О дожде хорошо рассказывать в дождь. Шум капель, блямцающих с утра по челесте подоконника, рифмует Москву с заплаканным Дюссельдорфом: в этом году наш визит на Düsseldorf Jazz Rally получился сумбурным и пасмурным. Дождь шел весь уик-енд, начавшись сразу после того, как мы оказались в городе; он смыл с площадей зрителей открытых сцен и загнал всех любопытствующих в кабаки и закрытые тенты.
Джаз в Дюссельдорфе играют каждый год; в 2012-м планируется отмечать 20-ю годовщину этого грандиозного хэппенинга, и можно ожидать, что организаторы постараются на славу. Однако неизвестно, каким будет вектор их амбиций: обычно программа Джаз Ралли складывается из двух-трех мейнстримовых коллективов, пары гениальных новичков и трех десятков старперов, при этом именно последние играют на всех открытых сценах, а чтобы найти действительно стоящие имена, приходится побегать,- это превращается в забавный квест, когда над твоей головой грохочет гром и холодные струи забираются под зонт.
Основные сцены Джаз Ралли сосредоточены в районе Старого города - Altstadt, с его вымощенными булыжником мостовыми и маленькими пивными, с его благородным altbeer - пивом верхового брожения, собаками и цветами в корзинках. Концепция фестиваля предполагает, что за стоимость входного билета “Jazz-Rally-Button" (это действительно большущий значок) любой желающий сможет посетить больше 30 маленьких сцен, а билеты на большие концерты на площади Burgplatz продаются отдельно за 30-40 евро.
Можно предположить, что при такой системе среднестатистический посетитель фестиваля выбирает себе место по вкусу и торчит там весь вечер, планомерно накачиваясь пивом, однако на деле концерты мало пересекаются между собой по времени, так что достичь желанной площадки с интересным репертуаром всегда успеешь. А для тех, кто лишь начал обнаруживать для себя прелесть джаза, у меня есть простая рекомендация: не стоит следовать легкому пути, ищите на карте Джаз Раллли "авангардные" сцены и будьте готовы обнаружить себя в катакомбах рядом с набережной или в здании бывшего планетария. В этот уик-енд город превращается в одну большую тусовку, так что в какой-то момент совершенно незнакомые люди могут подсказать вам наиболее удачный маршрут, а легендарный пианист, композитор и аранжировщик Эбин (Michael Abine) может проиграть в вашем личном рейтинге команде польских джазменов. Кстати, о звездах: Джаз Ралли - фестиваль, на котором нет звезд "категории А", поэтому ехать сюда в надежде ухватить за хвост сенсацию - бессмысленно. Зато музыки вы получите сполна, особенно если у вас достанет энергии доехать до отдаленных сцен - например, до площадки, расположенной во внутреннем дворе старинного замка Kaiserswerth, великолепной бывшей лагерной стоянке императора Барброссы.
Разумеется, большой городской фестиваль немыслим без привлечения свежих слушателей. Весомая часть программы отведена под сеты поп-звезд, на которые собираются девушки с пирсингом, юноши в костюмах и веселые фрики. Первый концерт, который мы посетили в стихийном режиме, состоялся сразу после нашего прилета в аэропорт Дюссельдорфа, больше похожий на молл, нежели на собственно аэропорт. Не успел шустрый лайнер airberlin высадить нас на немецкую землю, как мы обнаружили, что 1) начинается дождь 2) буквально на территории аэропорта, в огромном ангаре рядом со взлетно-посадочной полосой, проходят крупнейшие концерты Джаз Ралли.
И хотя в программе площадки был, в основном, поп-рок, а не джаз, было любопытно, как организаторы справляются с задачей построения системы звукоизоляции.
Оказалось, что близость аэропорта ничуть не мешает любимцам барышень, группе Clueso, исполнять проникновенные баллады в зале, украшенном настоящим самолетом. Группа - типичный "внутренний продукт", за пределами Германии о ней почти неизвестно, но здесь она любима, здесь она собирает толпы восхищенного народа, здесь ей подпевает весь зал.
