Александр КУТИКОВ  "Abbey Road меня приняла"

Александр Кутиков - один из немногих олдовых музыкантов, кто отважился на эксперимент. Свой сольный альбом "Демоны Любви" он выпустил не только в традиционном CD-формате, но и лимитированным номерным изданием на виниле. Вместе со Звуками Кутиков прослушал альбом на аппаратуре hi-end, объясняя, как сработал этот замысел...

Александр Кутиков - один из немногих "олдовых" российских музыкантов, кто выпускает альбомы не только для широкой публики, но и для "понимающих" людей. Свой сольный альбом "Демоны Любви" он выпустил и в традиционном CD-формате, и лимитированным номерным изданием на виниле. "Винил - довольно эстетская вещь, доступная не каждому по целому ряду параметров", - улыбается Александр. - "Во-первых, его надо на чем-то слушать, и важно, чтобы это была хорошая аппаратура. То есть человек, который слушает винил – слушает его не просто так: он делает сознательный выбор в пользу винила, в пользу аналогового звучания. Так что выпуск альбома на виниле – это небольшой тираж для тех, кому такое звучание действительно важно".

Издание выполнено в виде двойного LP, однако это не совсем полный "двойник" - материал альбома не уместился на стандартном одинарном виниле, и две последние песни альбома получили собственный второй диск. "По-моему, некая "пинкфлойдовская" штука получилась", - говорит Александр, - "на одной стороне второй пластинки два трека, а на другой – тишина".

Мы с Алекандром направляемся в хорошо знакомый наши посетителям салон Burmester, ставший постоянным полигоном для акустических экспериментов. Для того, чтобы получить ясную картину, подбираем звуковой комплект, который дает максимально атмосферный звук – это вертушка Thorens - TD309 в комплекте с двумя (по одному на канал) усилителями Burmester Power Amp 911 MK3. У этих усилителей чрезвычайно высокий фактор демпфирования, поэтому они способны "раскачать" любые колонки и добиться от них полной отдачи в широком диапазоне частот. Впрочем, и с колонками нам более чем повезло: это уже знакомые нашим читателям замечательные Burmester Loudspeaker B100, которые на разноплановых "Демонах Любви" должны показать себя во всей красе. Эти колонки прекрасно воспроизводят высокую динамику, то есть звук получается «природный», максимально естественный – именно такой, какой хотел получить Александр при сведении и мастеринге альбома.
Помимо этого, в системе мы используем фонокорректор Burmester 100 – эта модель практически полностью минимизирует внешние шумы. Предусилитель, включенный в систему – это Burmester 808 MK5. Кроме того, в системе мы используем кабель Nordost Odin. Этот кабель является рефренсной моделью самого высокотехнологичного в мире производителя кабеля, и представлен в системе в вариантах акустического, межблочного и сетевого кабеля.

Уже с самой первой песни – радиохита "Наливай" - становится ясна общая картина записи, чувствуется пространство. Вокал оказывается чуть выдвинут вперед, в то время как барабаны "убраны" на задний план, а гитара с басом ведут свои партии по разным каналам. Такое ощущение, что мы находимся непосредственно в студии звукозаписи – граница звука выстроена очень тщательно, она неожиданно "широкая", если закрыть глаза – эффект присутствия всех музыкантов ощущается очень четко.

Александр: Хорошо, что Вы это улавливаете! Я сознательно добивался того, чтобы слушатель почувствовал себя рядом с нами, в студии, почувствовал атмосферу записи.
Звуки.Ru: Альбом писался "вживую"?
Александр: Именно "вживую" - и мне хотелось, чтобы все это почувствовали! Главным условием в работе над альбомом было записать всех музыкантов одновременно. В работе над диском принимали участие настоящие профессионалы - например, барабанщик Кристер Янссон (Christer Jansson) – это постоянный, студийный барабанщик Roxette, записавший с ними многие из их хитов. Как только мы собрались для записи и обсудили процесс работы, мы поняли, что мы должны стать единым организмом, чтобы эта запись получилась. Нужно создавать, фактически, новую группу. Когда на следующий день мы собрались в студии, музыканты мне предложили: "Александр, иди к микрофону". Я же, на самом-то деле, делать этого не собирался – вокал пишется наложением, после того как записаны инструментальные треки, - но они в один голос заявили : "Если мы – группа, то мы должны чувствовать твое настроение! Так что пой, давай! И так, как ты будешь петь, так мы и будем играть!". И вот я пел, а они – играли...

