О том, что ремиксы из искусства стали продуктом сугубо утилитарным, уже много написано, но к счастью и из этого правила существуют исключения. Наиболее показательный пример – ремиксы на песни Radiohead. В последние несколько месяцев Том Йорк (Thom Yorke) сотоварищи регулярно издают ремиксы на треки с альбома "The King of Limbs". Издают не скопом, а постепенно, постреливая пластинками по два-три трека. Каждая из них – маленькое, но событие, которого с нетерпением ждёшь.
Объяснение этого факта предельно просто. Во-первых, Йорк по-настоящему увлечен модерновой электроникой и пристально следит за тем, что происходит на переднем краю (чего стоит хотя бы его появление в качестве приглашенного вокалиста на альбомах Modesekeltor и Flying Lotus). Да и собственный материал, будь то Radiohead или сольные записи, Йорк со времен эпохального "Kid A" норовит подавать именно в электронном ключе. Во-вторых, лидер Radiohead – настоящий "control freak". Ему не удастся впарить на сингл ремиксеров, которых лейбл настойчиво пиарит. С лейблами у Тома разговор короткий – те, если и участвуют в издании его материала, ходят по струнке, ни о каком навязывании с их стороны и речи не идёт.
Ремиксография Radiohead начинается еще со времен альбома "The Bends", когда под нож электронщикам была отдана песня "Planet Telex". По синглам был разбросан с пяток версий, большая часть из которых так или иначе напоминала трип-хоп, что едва ли удивляло. Музыки актуальнее в 1995-м не было – годом раньше издали дебютный диск Portishead, Massive Attack гремели песнями с "Protection", а будущие соратники Йорка UNKLE, где тогда еще участвовал Тим Голдсуорси (Tim Goldsworthy) отметились первой ЕР.
Если версии от UNKLE, Стива Осборна (Steve Osborne) и Depthcharge, все как одна – очень неплохие, были построены на сходных трип-хоповых принципах, то в том безумии, что наворотил над оригинальным треком Марк Белл (Mark Bell) из LFO (будущий продюсер Bjork и Depeche Mode), отчетливо улавливаются черты того самого дабстепа, которым Йорк сотоварищи так увлекутся уже в нулевые. Агрессивный чавкающий бас во второй половине трека своё время опередил лет на десять.
Тем не менее, началом романа с электроникой сингл "Planet Telex" не стал, заполнять синглы группа по-прежнему предпочитала живыми версиями и треками, не вошедшими в альбомы. Но и оставаться уж совсем в стороне от прогресса было как-то неловко. В результате, два года спустя Radiohead сделали новый заход на территорию электроники – на разных изданиях сингла "Karma Police" появляются сразу два ремикса на трек "Climbing Up The Walls", от Zero 7 и Fila Brazillia. Предметом вожделения коллекционеров тут же стало лимитированное издание односторонней пластинки, куда вошли обе эти версии. Но в плане музыки ремиксы едва ли были шедеврами – трип-хоп медленно превращался в дауптемпо, видоизменяясь от жанра мрачного и гипнотического в сторону музыки для релаксации, которая в конце девяностых хлынула на рынок тоннами. И оба ремикса этот "релаксационный" тренд отлично иллюстрировали.
В следующий раз Radiohead обратились к кому-то за ремиксом уже в 2003-м. Тогда в их дискографии уже числились "Kid A" и "Amnesiac", насквозь электронные альбомы, после которых группа (правда не без помощи своего бессменного продюсера Найджела Годрича (Nigel Godrich)) уже сама могла записывать ремиксы кому угодно. На сингл "2+2 = 5" были приглашены два прожжённых экспериментатора – всем известный Four Tet, а также Кристиан Фогель (Christian Vogel), в юности издававший техно на лейбле Tresor, а в тот момент известный скорее в качестве участника дуэта Super_Collider вместе с Джейми Лиделлом (Jamie Lidell). Первый поработал над "Skttrbrain", второй приложил руки к "Myxomatosis", трек и без того крайне непростой.
Функциональной нагрузки оба ремикса не несли решительно никакой – не годились, ни для танцев, ни для чиллаута, ни для радио. А вот авангардную музыкальную мысль выражали неплохо. Видимо, представление своих песен в максимально смелом, авангардном антураже, и было идеей Тома – мол, пусть альбом "Hail To The Thief" и не такой электронный, но знайте, мы можем зайти дальше, гораздо дальше, чем на "Kid A". Four Tet собирал из неровно нарезанных радиохедовских петель привычный для себя коллаж – странный до жути, хромой и корявый, но при этом на удивление ладный гармонически. В сходном ключе выступил и Фогель, сделав из обрезков вокала и ударных нервный и жесткий репитативный трек. Если хотите проследить, откуда растут ноги у альбома "The King of Limbs", непременно послушайте эти ремиксы.
Но то была лишь прелюдия. Самое интересное в ремиксографии Radiohead начинается с сольника Тома Йорка. Простите за некую вольность с объединением двух проектов в один, но из песни слова не выкинешь. Говорим "партия", то бишь Radiohead, подразумеваем "Ленин", то бишь Том Йорк. В альбоме "The Eraser" (2006) электроники хватало и так (на то он и сольник), но запись все-таки оставляла ощущение недосказанности. Том будто бы записал в спальне демо для новой пластинки Radiohead, да так и не придумал, куда её развивать – то ли в сторону гитарного драйва, то ли в сторону авангардной электроники.