Однако мы здесь не за этим; покинув продуваемый всеми ветрами холодный ангар, отправляемся на небольшую сцену в центре, где уже начал свой сет дуэт Nighthawks - крайне любопытное сочетние трубы и баса, изобретательное и благородно лаконичное шоу. Экспрессивное, резко прописанное, оно - родом из научно-технических лабораторий, где музыку кроят по лекалам; но от механистической четкости исполнителей твоя картина мира приобретает ясность и завершенность.
На следующее утро мы выбираемся в город и пытаемся отловить все самые интересные моменты фестиваля в промежутках между штормовыми предупреждениями. Честно сказать, получается у нас это неважно: то и дело приходится пропускать один-другой концерт, пережидая ливень в кафе или в музее.
Поскольку на дворе - выходные, Дюссельдорф наводняют разнообразные фрики. Начало лета - сезон свадеб, а здесь народ очень любит устраивать молодоженам свобеобразную "полосу препятствий": серию дурацких конкурсов и испытаний. Нам встречается стайка юношей в париках, девушки в костюмах стюардесс, продающие сахарную вату, а также веселая компания, предлагающая сфотографироваться вместе на "полароид".
Сегодня джаз звучит на всех перекрестках и пощадях - в частности, на знаменитом променаде. Здесь весело трубят барышни из духового бэнда Superbass. Играют они на крепком студенческом уровне, но умеют подать свой нехитрый товар так зажигательно, что народ невольно начинает стягиваться в то место, откуда доносится звук.
В Tonhalle, бывшем планетарии с превосходной симфонической акустикой, расположились артисты, чья музыка располагает к углубленному слушанию; а на улицах тем временем шпарят джаз-бэнды всех категорий, от нью-орлеанского джаза до авангарда. В обычное время они играют по всей Германии в мелких клубах, но сегодня -их звездный час, и промокшие зрители награждают пожилых артистов законными овациями. Классический пример - Schampus All Stars, играющие вместе с 1969 года и до сих пор не сложившие оружия. Добротный, крепкий джаз, свинг и знаменитые баллады - их обычный хлеб, разница только в том, что обычно их концерты привлекают куда меньше народа.
Саксофонист Клаус Долдингер (Klaus Doldinger) - культуртергер вроде нашего Бутмана; во время его выступления по залу снуют официанты с подносами, полными altbeer, и атмосфера - самая расслабленная. Концерт, по сути, состоит из набора джемов с составами разного периода, и с музыкальной точки зрения представляет собой нечто вроде сборника хитов разных лет с обязательными соло после каждой коды; но Клаус умело расставляет акценты: балагурит, представляет коллег, играет с ними дуэты, не забывая о необходимости добавить в сет красивых каскадов и ностальгических evergreens. Программа Клауса делится на две части - респектабельную "Classic" и условно экспериментальную "Today", навеянную путешествиями по миру - с явным этническим колоритом и экскурсами в поп-музыку.
Разумеется, после такого жизнеутверждающего концерта не грех закусить, благо на Burgplatz, где размещен главный тент, сосредоточены самые вкусные ресторанчики округи. Когда мы вновь выходим на тропу войны, начинается ливень - да такой, что сносит тенты и палатки. Кто успел добежать до хороших сцен, тому повезло.
Больше всего этим вечером не повезло ребятам из группы Between Borders - благодаря грозе у них вырубается электричество, и концерт приходится свернуть на середине программы.
Куда лучше устроились джаз-панкеры Jazzkantine: их программа "Hell's Kitchen", в которой они искусно "состаривают" рок-хиты и даже хип-хоп, как нельзя лучше соответствует мятежной и буйной погоде. Оцените, насколько харизматичен этот состав!
Последнее выступление, которое мы застали в Дюссельдорфе - сет пианиста-импровизатора Артура Дуткевича (Arthur Dutkiewicz) и его трио - типично польский состав: интеллектуальный, красивый, легкий. Это - настоящее открытие фестиваля. Оценили игру басиста Дэвида Фризена (David Friesen) и гитариста-бибопера Михаэля Загмайстера (Michael Sagmeister) - и на этом Джаз Ралли для нас заканчивается...
Очевидно, что из-за погодных условий на нашу долю не досталось самых классных сетов на самых интересных сценах. Но мы полны решимости продолжить знакомство с джазовым Дюссельдорфом в следующем, юбилейном, году.
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)