Начинает звучать песня "Снег", где вдруг проявляются нежные, прозрачные клавиши, словно обволакивающие все звучание композиции. После двух первых рок-номеров пластинки с их концертной энергетикой лирический "Снег" звучит чрезвычайно эффектно. И здесь прекрасно проявляют себя колонки В100 – эти акустические системы позволяют слушать как громкую музыку без потери в точности, так и при прослушивании тихих композиций не теряется естественность и сохраняется правильный баланс. На "Снеге" мы чуть-чуть убираем громкость и получаем настоящую романтическую евро-балладу: немного темповую, но вместе с тем мелодичную и легко запоминающуюся.

Александр: Вот видите, у песни совсем другое настроение – а звуковая картина не меняется, у альбома сохраняется "собственное лицо". Послушайте, как здесь звучит гитара, насколько она здесь уместная и "вкусная"! Она появляется именно там, где надо, и именно на том уровне, на котором нужно! Это играет замечательный, просто великолепный шведский гитарист Себастьян Нилунд (Sebastian Nylund).

Звуки.Ru: На мой взгляд, гитарное соло музыкально точно передает смысл песни – "никто не мог застать врасплох весь этот мир, рожденный когда-то давно…". Очень глубокий и многомерный текст.
Александр: Вы совершенно правы! Это же песня не просто про снег, у нее гораздо более глубокий смысл. По сути, песня-то - о Создателе и о пришествии Спасителя.
Звуки: А музыканты понимали, о чем Вы поете?
Александр: Да, конечно. Перед записью мы много разговаривали о том, о чем песня, о том, какой звук я хочу услышать в итоге. И вот что интересно: как я уже говорил, те шведские музыканты, которые работали вместе со мной над записью – они замечательные профессионалы, одни из лучших в своем жанре, люди, которые могут сыграть что угодно и как угодно. И, когда мы обсуждали звучание пластинки, ту звуковую палитру, которую хотим услышать, вдруг выяснилась удивительная вещь – из девяти человек, которые находятся в студии, семеро работают не только как музыканты, но и как продюсеры, - в том числе и Лёня Гуткин и Володя Матецкий, которые были моими ко-продюсерами! Естественно, что в такой компании мы очень быстро пришли к пониманию того, какова будет технология записи и как все в итоге должно звучать.
Звуки.Ru: Картина звука получается живой и атмосферной, но, может быть, не настолько широкой, как, например, на концертных записях. Хотя, конечно, она значительно шире, чем многие студийные записи!
Александр: Я добивался именно этого – передать атмосферу той студии, в которой мы записывались. Я очень рад, что это слышно!
Звуки.Ru: Сочетание записи в Стокгольме и сведения в Англии – чем был обусловлен именно такой выбор?
Александр: Целым рядом причин. Я однозначно знал, что записываться надо за рубежом. Конечно, сделать все, например, на Abbey Road – это был бы очень дорогостоящий проект, неподъемный для меня, прежде всего с финансовой точки зрения. Но записаться в Швеции, а потом свести пластинку в Англии – это оказалось возможно.

Мы слушаем заглавную песню пластинки "Демоны Любви" - и звуковая атмосфера снова меняется, сама песня содержит в себе и лирическую часть, и более форсированный припев, но переход к крещендо не режет слух, а сделан чрезвычайно плавно. Во многом благодаря усилителям 911 MK3 можно почувствовать, как мелодия "плывет" по всем частотам – звук чрезвычайно детален и конкретен, но при этом комфортен. Плюс за счет работы фонокорректора пластинка практически не "шуршит", звук лишен дополнительных "примесей" и ненужного "песка".

