалению, в первый же день фестиваля нам пришлось променять на Pulp выступление Ojos De Brujo, которые играют примерно на той же мультикультурной территории). Посвятив свой последний альбом вавилонскому смешению языков, группа (и это особенно заметно во время живых выступлений) делает коктейль из рагга, даба, драм-н-басса, транса, хип-хопа не забывая об этно-составляющей.

Главную поп-рок-сцену меж тем оккупировали американцы 30 Seconds to Mars, но мы решили, что логичным продолжением (и завершением) вечера может стать только концерт португальцев Buraka Som Sistema, обладателей награды MTV Europe Music Awards и сотрудничавших с M.I.A., Petty и Pongolove.

"Бурака" популяризирует по всему миру специфический жанр kuduro, ставший чрезвычайно популярным сначала на ангольских улицах (BBC обозвало kuduro "DIY-техно, сделанного подростками из гетто, которые чересчур много слушали Бенни Бенасси"), а затем и в Португалии. У себя на MySpace музыканты по горячим следам отозвались о выступлении на Сигете: "the sickest show ever". Неудивительно, ведь при помощи хитов – "Restless", "Sound of Kuduro" и "Hangover" - слушатели перенеслись в далекие ангольские гетто и на танцполы Португалии. Что характерно, без всякого там "hangover".

День 5: От Гоголя Борделло до "Лжи во спасение"

На пятый – завершающий – день фестиваля организаторы приготовили столько интересностей, что главной мыслью было как бы на все успеть и не разорваться по дороге. День открылся на главной поп-рок-сцене выступлением американцев Mariachi El Bronx. С "мариачи" было все понятно: мексиканцы в шляпах, гитары, текила – все как у Роберта Родригеса, а вот за эстетику "Бронкса", видимо, отвечали хип-хоп-речевки и многочисленные "yo!".

Усилить фолк-составляющую главной поп-рок сцены организаторы решили выступлением Евгения Гудзя сотоварищи. Gogol Bordello уже приезжали на Сигет в 2006 и 2007 году, и на этот раз их алкогольный фолк-панк с отчетливыми украинскими корнями был встречен зрителями на "ура!" (в прямом смысле, кричали по-русски), во время хитов вроде "Pala Tute" зрители водили хороводы, а над залом гордо реял жовто-блакитный флаг. Сет завершился исполнением хита "Start Wearing Purple", причем Гудзь начал песню, пропев "We don’t need no education, we don’t need no thought control".

Эклектика достигла апогея на Pesti Est World Stage, где начал свое выступление канадский клезмер-хип-хоп музыкант Socalled. Само словосочетание ("клезмер-хип-хоп", да еще из Канады!), видимо, отпугнуло потенциальных слушателей, а зря! Перед сценой собрались только самые стойкие, что несколько расстроило Джоша Долгина (в одном из канадских изданий его остроумно обозвали "плодом страсти Вуди Аллена и Лил Вэйна"). В промежутках между хитами ("(These Are The) Good Old Days", "You Are Never Alone") напоминающий скорее гика, чем хип-хоп-музыканта Долгин пытался показывать фокусы и всячески развлекать публику, но скажем откровенно – музыка у него получалась куда лучше.

Главную поп-рок-сцену к тому времени заняли смурные и бородатые янки The National, неожиданно вошедшие в прошлом году со своими суровыми мужскими композициями, для одиноких алкогольных возлияний, чуть ли не во все списки лучших пластинок года. Самая популярная и титулованная в их дискографии пластинка ("High Violet") стала основой для половины сета ("Anyone’s Ghost", "Bloodbuzz Ohio", "Afraid of Everyone", "Conversation 16", "Terrible Love"). Также был представлен материал альбома "Boxer", более жесткий, мрачный и неоднозначный – такое же настроение сохранялось в течение всего выступления. Мэтт Бернингер (Matt Berninger), то и дело прикладываясь к бутылке с красненьким, под финал все же попытался спрыгнуть со сцены поближе к фанатам, но ограничился тем, что пожал руки всем, кто смог до него дотянуться.

На сцене Burn Party Arena появился протеже Канье Уэста Кид Кади (KiD CuDi), который расшевелил публику своим слащавым хип-хопом, густо замешанным на R’n’B, и главной композицией, попавшей во многие чарты и тяжело ротируемой на MTV – "Day’n’Nite".

Однако на главной поп-рок сцене зрелище было явно поинтереснее. Живые легенды Manic Street Preachers, отмечающие в этом году четверть века в рок-музыке, вернулись на Сигет спустя два года после предыдущего триумфального выступления с материалом нового (прошлогоднего) альбома "Postcards From a Young Man" (об этом можно было догадаться по висящему на заднике сцены портрету полуобнаженного юноши с "полароидом"). Впрочем, в их сетлисте нашлось место и "Motorcycle Emptyness" и "Slash n' Burn", и мощному завершающему аккорду в виде хита "If You Tolerate This...".

Фронтменом главной поп-рок-сцены в этом году стали британская пост-панк-группа White Lies, в то время как пятидневный праздник вина и музыки на World Stage завершали гости из Канады Cowboy Junkies. Вполне предсказуемо, что трогательному альт-кантри и блюзу мы предпочли модную гитарную "Ложь во спасение". И не ошиблись: перспективная молодежь (премии изданий NME, Q, Mojo), в кумирах числящая Joy Division и Talkihg Heads, выступила с материалом своего второго альбома ("Ritual"), сделав его куда более танцевальным и слушабельным. На бис были сыграны одна из первых песен "Unfinished Business" и главный хит второй пластинки "Bigger Than Us".

Самые стойкие зрители остались на "продолжение банкета" в виде выступлений электронного рок-минимализма с человеческим лицом и женским вокалом (Mlle Caro) в шатре Meduza, но мы, переполненные впечатлениями и гигабайтами фотографий, отправились в отель.

18.08.2011, Денис ШЛЯНЦЕВ (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: