Кажется, что Эсперанца Сполдинг (Esperanza Spalding) - явление, которое уже невозможно в мире умирающей музыкальной индустрии: не просто виртуозный, но еще и живой музыкант. Талантливая малышка с огромным контрабасом, в чьей фигуре есть что-то радостно-мультяшное. Она - идеальная героиня. И вместе с тем, ее история правдива до последней ноты.
Музыкой Экспранца занимается с 5 лет - в детстве она начала со скрипки, но быстро сменила ее на контрабас. Дирижер оркестра с 15 лет, студентка престижнейшего Berklee College of Music - с 16 лет, сразу по окончании колледжа - самый молодой профессор этого учебного заведения. Вокалом девушка занималась сама. "Я училась петь дома, в Портленде, под душем", - говорила она в интервью, приуроченном к выходу ее первого альбома "Junjo" в 2006 году. Тогда молодой исполнительнице только-только исполнилось 20 лет, и ее жизнерадостная улыбка украсила собой многие серьезные музыкальные издания мира.
В минувшем году Эсперанца выпустила третий по счету альбом "Chamber Music Society" (явный оммаж Chamber Music Society of Oregon) и получила Grammy Award как Лучший новый артист. Для поп-истеблишмента это решение жюри стало полнейшей неожиданностью, а в массах оно даже спровоцировало виртуальную войну. Мало того, что молодая певица первой из джазовых музыкантов получила эту премию - она еще и победила в честном бою подросткового бога Джастина Бибера!
Рано или поздно Эсперанца Сполдинг оказалась бы в Монтре, и здорово, что нам довелось увидеть этот необычный талант в период его становления.
Шоу юной Сполдинг кинематоргафично, в нем есть внутренний ритм и четкий сюжет. На сцене - условный антураж: столик с цветами, вино. Юная девушка в штанах с подтяжками и с лохматой кудрявой головой выходит к ансамблю, наливает себе вина и на секунду прикрывает глаза. Тем временем на заднем плане скрипка и альт выводят нежную барочную мелодию. Эсперанца выходит на авансцену, берет свой огромный инструмент в объятия - и начинается пение-медитация под приглушенное бормотание контрабаса,- никаких спецэффектов, чистая акустика.
Но уже на второй вещи - "Little Fly" на стихи Уильяма Блейка,- Эсперанца начинает демонстрировать публике истинные возможности своего вокала. Ее голос силен и нежен, манера пения начисто лишена академизма и далека от традиционной джазовой техники Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald) и Билли Холидей (Billie Holiday), она больше похожа на Минни Рипертон (Minnie Riperton), а энергия и харизма роднит Эсперанцу с Жанель Моне (Janelle Monae). При этом Сполдинг умудряется выглядеть совершенно расслабленной - она поет, полузакрыв глаза, с безмятежной улыбкой; ее композиция полна очарования солнечного дня. Та же легкость и спокойствие ощущаются и в "Knowledge of Good and Evil", однако эта композиция - более плотная, она разворачивается и перетекает в брызжущий радостью скэт, с которым соперничает скрипка.
Контрабас Сполдинг - инструмент с тысячью жизней и идей. Он крайне редко относит себя к ритм-секции и вообще уверенно дистанцируется от басовых партий. Он заигрывает со своей хозяйкой, спорит с ней, а параллельно чутко поддерживает фортепиано Лео Геновезе (Leo Genovese) и скрипку Сары Касуэлл (Sara C. Caswell), иногда выполняя роль перкуссии. При этом вокал может вообще идти дуэтом с виолончелью - такая мультизадачность достойна восхищения.
Невзирая на то, что на Сполдинг навесили ярлык "джаз", она явно не выглядит тепличным растением, не испытывающим на себе влияния современной поп-сцены: некоторые ее вещи куда ближе к фанку, а какие-то - вовсе даже к британскому инди-року. А иногда нам показывают простенькую босса нову, которая уже после первых тактов оказывается многослойной сюитой. Перед публикой разворачивается процесс осмысления музыкального пейзажа, поиск своего голоса - и удачные находки, которые автор совершает на этом пути.
Со стандартами Эсперанца обращается бережно, но решительно: она продемонстрировала чувственную натуру "Wild is the Wind", превратив копозицию в страстное жестокое танго и предварив ее словами:
"Эта удивительная песня была исполнена в свое время двумя удивительными музыкантами - Ниной Симон и Дэвидом Боуи. Два музыканта из столь разных стран объединили в ней свои таланты. Но когда ее пою я, для меня "Wild is the Wind" имеет буквальное значение - я сенрьезна, когда я произношу это. Любовь может стать для вас источником жизни - она же может стать источником грусти и боли, если вы позволите себе быть унесенным ее ветром".
"В течение многих лет я изучала классику. Но я слушаю все виды музыки, и множество их влияет на мою музыку. При помощи контрабаса я передаю в джазе и фанке свои эмоции, стремясь разделить с аудиторией свою внутреннюю музыку, - рассказывает Эсперанца в интервью Inrockuptibles. Ее музыка сложна и интеллектуальна, она предполагает углубленное слушание - но именно благодаря своему подходу к музицированию Сполдинг имеет все шансы приобрести аудиторию, на которую раньше не мог рассчитывать ни один джазовый вундеркинд.
Она общительна и нежна, она умеет создавать ощущение того, что все, что происходит сейчас на сцене, - это очень просто. Магическая легкость ее пения покоряет, и затейливая мелодия "Inutil paisagem" вплывает тебе в голову помимо воли. А когда под конец концерта Эсперанца и вторая вокалистка, Леала Сир (Leala Cyr), исполнили а капелла дуэт в сопровождении щелчков и хлопков в ладоши, публика некоторое время стояла в оцепенении, прежде чем взорвалась аплодисментами и признаниями в любви.
Вот и все. Эсперанца представила своих музыкантов в ходе изобретательной outro-импровизации, вновь села в кресло и надела туфли. Публика, не в силах поверить, что концерт завершен, пыталась вызвать ее овациями на бис. Но позволить себе быть унесенными ветром можно лишь единожды.
Через день Эсперанца Сполдинг приняла участие в большом трибьюте Майлзу Дэвису в ходе огромного сборного концерта, однако это - уже совсем другая история.
Если вы видите на афише имя "Esperanza Spalding" - обязательно загляните на огонек. На концерте юнй звезды каждый найдет что-то для себя.
Дата рождения:
18 октября 1984
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)