Александр: Очень непростая для продюсирования композиция. В этой песне тоже было очень важно соблюсти баланс - и в подаче вокала, и в уровне звучания инструментов. Причем, если Вы обратите внимание, на CD она звучит значительно резче. Дело в том, что для винилового издания я делал специальный мастеринг, целиком "заточенный" под винил – мне хотелось добавить в звучание пластинки не только атмосферы, о которой мы уже говорили, но и той самой аналоговой теплоты…
Звуки.Ru: "Теплый виниловый звук"?
Александр: Как ни странно прозвучит, но – да. И я говорю сейчас не как эстет, а просто как продюсер. Мне хотелось, чтобы слушатель испытал чувство комфорта, чтобы запись не "резала" уши, чтобы все было максимально приближено к оригинальному, живому звучанию.
Звуки.Ru: А какая Ваша любимая песня с альбома?
Александр: Мне нравятся и "Снег", и "Зодиак", и еще я очень люблю "Лондон". У этой песни очень необычная история: я написал ее по дороге от гостиницы до студии. Мне неожиданно пришла в голову мелодия и я просто напел ее на диктофон в мобильнике. До студии от гостиницы пешком было идти минут двадцать – и вот все эти двадцать минут я и сочинял песню.
Звуки.Ru: А какую аппаратуру Вы использовали при сведении?
Александр: Я использовал Sony NS-10m, KRK и очень известную, и престижную марку мониторов - Bowers & Wilkins. На B&W очень давно работают на Abbey Road, там где я и сводил свой альбом. Мне очень комфортно как продюсеру и звукорежиссеру работать с этими мониторами.

Несмотря на то, что Александр использовал при записи модели других марок, наш Burmester-комплект в итоге выдает наиболее полную и расширенную картину звука: поэкспериментировав и с громкими рок-н-роллами, и с романтичной лирикой, можно сделать вывод – виниловое издание "Демонов Любви" прошло испытание самой современной звуковоспроизводящей аппаратурой. Перед нами – издание, которое вполне может конкурировать с зарубежными образцами, и которое на высококачественной hi-end аппаратуре звучит максимально приближенно к «живой» записи и создает настоящую рок-атмосферу.

Звуки.Ru: И напоследок, когда мы прослушали весь альбом, не могу не спросить про Abbey Road. Это же был Ваш пятый визит на легендарную студию? Выходит, Вы там уже полностью освоились!
Александр: Abbey Road – это магическое, волшебное место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. И, знаете, еще когда мы писались на ней с "Машиной Времени", у меня сложилось впечатление, что сама студия – это живой организм, который, если ты на него «настроишься», может тебе помочь, может придать тебе силы, напитать тебя какой-то дополнительной, своей, энергией. Я поначалу думал, что мне всё это только кажется, а потом разговорился с техниками и звукорежиссерами, которые там работают, и они мне сказали то же самое. Даже посмеялись: "Ты это почувствовал? Тогда радуйся – Abbey Road тебя приняла, ты теперь наш человек!"

Тестирование проходило в салоне Burmester, в котором можно услышать и рассмотреть все модели, перечисленные в обзоре.

31.05.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Александр КУТИКОВ - свежие публикации:

  • Пресс-релизы - Бесконечномгновенносотсрочкойнагод, 26.01.2017
    Александр Кутиков презентует альбом "Бесконечномгновенно" »»
  • События - Почетный продюсер, 13.04.2012
    Знаменитому "машинисту" Александру Кутикову исполняется 60 лет »»
  • Интервью - "Я познал все свои недостатки", 30.11.2009
    К хорошему привыкаешь. Быстро и так сильно, что ради него готов пожертвовать многим. После того, как "Машина Времени" записала альбом на студии Abbey Road, участникам группы стало ясно, что лучше студии в мире нет. Работа на ней стала не просто мечтой, а навязчивой идеей. По крайней мере, для Александра Кутикова это так. Его "Демоны любви" в итоге были выпущены "на волю" именно в Лондоне. О том, какие перипетии сопровождали его сначала в Англии, а потом в Швеции, музыкант рассказал в интервью Звукам.Ru »»
Сайт: kutikov.com

Александр КУТИКОВ

Дата рождения:

13 апреля 1952