Изданный следом диск "The Eraser Rmxs" (первоначально вышедший в виде трех ЕР) оказался тем "развитием темы", которого не хватило на самом альбоме. Добрая половина людей, которых Йорк позвал работать над своими треками, представляли дабстеп-сцену - Burial, The Bug, Various Production и давние фавориты Тома Modeselektor, которых в самой дабстеп-тусовке никогда не жаловали. Причем Йорк снова позвал не столько модных персонажей, которые готовы были сделать продукт для клубов (на эту роль куда лучше подошли бы Caspa или Joker), а именно тех, кто готов был внимательно работать с оригинальным материалом.
В этом смысле очень показателен ремикс от Burial. Великий и ужасный лондонский аноним обычно не слишком церемонится с исходниками для ремиксов. Его версии – скорее его собственная музыка, нежели прочтение оригинала (послушайте, что Burial сделал из Bloc Party), но в случае с Йорком британец с лёгкостью наступил на горло собственной песне и чутко поработал над чужой. Даже всем известный террорист The Bug ухитрился не потерять голос Йорка и песенную канву в грохоте барабанов и шуме дабовых фидбеков.
Другая половина ремиксов представляла давнее увлечение Тома – коллажную индитронику. В случае с The Field или снова вступившим в игру Йорка Кристианом Фогелем - танцевальную, граничащую с техно. В случае с еще одним давним знакомцем Radiohead Крином "Four Tet" Хебденом (Kieran Hebden) – легкую, изящную и светлую. Минималистичную "Atoms for Peace" Киран превратил чуть ли не в новую "No Surprises".
Удачный опыт было решено продолжить и после альбома "The King of Limbs", также оставившего крайне неоднозначные впечатления. Как и в случае с ремиксами на "Eraser", новые версии выходили не сразу, а порциями, доступными на виниле или в виде платных mp3. Вкусы Йорка оставались прежними. Техно (непременно мутантное, решительно непригодное для того чтобы под эту музыку "отжигать"), коллажная индитроника и дабстеп, на этот раз с приставкой "пост".
Коллажную тему достойно отработали Caribou, не забывший добавить к треку вполне танцевальный бит, а также вездесущий Four Tet. Версия Кирана, уже по традиции, оказалась великолепной – Тому определенно стоит позвать Хебдена в продюсеры своей очередной записи, или хотя бы отдать на растерзание целый альбом, как в своё время поступили Massive Attack, поручив ветерану даба по прозвищу Mad Professor отремикшировать диск "Protection" целиком.
Техно с дабстепом, в свою очередь, срослись почти до состояния сиамских близнецов. Натан Фейк (Nathan Fake), клиент лейбла Border Community и подопечный Джеймса Холдена (James Holden), тяготевший, особенно в ремиксах, к танцевальной музыке, на этот раз изрядно скособочил свою ритм-секцию, а Pearson Sound, он же Ramadanman, напротив, разогнал свой дабстеп почти до техновых темпов, чем славится во время своих диджей-сетов.
Здесь Йорк уловил весьма занятную тенденцию. Главной проблемой всех ремиксов нулевых была именно их строгая функциональность, заточенность под формат конкретного жанра, клуба и ди-джея. Здесь же картина наблюдается ровно обратная: где здесь техно, индитроника, фьюче-гэрридж или UK funky – уже не определить. Когорта музыкантов в диапазоне от Lone до Жака Грина (Jacques Greene), от ветерана умной электроники Марка Притчарда (Mark Pritchard) до тех же Modeselektor условно вписывается в обширное понятие "пост-дабстеп", но отличается друг от друга разительно. Тот же Lone запросто может выдать техно-пластинку в детройтских традициях, но от предыдущего поколения танцевальных продюсеров его отличает как раз вольность в жанровом самоопределении – с такой же легкостью его следующая пластинка может оказаться хип-хопом. Именно в этот постмодернистский фьюжн и пытается вписать свои работы Том Йорк, и делает это пока блестяще.
Radiohead, экспериментальная рок-группа из Оксфорда, образована в 1985 году.
Подробности из жизни:
Radiohead образовались в 1985 году в Оксфорде. Коллектив по традиции называют рок-группой, но в случае Radiohead этот ярлык является очень условным: британцы выработали свой собственный стиль, в котором можно вычленить элементы джаза, IDM, краутрока и самых разных ответвлений экспериментальной музыки.
Radiohead можно назвать образцом товарищества: состав группы, сформировавшийся еще под вывеской On A Friday (название было изменено в 1991 году по требованию выпускающего лейбла EMI; новое имя музыканты позаимствовали из песни Talking Heads "Radio Head"), не менялся никогда.
Колин Гринвуд (Colin Greenwood) – бас*, клавишные, перкуссия
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) – гитары*, клавишные, эффекты, аккордеон, банджо, виола, гармоника, глокеншпиль, лэптоп
Эд О'Брайен (Ed O'Brien) – гитары*, бэк-вокал, Родес-пиано
Фил Сэлвей (Phil Selway) – ударные*, перкуссия
Том Йорк (Thom Yorke) – вокал*, гитары, клавишные, сэмплы, бас, ударные
* - основной…
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)